Распределение вычетов по НДС в отношении предмета лизинга, по которому срок выкупа наступит в 2017 г.
1 (390). В бухгалтерском учете лизингополучателя на 1 января 2015 г. учтена не принятая к вычету часть суммы "входного" НДС по контрактной стоимости предмета лизинга, подлежащей оплате лизингодателю согласно условиям договора лизинга в 2015–2017 гг.
Можно ли к указанной сумме применить в 2015 г. метод вычета равными долями?
Нельзя.
Данная сумма не является остатком налоговых вычетов по основному средству, к которому можно применить в 2015 г. метод вычета |*| равными долями либо включить полностью в I квартале 2015 г. в сумму НДС, распределяемую по удельному весу, поскольку право на вычет еще не наступило.
* Информация о том, как правильно распределить налоговые вычеты по НДС, доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Для наглядности рассмотрим вышеизложенное на примере.
Пример. Оборудование взято в финансовый лизинг
Оборудование взято в финансовый лизинг с сентября 2014 г. на 3 года. Сумма "входного" НДС по оборудованию, предъявленная в ТТН-1, составляет 36 млн. руб. За 4 месяца 2014 г. (с сентября по декабрь) принято к вычету 4 млн. руб. (36 млн. руб. / 36 мес. × 4 мес.).
Налоговые вычеты прошлого налогового периода по основным средствам плательщик вправе в текущем налоговом периоде:
– либо распределить в порядке, определенном частями первой и второй п. 7, частью третьей п. 24 ст. 107 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ" – НК) (при наличии оборотов по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, вычет по которым производится в различном порядке);
– либо принять к вычету равными долями в каждом отчетном периоде по 1/12 (если отчетным периодом признается календарный месяц) или по 1/4 (если отчетным периодом признается календарный квартал).
Выбранный плательщиком порядок вычета равными долями отражается в учетной политике организации и изменению в течение текущего налогового периода не подлежит (п. 7 ст. 107 НК).
При приобретении предметов лизинга по договорам финансового лизинга на территории Республики Беларусь у плательщиков суммы НДС в части контрактной стоимости предмета лизинга принимаются к вычету в порядке, установленном для вычета НДС по приобретенным основным средствам. Вычет налога лизингополучателем производится исходя из момента получения предмета лизинга, определенного в соответствии с п. 11 ст. 100 НК (п. 4 ст. 107 НК). В этом пункте установлено, что моментом передачи предмета в финансовую аренду (лизинг) признается последний день установленного договором каждого периода, к которому относится лизинговый платеж по такой передаче, но не ранее даты фактической передачи предмета лизинга лизингополучателю.
Следовательно, за январь 2015 г. – август 2017 г. право на вычет сумм НДС по контрактной стоимости еще не наступило, т.е. 32 млн. руб. (36 – 4) по состоянию на 1 января 2015 г. не являются налоговыми вычетами и положения п. 7 ст. 107 НК на них не распространяются.
Наталья Нехай, ведущий аудитор ООО "Аудиторский центр "Эрудит"
Передача произведенной продукции в счет займа и налог при УСН
2 (391). Организация, применяющая УСН с ведением бухгалтерского учета, получила беспроцентный денежный заем. В качестве исполнения обязанности по возврату займа в соответствии с соглашением о предоставлении отступного она передала произведенную продукцию.
Надо ли при такой передаче исчислять и уплачивать налог при УСН?
Надо.
Налоговую базу налога при УСН определяют как денежное выражение валовой выручки, которой признают сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов.
Реализацией товаров признают отчуждение товара одним лицом другому лицу на возмездной или безвозмездной основе вне зависимости от способа приобретения прав на товары или формы соответствующих сделок (п. 1 ст. 31 НК).
Поскольку при возврате займа в соответствии с соглашением о предоставлении отступного производится отчуждение продукции, т.е. осуществляется ее реализация и имеет место выручка от реализации продукции, то при такой передаче следует исчислить и уплатить налог при УСН |*|.
* Новшества в заполнении декларации по налогу при УСН доступны для подписчиков электронного "ГБ"
Ввоз в Россию бренди, произведенного из коньячного спирта в Молдавии, и уплата акцизов
3 (392). Белорусская организация приобретает коньячный спирт в Молдавии и там же предоставляет его молдавскому заводу для дальнейшей переработки в бренди. Затем бренди реализуется в Российскую Федерацию без ввоза на территорию Республики Беларусь.
Надо ли уплачивать акцизы при такой реализации?
Не надо.
Белорусская организация не является ни производителем, ни импортером выработанного на давальческих условиях бренди, поэтому плательщиком акцизов эту организацию не признают.
Справочно: объектами обложения акцизами признают:
– подакцизные товары, производимые плательщиками и реализуемые (передаваемые) ими на территории Республики Беларусь;
– ввозимые на территорию Республики Беларусь подакцизные товары и (или) возникновение иных обстоятельств, с наличием которых НК, Закон Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-З "О таможенном регулировании в Республике Беларусь", таможенное законодательство ЕАЭС, международные договоры, регулирующие взимание косвенных налогов в ЕАЭС, и (или) акты Президента Республики Беларусь связывают возникновение обязанности по уплате акцизов;
– подакцизные товары, ввезенные на территорию Республики Беларусь, при реализации (передаче) (п. 1 ст. 113 НК).
Вместе с тем, если бренди будет ввезен этой организацией на территорию Республики Беларусь, то ей потребуется уплатить акцизы, так как объектом обложения акцизами признают ввозимые на территорию Республики Беларусь подакцизные товары, а бренди является таковым в составе алкогольной продукции (подп. 1.2 п. 1 ст. 111, подп. 1.2 п. 1 ст. 112 НК) |*|.
* Информация об уплате акцизов при ввозе подакцизных товаров из государств – членов ЕАЭС доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Николай Савельев, экономист, эксперт журнала
Инвестиционный вычет и бюджетные средства
4 (393). Организации выделены в 2015 г. бюджетные средства для приобретения переносных электрогенераторов с бензиновыми двигателями.
Рассмотрим вопросы, возникшие в приведенной ситуации.
4.1. Имеет ли право организация при расчете налога на прибыль применить инвестиционный вычет по таким электрогенераторам?
Не имеет.
Организация, купившая переносные электрогенераторы с бензиновым двигателем в 2015 г. за счет бюджетных средств, не имеет права на применение инвестиционного вычета.
Обоснуем наш ответ.
Для целей гл. 14 "Налог на прибыль" НК инвестиционным вычетом признают сумму, исчисленную от первоначальной стоимости основных средств, используемых в предпринимательской деятельности, в определенных пределах.
По машинам и оборудованию, используемым в предпринимательской деятельности, по транспортным средствам (за исключением легковых автомобилей, кроме относимых к специальным, а также используемых для оказания услуг такси) этот предел составляет не более 20 % первоначальной стоимости.
Сумму инвестиционного вычета включают в затраты по производству и реализации товаров в том месяце, с которого (в котором) в соответствии с законодательством начато начисление амортизации основных средств, используемых в предпринимательской деятельности.
Для целей определения инвестиционного вычета по основным средствам, используемым в предпринимательской деятельности, к машинам и оборудованию, транспортным средствам относят основные средства, указанные в приложении к постановлению Минэкономики Республики Беларусь от 30.09.2011 № 161 "Об установлении нормативных сроков службы основных средств и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь" (далее – постановление № 161). Исключение – основные средства, которые предназначены и (или) используются для осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса.
В приложении к постановлению № 161 переносные электрогенераторы с бензиновым двигателем значатся под шифром 40205 и относятся к машинам и оборудованию.
Случаи, когда организация не вправе применить инвестиционный вычет, определены подп. 3.196 п. 3 ст. 128 НК.
Из указанной нормы следует, что инвестиционный вычет |**| не применяется к первоначальной стоимости основных средств, приобретенных плательщиком за счет средств, безвозмездно поступающих в рамках целевого финансирования из республиканского и местных бюджетов или бюджетов государственных внебюджетных фондов.
** Случаи, когда нельзя применить инвестиционный вычет, и способы исправления допущенных ошибок доступны для подписчиков электронного "ГБ"
4.2. Надо ли организации включать средства, полученные из бюджета, в состав внереализационных доходов?
Нет, если расходы, производимые за счет этих средств, не были учтены при определении облагаемой налогом прибыли.
В состав внереализационных доходов:
– не включаются безвозмездные средства, поступающие в рамках целевого финансирования из бюджета либо государственных внебюджетных фондов, из бюджета Союзного государства и использованные по целевому назначению, за исключением средств, указанных в подп. 3.192 п. 3 ст. 128 НК. При этом расходы организаций, покрытые за счет этих средств, не учитываются при определении облагаемой налогом прибыли (подп. 4.1 п. 4 ст. 128 НК);
– включаются средства, безвозмездно поступившие в рамках целевого финансирования из республиканского или местного бюджета либо государственных внебюджетных фондов, из бюджета Союзного государства в отчетных периодах, следующих за периодами, в которых расходы, покрытые такими средствами, были учтены при налогообложении. Такие доходы отражаются на дату их поступления, включая зачет встречных однородных требований, исполнение обязательства третьему лицу (подп. 3.192 п. 3 ст. 128 НК).
Таким образом, при получении безвозмездных денежных средств для приобретения электрогенераторов организация не должна включать полученные денежные средства в состав внереализационных доходов.
Наталья Рощина, экономист
Авансовый платеж по налогу на прибыль
5 (394). Организация в связи с нарушившимися экономическими связями с украинскими партнерами фактически в 2015 г. не осуществляла хозяйственную деятельность. Единственным ее доходом являются проценты, которые начисляет банк за хранение денежных средств на счете организации. В результате за I и II кварталы 2015 г. она уплатила налог на прибыль в размере 2 млн. руб. В III квартале 2015 г. организация продала оборудование, получила прибыль от его продажи и уплатила налог на прибыль за III квартал 2015 г. в размере 150 млн. руб. В IV квартале 2015 г. организация по-прежнему не осуществляет деятельность, и налог на прибыль за этот квартал составит 1 млн. руб.
Должна ли организация в декабре 2015 г. уплачивать 2/3 налога на прибыль за III квартал 2015 г.?
Должна.
Налоговым периодом налога на прибыль признается календарный год. Отчетным периодом налога на прибыль с дивидендов, начисленных белорусскими организациями, является календарный месяц. В остальных случаях отчетным периодом налога на прибыль считается календарный квартал (пп. 1 и 2 ст. 143 НК).
В 2015 г. уплату налога на прибыль производят в течение налогового периода по итогам истекшего отчетного периода не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Уплата налога на прибыль за IV квартал 2015 г. осуществляется не позднее 22 декабря 2015 г. в размере 2/3 суммы налога на прибыль, исчисленной исходя из суммы налога на прибыль за III квартал 2015 г. с последующим перерасчетом в целом за 2015 г. и исчислением суммы налога на прибыль к доплате или уменьшению не позднее 22 января 2016 г. (п. 5 ст. 143 НК). Как видим, в п. 5 ст. 143 НК не предусмотрено исключений из общего правила.
В связи с этим организация, несмотря на то что налог на прибыль за IV квартал 2015 г. составит 1 млн. руб., должна не позднее 22 декабря 2015 г. уплатить в бюджет 100 млн. руб. налога на прибыль (2/3 от 150 млн. руб.). Сумму переплаты в размере 99 млн. руб. организация сможет вернуть из бюджета или зачесть в счет других платежей в бюджет после того, как представит не позднее 20 января 2016 г. налоговую декларацию по налогу на прибыль за 2015 г. |*|.
* Информация о применении административной ответственности за несвоевременно внесенные в бюджет 2/3 суммы налога на прибыль доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Убытки за III квартал и авансовый платеж по налогу на прибыль
6 (395). Организация в I и II кварталах 2015 г. получила прибыль в размере 800 млн. руб. В III квартале был получен убыток 200 млн. руб. Всего за 9 месяцев 2014 г. прибыль составила 600 млн. руб. В IV квартале 2015 г. организация также получила прибыль.
Должна ли организация вносить авансовый платеж по налогу на прибыль за IV квартал 2015 г. не позднее 22 декабря 2015 г.?
Не должна.
Уплата налога на прибыль за IV квартал 2015 г. производится не позднее 22 декабря 2015 г. в размере 2/3 суммы налога на прибыль, исчисленной исходя из суммы налога на прибыль за III квартал 2015 г. с последующим перерасчетом в целом за 2015 г. и исчислением суммы налога на прибыль к доплате или уменьшению не позднее 22 января 2016 г. (п. 5 ст. 143 НК) |**|.
** Изменения, произошедшие в 2015 г. в порядке уплаты налога на прибыль, доступны для подписчиков электронного "ГБ"
Так как в III квартале 2015 г. организация получила убыток, то несмотря на то, что в IV квартале и в целом за 2015 г. она получила прибыль, ей не надо делать авансовый платеж по налогу на прибыль за IV квартал 2015 г. не позднее 22 декабря 2015 г. Всю сумму налога на прибыль за IV квартал 2015 г. организация должна заплатить не позднее 22 января 2016 г.
Иван Ростик, экономист, эксперт журнала
Учет основных средств
Переоценка и срок полезного использования самортизированного здания
7 (396). Здание полностью самортизировано в 2014 г. Организация планирует произвести его переоценку на 1 января 2016 г. методом прямой оценки с привлечением оценщика.
Возникают следующие вопросы.
7.1. Допустимо ли применение метода прямой оценки в отношении полностью самортизированных объектов?
Допустимо.
Организации имеют право самостоятельно выбирать один из 3 методов переоценки (прямой оценки, пересчета валютной стоимости, индексный) в отношении любого объекта основных средств, который числится в их бухгалтерском учете (подп. 1.3 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 20.10.2006 № 622).
Таким образом, ограничений на применение метода прямой оценки в отношении ранее полностью самортизированных объектов не предусмотрено. Поэтому организация вправе провести переоценку данного здания методом прямой оценки с привлечением оценщика.
7.2. Если такой метод допустим, то какой срок полезного использования следует установить?
Срок полезного использования устанавливается самостоятельно.
В п. 24 Инструкции № 37/18/6* установлены случаи возможного пересмотра комиссией по проведению амортизационной политики организации (далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ" – комиссия) нормативных сроков службы и (или) сроков полезного использования основных средств. Такая возможность есть и при проведении переоценки с привлечением оценщика.
__________________________
* Инструкция о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденная постановлением Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры Республики Беларусь от 27.02.2009 № 37/18/6 (далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ" – Инструкция № 37/18/6).
Инструкция № 37/18/6 дополнительно не регламентирует порядок установления срока полезного использования в случае возобновления начисления амортизации по полностью самортизированным объектам после их переоценки методом прямой оценки.
Вместе с тем, исходя из общих принципов установления срока полезного использования (пп. 19, 21 Инструкции № 37/18/6), комиссия может самостоятельно установить этот срок с учетом фактического состояния объекта, степени его износа (в т.ч. указанного в заключении оценщика), требований техники безопасности и других факторов на срок не менее 1 года |*|.
* Информация об установлении срока полезного использования доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Приобретение автомобиля по лизингу и срок полезного использования
8 (397). Организация планирует заключить договор лизинга нового легкового автомобиля. Срок договора лизинга составляет 2 года, нормативный срок службы автомобиля – 6 лет.
Следует ли в обязательном порядке устанавливать срок полезного использования автомобиля равным сроку договора лизинга (2 годам) либо можно установить иной срок полезного использования, выбрав его в диапазоне от нормативного срока (0,5 до 1,5 от нормативного срока), например, равным 4 годам?
Можно установить иной срок полезного использования.
Начисление амортизации в отношении легковых автомобилей (кроме автомобилей, относимых к специальным, и автомобилей, используемых для услуг такси), являющихся предметом лизинга, предусмотрено исключительно линейным способом (п. 54 Инструкции № 37/18/6).
При этом п. 54 Инструкции № 37/18/6 не регулирует порядок установления срока полезного использования по таким автомобилям.
Соответственно при определении срока полезного использования организация вправе применять общие нормы Инструкции № 37/18/6 по данному вопросу.
В частности, организация может установить срок полезного использования в годах (соответствующем им количестве месяцев) в пределах между нижней и верхней границами диапазонов (с точностью до 2 знаков после запятой) по группам амортизируемых объектов основных средств согласно приложению 3 к Инструкции № 37/18/6 (п. 21 Инструкции № 37/18/6).
Кроме того, можно учесть при определении срока полезного использования амортизируемого имущества ограничения в использовании объекта, в т.ч. срок лизинга (п. 19 Инструкции № 37/18/6).
Таким образом, при установлении срока полезного использования в отношении легкового автомобиля, являющегося объектом лизинга, организация вправе выбрать 1 из допустимых вариантов определения срока полезного использования:
– принять срок полезного использования равным сроку договора лизинга, т.е. 2 годам, выйдя за пределы нижней границы диапазона (по автомобильному транспорту от 0,5 нормативного срока);
– установить его в рамках диапазона срока полезного использования. В рассматриваемом случае при нормативном сроке службы 6 лет данный диапазон составит от 3 до 9 лет (6 × 0,5 и 6 × 1,5).
На основании изложенного применение срока полезного использования, равного 4 годам, в отношении автомобиля является допустимым |**|.
** Информация о выборе сроков полезного использования доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Реконструкция здания: начисление амортизации и установление срока полезного использования
9 (398). На балансе организации числится здание, начисление амортизации по которому завершено в ноябре 2014 г. В сентябре 2015 г. закончена его реконструкция на сумму 50 млн. руб.
В приведенной ситуации возникли следующие вопросы.
9.1. С какого месяца следует возобновить начисление амортизации по данному объекту?
С октября 2015 г.
В случае реконструкции здания предусмотрено изменение его амортизируемой стоимости на сумму соответствующих затрат (п. 9 Инструкции № 37/18/6).
Таким образом, после проведенной реконструкции объект основных средств уже имеет остаточную (недоамортизированную) стоимость, которая должна амортизироваться в установленном порядке.
После проведенной реконструкции амортизацию от новой стоимости (с учетом затрат на реконструкцию) начисляют начиная с месяца, следующего за месяцем передачи в эксплуатацию, исходя из недоамортизированной стоимости объекта и остаточного срока полезного использования, установленных на 1-е число месяца возобновления начисления амортизации (приложение 4 к Инструкции № 37/18/6).
Таким образом, начисление амортизации нужно возобновить с октября 2015 г. Недоамортизированная стоимость равна сумме затрат на реконструкцию здания, т.е. 50 млн. руб.
9.2. Какой срок полезного использования может быть установлен по этому зданию?
Ограничений по установлению этого срока не предусмотрено.
При возобновлении начисления амортизации срок полезного использования устанавливает комиссия самостоятельно.
В случае возобновления начисления амортизации по ранее самортизированным объектам основных средств после завершения по ним реконструкции срок полезного использования определяется комиссией с учетом технического состояния объекта, требований техники безопасности и других факторов (п. 21 Инструкции № 37/18/6).
Фактически нижняя и верхняя граница срока полезного использования в данном случае законодательно не регламентирована. Поэтому срок полезного использования комиссия устанавливает самостоятельно |*|.
* Информация об установлении срока полезного использования после проведения реконструкции основных средств доступна для подписчиков электронного "ГБ"
вопросы права
Полномочия на проведение проверок
10 (399). В адрес предприятия поступило письмо от КУП "Региональный центр по ценообразованию в строительстве" о представлении документов для проверки правильности формирования стоимости строительно-монтажных работ на объектах строительства.
Правомерно ли данная организация проводит проверку?
Действия КУП не правомерны.
Единый порядок проведения контрольной (надзорной) деятельности |**| в Республике Беларусь установил Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" (далее – Указ № 510).
** Информация о формах проведения налогового контроля доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Им утверждены Положение о порядке организации и проведения проверок и Положение о порядке проведения мониторинга.
Так, проверки вправе проводить только государственные органы (их структурные подразделения с правами юридического лица, территориальные органы, подчиненные организации) и иные организации, уполномоченные законодательными актами или нормативными правовыми актами Правительства Республики Беларусь на осуществление контроля (надзора) за деятельностью проверяемых субъектов и включенные в перечень контролирующих (надзорных) органов с указанием сфер контрольной (надзорной) деятельности, утвержденный Указом № 510. Вопросы, проверка которых осуществляется контролирующим (надзорным) органом, должны соответствовать компетенции этого органа (п. 1 Указа № 510).
Коммунальное унитарное предприятие "Региональный центр по ценообразованию в строительстве" не относится к контролирующим (надзорным) органам, а является одной из 7 организаций в республике по ценообразованию в строительстве (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19.04.2008 № 583 "О некоторых вопросах регулирования ценообразования в строительстве").
В своей деятельности предприятие руководствуется Инструкцией о порядке проведения мониторинга цен (тарифов), расчета индексов цен в строительстве и взаимодействия организаций по ценообразованию в строительстве с Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь и субъектами инвестиционной деятельности в строительстве, утвержденной постановлением Минстройархитектуры Республики Беларусь от 15.09.2008 № 42 (далее – Инструкция).
Инструкцией установлено, что взаимодействие организаций по ценообразованию в строительстве с заказчиками (застройщиками) осуществляется на основе оплаты работ (услуг) по мониторингу цен (тарифов). Организации по ценообразованию в строительстве получают от организаций всех форм собственности и индивидуальных предпринимателей дополнительную информацию, необходимую для выполнения целей, предусмотренных Инструкцией, на основании запросов.
Взаимоотношения заказчиков (застройщиков) с организациями по ценообразованию в строительстве при выполнении работ и оказании услуг при проведении мониторинга цен (тарифов), расчету индексов цен в строительстве осуществляются на основе договоров (п. 9 Инстркуции).
Таким образом, коммунальное унитарное предприятие "Региональный центр по ценообразованию в строительстве" не вправе проводить проверку в рамках действия Указа № 510, а также без заключения соответствующего договора запрашивать документы для проверки правильности формирования стоимости строительно-монтажных работ на объектах строительства.
Василий Исправников, экономист
Предупреждение об изменении существенных условий труда
11 (400). Наниматель обязан предупредить работника об изменении существенных условий труда письменно не позднее чем за 1 месяц (ст. 32 Трудового кодекса Республики Беларусь; далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ" – ТК). Декрет Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 "Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций" (подп. 3.2 п. 3) (далее – Декрет) сократил срок предупреждения до 7 календарных дней.
Каким из этих нормативных правовых актов руководствоваться при условии, что в трудовом договоре (контракте) прописан месячный срок?
Декрет по общему правилу имеет верховенство над ТК (часть третья ст. 10 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 № 361-З "О нормативных правовых актах Республики Беларусь", далее – Закон № 361-З). Однако, если условие о предупреждении за 1 месяц включено в трудовой договор |*| (контракт), необходимо руководствоваться ст. 7 ТК: наниматель вправе устанавливать дополнительные трудовые и иные гарантии для работников по сравнению с законодательством о труде.
* Информация об изменениях, касающихся оформления трудовых отношений, заключения и прекращения трудовых договоров, доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Внесение изменений в трудовой договор
12 (401). Трудовой договор может быть изменен только с согласия сторон, если иное не предусмотрено ТК. В случае изменения законодательства о труде условия трудового договора должны быть приведены в соответствие с законодательством о труде (часть четвертая ст. 19 ТК).
Рассмотрим вопросы, которые возникли в приведенной ситуации.
12.1. Это право или обязанность нанимателя? Какие нормативные правовые акты следует относить к законодательству о труде? Следует ли к ним относить декреты и указы?
Данная статья сформулирована как обязанность для нанимателя. Декреты и указы Президента Республики Беларусь относятся к законодательству (ст. 1 Закона № 361-З). Вместе с тем сроки внесения изменений в трудовой договор в данной статье не установлены, равно как и специальная ответственность за несоблюдение данного требования. Поэтому соответствующие изменения не обязательно должны следовать за принятием нормативных правовых актов. Они могут вноситься в текст договора при продлении действующего трудового договора (дополнительное соглашение) и в других случаях его изменения.
12.2. Следует ли согласовывать такие изменения с работником? Как поступить, если работник отказывается подписывать дополнительное соглашение?
Глава 3 ТК "Изменение трудового договора" не знает такого основания, как "изменение законодательства". Ей известны только перевод, перемещение, изменение существенных условий труда. Вместе с тем любой договор предполагает совпадение волеизъявления обеих сторон, поэтому внести изменения в текст трудового договора наниматель вправе только при согласии работника. Во избежание возможных спорных ситуаций в будущем целесообразно отказ работника от изменения сроков предупреждения (см. ответ на вопрос № 11 (400)) фиксировать документально. Как вариант можно известить работников об изменении указанных сроков приказом по организации и т.п.
Сергей Овсейко, канд. юрид. наук, канд. экон. наук