- НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
- ПОСОБИЕ ПО ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ
- ВАЛЮТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
- ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
налогообложение
Хранение, погрузка товаров в России и исчисление НДС и налога на доходы
1 (211). Белорусская организация реализует товары в дальнее зарубежье и перед отправкой хранит их в российском порту. В связи с отсутствием собственных мест хранения товаров на территории Российской Федерации белорусская организация заключила договор хранения и договор на использование погрузочно-разгрузочного оборудования с резидентами Российской Федерации.
В приведенной ситуации возникли следующие вопросы:
1.1. Следует ли исчислять НДС при оплате услуг нерезидентов?
Не следует.
Взимание НДС во взаимоотношениях с резидентами Российской Федерации регулируется Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014; далее – Протокол, ЕАЭС соответственно) |*|.
* Материал об изменениях с 2015 г. в исчислении НДС по работам и услугам в рамках ЕАЭС доступен для подписчиков электронного "ГБ"
Взимание косвенных налогов при оказании услуг осуществляется в государстве – члене ЕАЭС, территория которого признается местом реализации услуг. Налоговую базу, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяют в соответствии с законодательством государства – члена ЕАЭС, территорию которого признают местом реализации услуг.
В частности, местом реализации услуг признают территорию государства – члена ЕАЭС, если услуги связаны непосредственно с движимым имуществом, транспортными средствами, находящимися на территории этого государства – члена ЕАЭС.
Таким образом, поскольку услуги по хранению и предоставлению в пользование погрузочно-разгрузочного оборудования связаны непосредственно с движимым имуществом (товарами), находящимся на территории Российской Федерации, то местом реализации услуг признают территорию Российской Федерации.
Следовательно, у белорусской организации не возникает обязанности по исчислению и перечислению в бюджет НДС.
1.2. Следует ли удерживать налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство (далее – налог на доходы), при выплате вознаграждения нерезидентам?
Не следует при наличии подтверждения налогового резидентства российских организаций.
Объектом обложения налогом на доходы признают доходы, полученные плательщиком от источников в Республике Беларусь от оказания услуг по хранению имущества (подп. 1.12.8 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Республики Беларусь; далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ" – НК).
Ставка налога на доходы в отношении доходов от оказания вышеуказанных услуг установлена в размере 15 % (п. 1 ст. 149 НК).
Налог на доходы исчисляет, удерживает и перечисляет в бюджет юридическое лицо Республики Беларусь, начисляющее и (или) выплачивающее доход иностранным организациям (налоговый агент) (подп. 3.1 п. 3 ст. 146, п. 3 ст. 150 НК).
При обложении налогом на доходы следует руководствоваться не только нормами НК, но и Соглашением между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество, подписанным в г. Москве 21.04.1995 (далее – Соглашение).
Так, прибыль предприятия одного договаривающегося государства может облагаться налогом только в этом государстве, если только такое предприятие не осуществляет предпринимательскую деятельность в другом договаривающемся государстве через находящееся там постоянное представительство (п. 1 ст. 7 Соглашения).
Поскольку погрузочно-разгрузочное оборудование используется белорусской организацией на территории Российской Федерации, то доходы нерезидента от предоставления в пользование этого оборудования являются доходами от предпринимательской деятельности. Вышеназванная норма Соглашения применяется также в отношении доходов от хранения имущества.
Для целей применения Соглашения иностранные организации, которые являются фактическими владельцами дохода, должны представить по форме и в порядке, установленным МНС, подтверждение того, что они имеют постоянное местонахождение в Российской Федерации, которое должно быть заверено компетентным органом (ст. 151 НК).
Справочно: подтверждение можно представить в налоговый орган как до уплаты налога на доходы, так и после этой уплаты, в т.ч. в виде электронного документа. В этом случае его направляют в налоговый орган в качестве приложения к налоговой декларации (расчету) по налогу на доходы (далее – декларация), если налоговый агент представляет декларацию в электронном виде, либо к письму налогового агента, составленному в виде электронного документа.
При непредставлении в налоговый орган подтверждения налог на доходы удерживают и перечисляют в бюджет в установленном порядке.
Налоговым периодом налога на доходы признают календарный месяц, на который приходится день начисления дохода хранителю. Декларацию представляют в налоговые органы по месту постановки на учет белорусской организации не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем начисления дохода. Исчисленный и удержанный налог на доходы перечисляют в бюджет не позднее 22-го числа месяца, следующего за месяцем начисления дохода (пп. 1, 5 ст. 150 НК).
Подведем итог: для того чтобы вознаграждение резидентов Российской Федерации от оказания услуг по хранению и предоставлению в пользование погрузочно-разгрузочного оборудования не облагалось налогом на доходы в Республике Беларусь, им необходимо представить подтверждение о налоговом резидентстве в Российской Федерации.
Сергей Козырев, канд. экон. наук, DipIFR, аудитор
Реализация банку мерных слитков и НДС
2 (212). Организация приобрела и через некоторое время продала банку мерные слитки.
Надо ли отражать такой оборот в декларации по НДС?
Надо.
Указанные обороты отражаются в налоговой декларации по НДС |*|.
* Информация об изменениях, которые произошли в форме и порядке заполнения налоговой декларации по НДС, доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Обороты по реализации на территории Республики Беларусь драгоценных металлов и драгоценных камней, а также выполненных работ (оказанных услуг) при реализации организациями банкам, между банками, банками организациям и физическим лицам банковских и мерных слитков из драгоценных металлов, слитковых (инвестиционных) монет из драгоценных металлов освобождаются от НДС (подп. 1.17.5 п. 1 ст. 94 НК).
Индексация и самостоятельное выделение НДС
3 (213). В счетах-фактурах на потребленные энергоресурсы выставлены суммы индексации, из которых не выделен НДС.
Имеет ли право покупатель самостоятельно выделить НДС и принять его к вычету?
Не имеет.
Налоговыми вычетами по НДС |*| признаются суммы НДС, предъявленные продавцами, состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь и являющимися плательщиками, к оплате плательщику при приобретении им на территории Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав (подп. 2.1 п. 2 ст. 107 НК).
* Информация о том, как не допустить промахов в применении вычетов по НДС, доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Случаи, когда плательщики имеют право самостоятельно выделить для вычета суммы НДС, определены п. 22 ст. 107 НК.
Выделение НДС из предъявленных к оплате сумм индексации названной статьей не предусмотрено. Следовательно, самостоятельно выделить и принять к вычету НДС по суммам индексации плательщик не имеет права.
НДС и передача автомобиля в лизинг
4 (214). Лизинговая компания приобретает автомобиль у белорусского дилера со ставкой 10 % для передачи его в лизинг.
Какая ставка НДС должна быть указана в ТТН при передаче автомобиля в лизинг?
Ставка НДС в размере 20 %.
Объектами обложения НДС признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь, включая обороты, в т.ч. по передаче лизингодателем предмета финансовой аренды (лизинга) лизингополучателю (подп. 1.1.5 п. 1 ст. 93 НК).
Размеры ставок НДС, применяемых при реализации товаров (работ, услуг), установлены п. 1 ст. 102 НК.
Как следует из запроса, при передаче в лизинг автомобиля дилером применена ставка НДС в размере 10 % |**|.
** Особенности применения налоговых ставок НДС и вычетов по этому налогу в 2015 г. доступны для подписчиков электронного "ГБ"
Названная ставка применяется в случаях, оговоренных подп. 1.2 п. 1 ст. 102 НК. Однако в числе этих случаев лизинговые отношения не поименованы.
При этом обороты по реализации резидентами СЭЗ на территории Республики Беларусь товаров собственного производства, которые произведены ими на территории СЭЗ и являются импортозамещающими в соответствии с перечнем импортозамещающих товаров, облагаются НДС по ставке 10 %. Эта ставка применяется в отношении товаров, отгруженных с 1 января 2011 г. (п. 51 ст. 327 НК). Исключение составляют случаи, указанные в п. 5 ст. 326 НК.
Справочно: приведенная выше норма не распространяется:
– на общественное питание, деятельность в сфере игорного бизнеса, деятельность по организации и проведению электронных интерактивных игр, операции с ценными бумагами;
– реализацию товаров (работ, услуг), производство (выполнение, оказание) которых осуществляется полностью или частично с использованием основных средств, находящихся в собственности или ином вещном праве резидента СЭЗ, и (или) труда работников резидента СЭЗ вне ее территории.
Особенности налогообложения в СЭЗ не распространяются на банки и страховые организации.
Отметим, что особенности налогообложения в СЭЗ, установленные НК, распространяются на реализацию резидентами СЭЗ, в т.ч. на территории Республики Беларусь, товаров собственного производства, которые произведены ими на территории СЭЗ, являются импортозамещающими в соответствии с перечнем, определенным Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь (п. 3 ст. 326 НК).
Приведенная выше норма применяется при условии наличия заключенного резидентом СЭЗ договора, на основании которого осуществляется реализация товаров на территории Республики Беларусь, и документов, подтверждающих реализацию товаров на территории Республики Беларусь (товарно-транспортные накладные и (или) иные документы).
Как следует из вопроса, организация-продавец является дилером производителя предлагаемых автомобилей, которые в соответствии с перечнем, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.01.2014 № 48, относятся к импортозамещающим.
Из изложенного можно сделать вывод, что ставку НДС в размере 10 % может применять только производитель – резидент СЭЗ импортозамещающей продукции. Следовательно, при дальнейшей реализации такой продукции, в т.ч. на основании договора лизинга, применяется ставка НДС в размере 20 %.
Наталья Рощина, экономист
пособиЕ по временной нетрудоспособности
Работа по совместительству и пособие по временной нетрудоспособности
5 (215). Сотрудница предъявила в бухгалтерию листок нетрудоспособности с 28 апреля по 5 мая 2015 г. Она работала на этом предприятии по совместительству с 1 августа 2014 г. по 27 февраля 2015 г., а со 2 марта 2015 г. работает как основной работник.
Как правильно определить период работы сотрудницы для расчета пособия по временной нетрудоспособности:
– исходя из 6 календарных месяцев, предшествующих месяцу, в котором возникло право на пособие, включая месяцы, в которых она работала по совместительству (с 1 октября 2014 г. по 31 марта 2015 г.);
– либо из периода работы, в котором сотрудница является основным работником (со 2 марта по 27 апреля 2015 г.)?
Период работы по совместительству в расчет не принимается.
Размер среднедневного заработка для исчисления пособий по временной нетрудоспособности |*| работникам определяют за 6 календарных месяцев, предшествующих месяцу, в котором возникло право на пособия (далее – расчетный период). При этом размер среднедневного заработка для исчисления пособия по временной нетрудоспособности исчисляют исходя из заработка за период работы у плательщика, назначающего пособие (п. 21 Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 569; далее – Положение).
* Разъяснение порядка назначения пособий по временной нетрудоспособности доступно всем на портале GB.BY
Работникам, кроме лиц, за которых или которыми обязательные страховые взносы на социальное страхование уплачивались в соответствии с законодательством менее чем за 6 месяцев до возникновения права на пособия, размер среднедневного заработка для исчисления пособий определяют за фактически отработанное время.
При этом, если число календарных дней расчетного периода составляет менее 30, то пособия исчисляются исходя из тарифной ставки (оклада) (без надбавок и повышений) работника, установленной(-ого) на день возникновения права на пособия, или исходя из среднего заработка, сохраняемого за время трудового и социального отпусков, отпуска по беременности и родам, временной нетрудоспособности (по более выгодному варианту) (п. 23 Положения).
На день возникновения права на пособие (28 апреля 2015 г.) сотрудница числилась на предприятии только как основной работник. Поскольку работникам пособия назначают по каждому месту работы, то период работы по совместительству в расчет не принимается (п. 31 Положения).
Число календарных дней расчетного периода равно 30. Учитывая изложенное, среднедневной заработок для исчисления пособия по временной нетрудоспособности необходимо исчислять из заработка за период со 2 по 31 марта 2015 г.
Юлия Боженкова, аудитор
Ответ подготовлен на основании разъяснений специалистов Минского городского управления ФСЗН.
валютное законодательство
Договоры лизинга с белорусскими организациями в иностранной валюте
6 (216). Имеет ли право лизинговая компания заключать договоры лизинга с белорусскими организациями в иностранной валюте?
Имеет, но только в специально предусмотренных случаях.
Субъектам валютных операций – резидентам разрешено покупать |*| и использовать иностранную валюту для расчетов по договорам финансовой аренды (лизинга) транспортных средств в иностранной валюте, заключенным с субъектами валютных операций – резидентами, при условии, что объект финансовой аренды (лизинга) транспортных средств приобретался в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 01.10.2013 № 450 "О некоторых вопросах реализации транспортных средств на условиях финансовой аренды (лизинга)" (далее – Указ № 450) (письмо Нацбанка Республики Беларусь от 06.05.2014 № 31-15/177 "Разрешение на проведение валютных операций по договорам финансовой аренды (лизинга)"; далее – письмо № 31-15/177). Указ № 450 распространяется на транспортные средства, приобретаемые в 2013–2015 гг. за счет кредитов банков юридическими лицами Республики Беларусь – лизингодателями у производителей – резидентов Республики Беларусь, имеющих среднесписочную численность работников на 1 января 2013 г. более 20 тыс. человек, которые передаются по договорам лизинга с установлением вознаграждения (дохода) лизингодателя, не превышающего 2 % годовых.
* Информация о бухгалтерском учете операции по покупке иностранной валюты доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Основанием для покупки иностранной валюты и расчетов в ней согласно письму № 31-15/177 являются договор финансовой аренды (лизинга) в иностранной валюте, а также письмо лизингодателя, подтверждающее, что объект лизинга приобретался в соответствии с Указом № 450.
Обращаем внимание, что в письме № 31-15/177 не указан срок его действия, т.е. оно принято на неопределенный срок.
Кроме того, действует еще одно разрешение на покупку валюты и расчеты в ней с резидентами, если срок договора лизинга превышает 1 год: объект импортного производства покупается у производителя (его официального дилера, дистрибьютора) в счет кредитов белорусских банков или займов (кредитов) нерезидентов (письмо Нацбанка Республики Беларусь от 30.12.2013 № 31-15/339 "Разрешение на проведение валютных операций по договорам финансовой аренды (лизинга)").
Организация деятельности субъектов хозяйствования
Проведение ремонта арендуемого помещения
7 (217). Арендуемое офисное помещение было затоплено в результате аварии. Договор аренды недвижимости не содержит условия о том, какая из сторон обязана производить его ремонт, а соглашения между сторонами по этому вопросу достичь не удалось, так как каждая сторона не считает себя виноватой.
Как решить этот вопрос в соответствии с законодательством?
Обязанности сторон по содержанию и ремонту объекта распределяются следующим образом:
1) капитальный ремонт – арендодатель;
2) текущий ремонт – арендатор (ст. 587 Гражданского кодекса Республики Беларусь).
В частности, арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законодательством или договором аренды |*|. Капитальный ремонт должен производиться в срок, установленный договором аренды, а если он не определен договором или вызван неотложной необходимостью, – в разумный срок.
* Дополнительная информация о том, кто должен нести затраты на капитальный ремонт арендованного оборудования, доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Нарушение арендодателем обязанности по производству капитального ремонта дает арендатору право по своему выбору:
1) произвести капитальный ремонт, предусмотренный договором или вызванный неотложной необходимостью, и взыскать с арендодателя стоимость ремонта или зачесть ее в счет арендной платы;
2) потребовать соответственного уменьшения арендной платы;
3) потребовать расторжения договора и возмещения убытков.
Арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законодательством или договором аренды.
Причем арендатор вправе требовать проведения капитального ремонта, несоблюдение этого условия дает ему право на расторжение договора.
Справочно: капитальный ремонт – совокупность работ, в т.ч. строительно-монтажных, пусконаладочных, и мероприятий по восстановлению утраченных в процессе эксплуатации и (или) улучшению конструктивных, инженерных, технических, эстетических качеств объекта строительства, осуществляемых путем восстановления, улучшения и (или) замены отдельных конструкций, деталей, инженерно-технического оборудования, элементов объекта строительства; текущий ремонт – совокупность работ, в т.ч. строительно-монтажных, пусконаладочных, и мероприятий по предупреждению износа, устранению мелких повреждений и неисправностей, улучшению эстетических качеств объекта (ст. 1 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь").
Если речь идет об аренде государственной собственности, то расходы арендодателя по содержанию, эксплуатации, текущему ремонту арендуемого недвижимого имущества, отоплению, энергоснабжению, связи, коммунальным и другим услугам не включаются в арендную плату и оплачиваются арендатором отдельно по договоренности сторон на основании фактических затрат (п. 5 Положения о порядке определения размера арендной платы при сдаче в аренду капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, их частей, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 29.03.2012 № 150 "О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом"). Капитальный же ремонт входит в обязанность арендодателя. Если же такой ремонт осуществляет арендатор, то к базовой ставке арендной платы применяется понижающий коэффициент 0,5 на нормативный срок проведения капитального ремонта (реконструкции).
Сергей Овсейко, канд. юрид. наук, канд. экон. наук
Ответственность за нарушения, допущенные при заключении договоров подряда
8 (218). В ходе проверки организации по вопросам соблюдения трудового законодательства установлено, что организация при заключении договоров подряда на выполнение работ с гражданами указывала в них ответственность за неисполнение заказчиком обязательств по оплате выполненной работы в виде неустойки в размере 0,1 % невыплаченной суммы за каждый день просрочки.
Организацию привлекли к административной ответственности в соответствии со ст. 9.25 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).
Правомерны ли действия проверяющих?
Правомерны.
Организация нарушила норму, указанную в абз. 6 подп. 1.1 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 06.07.2005 № 314 "О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам" |*|.
* Информация о том, надо ли производить отчисления Белгосстраху при выполнении работ по договору подряда дома, доступна всем на портале GB.BY
Из нее следует, что организации, предоставляющие работу гражданам по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности, обязаны заключать с ними указанные договоры в письменной форме и определять в них ответственность за неисполнение заказчиком обязательств по оплате выполненной работы, оказанной услуги либо созданного объекта интеллектуальной собственности в виде неустойки в размере не менее 0,15 % невыплаченной суммы за каждый день просрочки.
Несоблюдение письменной формы гражданско-правовых договоров на выполнение работ, оказание услуг или создание объектов интеллектуальной собственности, заключаемых юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) с гражданами, а равно отсутствие в этих договорах условий, установленных законодательством, влекут наложение штрафа на юридическое лицо в размере 10 % от суммы договора, а при невозможности ее установления – до 15 базовых величин (ст. 9.25 КоАП).
Александр Денисевич, начальник управления правового обеспечения контрольной деятельности главного экспертно-правового управления КГК Республики Беларусь