таможенное законодательство
Таможенные льготы по Декрету № 6
1 (434). ООО с местом нахождения в г. Логойске создано в 2013 г. В качестве вклада в уставный фонд ООО в начале 2013 г. ввезены из-за пределов Республики Беларусь тягач и полуприцеп, которые выпущены с освобождением от таможенных платежей, предусмотренным Декретом Президента РБ от 07.05.2012 № 6 "О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности" (далее – Декрет № 6).
В 2014 г. ООО планирует ввоз оборудования в качестве вклада учредителя в уставный фонд.
Рассмотрим вопросы, возникшие в данной ситуации.
1.1. Возможно ли использование указанных транспортных средств ООО вне территории средних, малых городских поселений, сельской местности?
Возможно.
Применение в отношении товаров льгот, предусмотренных Декретом № 6, связано с определенными ограничениями по их использованию.
В частности, освобождение от налога на прибыль, обязательной продажи валютной выручки, отчислений в инновационные фонды возможно при одновременном соблюдении следующих условий:
– при оказании услуг перевозки грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом пункты отправления (погрузки) и (или) назначения (разгрузки) должны бытьрасположены на территории средних, малых городских поселений, сельской местности;
– автомобильные транспортные средства, используемые для оказания услуг перевозки грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом, должны быть зарегистрированы в установленном порядке регистрационными (регистрационно-экзаменационными) подразделениями ГАИ МВД на территории средних, малых городских поселений, сельской местности.
Изложенное определено в подп. 1.5 п. 1 Декрета № 6 *, однако не распространяется на таможенные льготы.
* Применение нормы подп. 1.5 п. 1 Декрета № 6 на практике доступно для подписчиков электронного "ГБ"
1.2. Можно ли в отношении ввозимого оборудования получить в 2014 г. льготу по уплате НДС?
Нет, но можно получить льготы по уплате ввозной таможенной пошлины при соблюдении определенных условий.
Организация не может получить освобождение от НДС в отношении оборудования, планируемого к ввозу в Республику Беларусь, поскольку указанная льгота отменена с 1 декабря 2013 г. Декретом Президента РБ от 11.09.2013 № 5. Однако организация вправе получить льготу по уплате ввозной таможенной пошлины **.
Для ее получения необходимо соблюсти ряд условий, а именно:
1) товары должны ввозиться в качестве вклада в уставный фонд коммерческих организаций;
2) организация должна быть зарегистрирована в Республике Беларусь с местом нахождения на территории средних, малых городских поселений, сельской местности.
Справочно: в целях применения Декрета № 6 под территорией средних, малых городских поселений, сельской местности понимается территория Республики Беларусь, за исключением территории городов: Барановичи, Бобруйск, Борисов, Брест, Витебск, Гомель, Гродно, Жодино, Жлобин, Лида, Минск, Могилев, Мозырь, Молодечно, Новополоцк, Орша, Пинск, Полоцк, Речица, Светлогорск, Слуцк, Солигорск;
3) ввозимые товары должны классифицироваться согласно ТН ВЭД ТС в товарных позициях 7301, 7302, 7308, 7309 00, 7311 00, 8401–8408, 8410–8426, 8430–8481, 8483, 8484, 8486, 8487, 8501–8519, 8521–8523, 8525–8537, 8543, 8545, 8601–8609 00, 8707, 8709–8713, 8716, 8801 00–8805, 8901–8908 00 000 0, 9005–9008, 9010–9020 00 000 0,9022–9032, 9103–9107 00 000 0, 9201, 9202, 9205–9208, 9401–9406 00, 9503 00–9508;
4) с даты изготовления товара должно пройти не более 5 лет.
Справочно: дата изготовления может быть подтверждена сведениями:
– указанными в технической документации на товар;
– указанными в иных документах, имеющих отношение к товарам (в частности, это коммерческие и товаротранспортные документы);
– содержащимися на самом товаре (бирки, ярлыки и пр.).
Если имеется информация:
– о годе изготовления товара, – датой его изготовления считается 1 июля года изготовления;
– о месяце и годе изготовления, – датой его изготовления считается 15-е число месяца изготовления;
– содержащая противоречивые данные (отсутствие информации о дате изготовления), – считается, что с даты изготовления прошло более 5 лет.
Помимо этого для товаров, классифицируемых в товарной позиции 8709 "Транспортные средства промышленного назначения, самоходные, не оборудованные подъемными или погрузочными устройствами, используемые на заводах, складах, в портах или аэропортах для перевозки грузов на короткие расстояния; тракторы, используемые на платформах железнодорожных станций; части вышеназванных транспортных средств" ТН ВЭД ТС, освобождение предусмотрено при условии наличия в коммерческой организации (создания ею) рабочих мест в количестве, соответствующем количеству ввезенных товаров, подлежащих занятию (занятых) работниками с квалификацией, отвечающей требованиям, установленным законодательством в области автомобильного транспорта.
1.3. Какие документы надо представить таможенному органу для получения льготы по уплате ввозной таможенной пошлины?
Документы, подтверждающие соблюдение условий, приведенных в ответе на вопрос 1.2.
Помимо документов, требующихся для таможенного декларирования товаров, таможенным органам должны быть представлены документы, подтверждающие соблюдение условий получения рассматриваемых льгот. Как правило, это:
– учредительные документы и (или) изменения (дополнения) в учредительные документы коммерческой организации, зарегистрированные в установленном порядке, в которых содержится информация о том, что ввезенные товары являются вкладом учредителя в уставный фонд;
– документы о регистрации коммерческой организации, подтверждающие ее местонахождение на территории средних, малых городских поселений, сельской местности;
– документы и (или) сведения, подтверждающие дату изготовления товара. Как отмечалось, дата изготовления может быть подтверждена сведениями: указанными в технической документации на товар; указанными в иных документах, имеющих отношение к товарам (в частности, это коммерческие и товаротранспортные документы); содержащимися на самом товаре (в частности, на бирках, ярлыках и пр.);
– документы, подтверждающие наличие в коммерческой организации (создание ею) рабочих мест в количестве, соответствующем количеству ввезенных товаров, подлежащих занятию (занятых) работниками с квалификацией, отвечающей требованиям, установленным законодательством в области автомобильного транспорта.
Такие документы требуются только в отношении товаров товарной позиции 8709 ТН ВЭД ТС;
– внешнеторговый договор, подтверждающий, что ввезенные товары являются именно вкладом учредителя в уставный фонд.
1.4. Предусмотрены ли иные льготы по уплате НДС при ввозе оборудования?
Нет, но можно на 1 год получить рассрочку по уплате НДС.
Таможенных льгот по уплате НДС, связанных с ввозом товаров в качестве вклада в уставный фонд, действующим законодательством не предусмотрено.
Вместе с тем в отношении отдельных товаров, товарные позиции которых по ТН ВЭД ТС поименованы в Декрете № 6, возможно получить рассрочку по уплате НДС на 1 год (Декрет Президента РБ от 13.06.2001 № 16 "О предоставлении рассрочки уплаты налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Республики Беларусь технологического оборудования и запасных частей к нему").
Такая рассрочка предоставляется в отношении товаров, классифицируемых в товарных позициях 7309 00, 7311 00, 8402–8408, 8410–8426, 8430, 8433–8443, 8444 00, 8445–8448, 8449 00 000 0, 8450–8466, 8468, 8471–8475, 8477–8481, 8483, 8484, 8486, 8487, 8501, 8502, 8503 00, 8504–8508, 8514–8517, 8523, 8528–8531, 8535–8537, 8543, 8545, 8603, 8604 00 000 0, 8605 00 000, 8608 00 000, 9010–9013, 9015, 9016 00, 9022, 9023 00, 9024, 9026, 9027, 9030–9032.
Еще одним условием получения данной рассрочки является применение в отношении ввезенных товаров ставки ввозной таможенной пошлины 0 %. Фактически, льгота по уплате ввозной таможенной пошлины согласно Декрету № 6 в отношении таких товаров не будет востребована. Однако по уплате НДС возможно получение рассрочки.
Рассматриваемая рассрочка погашается ежемесячно в размере 1/12 суммы начисленного налога без уплаты процентов.
Андрей Аброскин, экономист, специалист таможенного дела
налогообложение
Налоговый вычет на детей, рожденных от разных браков
2 (435). Работник организации представил в бухгалтерию копии свидетельств о рождении 3 детей.
Имеет ли он право на стандартный налоговый вычет в размере 355 000 руб. на каждого ребенка в случае, если один ребенок рожден в первом браке и на него работник платит алименты, а двое детей рождены во втором браке?
Имеет.
При определении налоговой базы для исчисления подоходного налога с 1 января 2014 г. плательщик имеет право применить стандартные налоговые вычеты * в размере 180 000 руб. в месяц на каждого ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца (подп. 1.2 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РБ, далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ" – НК).
Родителям, имеющим 2 и более детей в возрасте до 18 лет или детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, налоговый вычет предоставляется в размере 355 000 руб. в месяц на каждого ребенка.
Чтобы правильно применить налоговые вычеты в размере 355 000 руб. на каждого ребенка, необходимо уточнить, повлекло ли расторжение брака прекращение прав и обязанностей отца по отношению к детям.
Справочно: взаимные права и обязанности родителей и детей основываются на происхождении детей, удостоверенном в установленном порядке (ст. 50 Кодекса РБ о браке и семье; далее – КоБС). Происхождение ребенка от отца, состоящего в браке с матерью ребенка на момент зачатия и (или) рождения ребенка, устанавливается на основании записи акта о заключении брака.
Отцом ребенка, рожденного в браке, является муж матери ребенка. Отцом ребенка, рожденного в течение 10 месяцев со дня прекращения брака или признания его недействительным, признается бывший муж матери ребенка. Происхождение ребенка от отца, не состоящего в браке с матерью ребенка, устанавливается на основании совместного заявления отца и матери ребенка о регистрации установления отцовства, поданного в органы, регистрирующие акты гражданского состояния, или решения суда об установлении отцовства. Если мать ребенка состоит в браке с другим лицом, то происхождение ребенка от отца, не состоящего в браке с матерью ребенка, устанавливается на основании совместного заявления отца и матери ребенка о регистрации установления отцовства, заявления матери ребенка, подтверждающего, что ее муж не является отцом ребенка, и заявления мужа матери ребенка, подтверждающего, что он не является отцом ребенка, поданных в органы, регистрирующие акты гражданского состояния, или решения суда об установлении отцовства (ст. 51 КоБС).
Расторжение родителями брака не прекращает взаимные права и обязанности родителей и детей. Отец ребенка после расторжения брака с его матерью остается отцом и сохраняет право на получение стандартных вычетов. В рассматриваемой ситуации отец 3 детей, один из которых рожден в первом браке, а двое других – во втором браке, имеет право на получение вычетов в размере 355 000 руб. на каждого ребенка, так как зависимость прав отца 3 детей на получение налоговых вычетов от того, рождены дети в одном браке или нет, НК не предусмотрена.
Основанием для предоставления стандартного налогового вычета у налогового агента в приведенной ситуации могут служить:
– сведения о наличии у плательщика ребенка (детей);
– копия свидетельства о рождении ребенка (детей);
– исполнительный лист на взыскание средств на содержание ребенка (детей) либо заявление плательщика на удержание алиментов в добровольном порядке – для родителей несовершеннолетних детей (п. 4 ст. 164 НК).
Леонид Кухтик, экономист
Подоходный налог при выплате вознаграждения артисту-нерезиденту
3 (436). Концертное агентство (резидент РБ) в декабре 2014 г. организовало на территории Украины проведение концерта российского исполнителя – физического лица (резидент РФ), не являющегося индивидуальным предпринимателем.
Рассмотрим вопросы, возникающие в данной ситуации.
3.1. Должно ли концертное агентство как налоговый агент удержать подоходный налог из суммы вознаграждения исполнителя, если оно будет выплачиваться иностранному гражданину на территории иностранного государства?
Должно.
Для физических лиц независимо от того, являются они налоговыми резидентами РБ либо нет, доходы, полученные от источников в Республике Беларусь, признаются объектом обложения подоходным налогом (п. 1 ст. 152 НК).
Виды доходов и обстоятельства их получения, при которых они признаются полученными от источников в Республике Беларусь, поименованы в ст. 154 НК.
Так, к указанным доходам относят вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая денежные вознаграждения и надбавки за особые условия работы (службы), выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия (бездействие), получаемые плательщиками от белорусских организаций, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих плательщиков обязанности или откуда производились выплаты этих вознаграждений (подп. 1.6 п. 1 ст. 154 НК).
С учетом того что вознаграждение российскому исполнителю в рассматриваемом вопросе будет выплачено белорусской организацией, указанный доход:
– признается доходом, полученным от источников в Республике Беларусь;
– подлежит обложению подоходным налогом у источника его выплаты, причем независимо от того, что он выплачивается физическому лицу, не являющемуся налоговым резидентом РБ, а также на территории иностранного государства.
3.2. Вправе ли налоговый агент применить нормы международного соглашения об избежании двойного налогообложения?
Вправе, но оно ничего не изменит: налог должен уплачиваться в Республике Беларусь.
Если в международном договоре, заключенном Республикой Беларусь, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в НК или ином национальном законодательстве, то следует применять правила международного договора * (п. 2 ст. 5 НК).
Так, в случае получения гражданами РФ дохода в Республике Беларусь таким международным договором является Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995 (далее – Соглашение с РФ).
При решении вопроса налогообложения доходов от оказания профессиональных услуг, к которым, в частности, относится и независимая артистическая деятельность, получаемых гражданами РФ на территории Республики Беларусь, следует применять положения ст. 13 "Доходы от независимых личных услуг" Соглашения с РФ.
Основанием, позволяющим вышеназванные доходы граждан РФ с постоянным местожительством в Российской Федерации облагать подоходным налогом в стране источника начисления и выплаты дохода (т.е. в Республике Беларусь), может служить по крайней мере одно из нижеприведенных условий:
а) этот гражданин располагает в Республике Беларусь постоянной базой, используемой им для целей осуществления своей деятельности;
б) доход выплачивается из источников в Республике Беларусь.
Во всех остальных случаях такой доход должен облагаться налогом только в Российской Федерации.
Из ситуации, изложенной в вопросе, видно, что соблюдено одно из приведенных условий ("б"). Таким образом, вознаграждение, которое будет выплачено артисту – резиденту РФ, подлежит обложению подоходным налогом на территории Республики Беларусь по ставке 12 %.
Особенности предоставления имущественного налогового вычета
4 (437). С целью получения имущественного налогового вычета, установленного подп. 1.1 п. 1 ст. 166 НК, сотрудник строительной организации (место основной работы) в декабре 2014 г. представил в бухгалтерию документы, подтверждающие, что он со своей супругой, как нуждающийся в улучшении жилищных условий, несет расходы по погашению кредита, взятого им в январе 2014 г. на строительство жилья.
Постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий его и его супруги, как молодой семьи, осуществлена после заключения ими брака и после получения им кредита.
Вправе ли организация в данном случае предоставить этому сотруднику указанный имущественный налоговый вычет?
Нет, так как на момент заключения кредитного договора они не состояли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Право на применение имущественного налогового вычета, установленного подп. 1.1 п. 1 ст. 166 НК *, имеют плательщик и члены его семьи (супруг (супруга), его не состоящие в браке на момент осуществления расходов дети и иные лица, признанные в судебном порядке членами семьи плательщика), состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в сумме фактически произведенных ими расходов:
* Порядок получения имущественного вычета в 2014 г. доступен для подписчиков электронного "ГБ"
– на строительство, в т.ч. путем приобретения жилищных облигаций, либо приобретение на территории республики одноквартирного жилого дома или квартиры;
– на погашение кредитов банков РБ, займов, полученных от белорусских организаций и (или) белорусских индивидуальных предпринимателей (включая проценты по ним, за исключением процентов, уплаченных за несвоевременный возврат (погашение) кредитов, займов и (или) за несвоевременную уплату процентов по кредитам, займам), фактически израсходованных ими на вышеуказанные цели.
Основанием для предоставления указанного вычета, в частности, является справка (ее копия) местного исполнительного и распорядительного органа или иного государственного органа и других государственных организаций, организаций негосударственной формы собственности по месту работы (службы), подтверждающая, что плательщик и члены его семьи состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий или состояли на таком учете на момент заключения кредитного договора или договора займа (абз. 2 части третьей п. 2 ст. 166 НК).
Справочно: указанная справка выдается по форме, установленной приложением 14 к постановлению Минжилкомхоза РБ от 27.12.2010 № 28 "О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 27 октября 2010 г. № 552".
Таким образом, расходы по погашению кредита могут быть вычтены из доходов физических лиц только при условии, что на момент заключения кредитного договора они состояли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В противном случае, что и имеет место в рассматриваемом вопросе, плательщики не имеют права на имущественный налоговый вычет, предусмотренный подп. 1.1 п. 1 ст. 166 НК.
Анна Павлова, экономист
бухучет-2014
Сроки проведения инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности
5 (438). В какие сроки следует провести инвентаризацию перед составлением годовой бухгалтерской отчетности за 2014 г.?
Конкретные сроки законодательно не определены.
Единый порядок проведения инвентаризации активов * и обязательств организаций, ведущих в соответствии с законодательством бухгалтерский учет, оформления результатов инвентаризации и отражения их в бухгалтерском учете установлен в Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.11.2007 № 180 (далее – Инструкция № 180).
Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности необходимо провести инвентаризацию активов и обязательств в следующие сроки (п. 7 Инструкции № 180):
– основных средств, нематериальных активов, незавершенного строительства, сырья, материалов, готовой продукции, товаров для реализации (в т.ч. товаров на складах, товаров в розничной торговле, тары под товаром и порожней, покупных изделий, продукции подсобного сельского хозяйства) – не ранее 1 ноября;
– незавершенного производства и полуфабрикатов – не ранее 1 ноября;
– животных на выращивании и откорме (в т.ч. молодняка животных) – не ранее 1 ноября;
– денежных средств – не ранее 1 декабря;
– обязательств и других активов – не ранее 1 декабря.
Особенности порядка проведения инвентаризации отдельных видов активов (предметов проката, животных на выращивании и откорме (в т.ч. молодняка животных) и птицы, продовольственных товаров в организации розничной торговли и общественного питания, остатков незавершенного производства, драгоценных металлов, библиотечных фондов, объектов интеллектуальной собственности и др.) устанавливаются нормативными правовыми актами республиканских органов государственного управления, иных организаций, подчиненных Совету Министров РБ, осуществляющих методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью организаций соответствующих отраслей экономики (п. 11 Инструкции № 180).
С 1 января 2014 г. учетная политика организации должна включать в себя в числе прочего порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации. Такую норму содержит п. 4 ст. 9 Закона РБ от 12.07.2013 № 57-З "О бухгалтерском учете и отчетности".
Как видим, Инструкция № 180 не содержит конкретных сроков проведения инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности. Следовательно, провести ее необходимо в сроки, определенные учетной политикой организации на 2014 г. (с учетом сроков, предусмотренных п. 7 Инструкции № 180).
В учетной политике организации на 2014 г. могут иметь место следующие записи:
"Инвентаризация активов и обязательств перед составлением годовой бухгалтерской отчетности проводится на 1 декабря…";
"Инвентаризация активов и обязательств перед составлением годовой бухгалтерской отчетности проводится в следующие сроки…".
Заметим, что инвентаризация активов и обязательств, числящихся в балансе филиалов и представительств, иных обособленных подразделений, выделенных на отдельный баланс, проводится в порядке и сроки, установленные юридическим лицом, их создавшим (п. 9 Инструкции № 180).
Виталий Раковец, аудитор ООО "АудитИнком"
отчисления в ФСЗН
Компенсация за разъездной характер работ и взносы в ФСЗН
6 (439). В силу производственных обстоятельств ряду работников организации установлена компенсация за разъездной характер работ.
Нужно ли на данную компенсацию начислять страховые взносы в Фонд социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты РБ (далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ" – ФСЗН)?
Не нужно.
Обязательные страховые взносы не начисляются на компенсации в целях возмещения работникамзатрат, связанных с выполнением ими трудовых обязанностей, определенные в гл. 9 Трудового кодекса РБ (далее – ТК) (п. 3 Перечня № 115*).
_______________________
* Перечень выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие "Белгосстрах", утвержденный постановлением Совета Министров РБ от 25.01.1999 № 115 (далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ" – Перечень № 115).
Статьей 99 ТК, в частности, предусмотрено, что работникам устанавливаются компенсации за подвижной и разъездной характер работы *, производство работы вахтовым методом, постоянную работу в пути, работу вне места жительства (полевое довольствие).
Порядок, условия и размеры выплат названных компенсаций определяет республиканский орган государственного управления, проводящий государственную политику в области труда.
Следовательно, на соответствующие компенсационные выплаты за разъездной характер работы работников организации обязательные страховые взносы в ФСЗН не начисляют.
С 14 августа 2014 г. виды работ, при выполнении которых установлены компенсации, содержатся в Инструкции о порядке, условиях и размерах выплаты компенсаций за подвижной и разъездной характер работы, производство работы вахтовым методом, постоянную работу в пути, работу вне места жительства (полевое довольствие), утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 25.07.2014 № 70 (далее – Инструкция № 70).
Справочно: компенсация за разъездной характер работы устанавливается работникам, выполняющим работу на объектах, расположенных вне места постоянной работы, связанную с поездками сверх установленной продолжительности рабочего времени от места постоянной работы до места работы на объекте и обратно, а также с регулярными служебными поездками в пределах обслуживаемого ими участка.
Компенсации устанавливаются в размере, не превышающем размера норм за проживание вне места жительства (суточных), установленных законодательством о возмещении расходов при служебных командировках, с учетом фактического времени пребывания на территории Республики Беларусь или иностранных государств (п. 7 Инструкции № 70).
Перечни профессий и должностей работников, которым устанавливаются компенсации, размеры, порядок, условия их выплаты определяет наниматель (п. 8 Инструкции № 70).
Оздоровление работников и отчисления в ФСЗН
7 (440). Согласно коллективному договору в организации разработана программа оздоровления работников. С этой целью приобретаются абонементы на посещение тренажерных залов, бассейнов, занятий фитнесом, аэробикой. Оплату производит бухгалтерия организации в безналичном порядке.
Являются ли понесенные расходы объектом для начисления взносов по обязательному страхованию в ФСЗН?
По разъяснениям специалистов ФСЗН, расходы работодателя, направленные на проведение оздоровительных мероприятий, не являются объектом для начисления обязательных страховых взносов *. При этом необходимо наличие документов, подтверждающих организацию указанных мероприятий. Ими являются сметы, планы, программы, договоры купли-продажи, аренды, оказания услуг и т.д.
Расходы профсоюзной организации и отчисления в ФСЗН
8 (441). Предприятие производит отчисление денежных средств профсоюзной организации. Указанные средства расходуются на проведение различных культурно-массовых мероприятий: приобретаются билеты в театры, цирк, на концерты, выставки, спортивные состязания.
Являются ли понесенные расходы объектом для начисления взносов по обязательному страхованию в ФСЗН?
По разъяснениям специалистов ФСЗН, для предприятия денежные средства, направленные профсоюзной организации * для проведения культурно-массовых мероприятий, не являются объектом для начисления обязательных страховых взносов в ФСЗН.
С точки зрения профсоюзной организации, расходы на проведение культурно-массовых мероприятий для сотрудников предприятия – членов профсоюза также не являются объектом для начисления страховых взносов.
Важно обратить внимание на такую деталь. Отдельные члены профсоюза могут работать в профсоюзной организации по трудовому и (или) гражданско-правовому договору, предметом которого являются оказание услуг, выполнение работ либо создание объектов интеллектуальной собственности. В случае если такие физические лица будут получать доходы как сотрудники профсоюзной организации, то возникнет объект для начисления взносов в ФСЗН (для некоторых из перечисленных выплат).
Справочно: в целях содействия реализации трудовых и социально-экономических интересов работников подп. 52.29 п. 52 Генерального соглашения между Правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов на 2014–2015 годы (подписано 30 декабря 2013 г.) нанимателям рекомендовано производить ежемесячное отчисление денежных средств профсоюзным организациям для проведения культурно-массовых, спортивных мероприятий, новогодних елок, удешевления стоимости детских новогодних подарков, пропаганды здорового образа жизни, возрождения национальной культуры, иных социально значимых целей в размере не менее 0,15 % от фонда заработной платы.
Расходы на вакцинацию и отчисления в ФСЗН
9 (442). В осенний период организация приняла решение о проведении вакцинации * всех работников против гриппа.
Можно ли расходы, понесенные в связи с проведением вакцинации работников, отнести к абз. 5 п. 4 Перечня № 115?
Нельзя.
В абз. 5 п. 4 Перечня № 115 перечислены суммы средств работодателя, направленные на медицинские осмотры в соответствии с законодательством, а также медицинскую помощь, в т.ч. на проведение операций, при наличии соответствующего подтверждения, выдаваемого в порядке, установленном Минздравом РБ. По разъяснениям специалистов ФСЗН, расходы организации, понесенные в связи с проведением вакцинации работников, не предусмотрены в Перечне, а значит, на суммы указанных расходов взносы в ФСЗН следует начислять.
Людмила Заварзина, экономист