Организация ввозит энергосберегающие и другие ртутьсодержащие лампы для реализации населению в собственной розничной сети.
Так как эти лампы включены в приложение 1 к Указу № 313*, обязанность по сбору отходов осуществляется по договору с оператором путем внесения на его счет платы.
_________________________
* Указ Президента РБ от 11.07.2012 № 313 "О некоторых вопросах обращения с отходами потребления" (далее – Указ № 313).
В процессе реализации возникают случаи возврата брака. Организация приняла решение принимать от населения и прочие непригодные к применению лампы, т.е., по сути, осуществляется приемка отходов ламп.
1. Вправе ли организация за счет сбора некачественных ламп уменьшить объем платы?
Вправе, если будут выполнены требования, предъявляемые к собственной системе сбора отходов.
В рассматриваемом случае организация фактически применяет сразу 2 способа выполнения обязанности, предусмотренной подп. 1.2 п. 1 Указа № 313.
Один из них – это заключение договора с оператором, другой – применение собственной системы сбора отходов ламп из отходов потребления (далее – собственная система сбора отходов ламп).
Организация может уменьшить объем платы или вообще не платить ее оператору, если при применении собственной системы сбора отходов выполняет следующие требования:
1) при применении собственной системы сбора отходов она должна иметь находящиеся на праве собственности, хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, аренды, безвозмездного пользования сеть стационарных и (или) передвижных приемных заготовительных пунктов и (или) специальные контейнеры для сбора и удаления отходов потребления, производственные линии (цехи, заводы) для их разделения по видам.
В данном случае организация соответствует этому требованию, так как торговый объект организации, в котором осуществляется приемка отходов ламп от населения, – это, по сути, находящийся на праве собственности, хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, аренды, безвозмездного пользования приемный заготовительный пункт отходов ламп;
2) при применении собственной системы сбора отходов необходимо самостоятельно или с привлечением иных лиц производить обезвреживание и (или) использование отходов.
Второе требование будет считаться выполненным только при передаче собранных отходов ламп на обезвреживание объекту, входящему в специальный реестр;
3) если с применением собственной системы сбора отходов ламп обеспечен сбор и обезвреживание не менее 10 % отходов ламп из отходов потребления от общего количества ввезенных этим поставщиком ламп.
Важно! В указанный норматив можно включать любые собранные от населения с применением собственной системы сбора отходы ртутных ламп независимо от того, кто эти ртутные лампы произвел, реализовал на территории Республики Беларусь и (или) ввез.
Если в рассматриваемой ситуации импортер ламп применяет собственную систему сбора отходов ламп и не обеспечивает сбор и обезвреживание 10 % от ввезенного количества ламп, то он обязан внести на текущий (расчетный) счет оператора плату исходя из объема ввезенных ламп, за вычетом объемов отходов ламп, собранных и обезвреженных с применением собственной системы сбора отходов.
Справочно: размеры платы, вносимой производителями и поставщиками на текущий (расчетный) счет оператора за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары, утверждены постановлением Совета Министров РБ от 31.07.2012 № 708 (далее – постановление № 708).
Для товаров, соответствующих кодам ТН ВЭД ТС 8539 31–8539 49 000 0, размер платы составляет 1,5 % их контрактной стоимости (без учета НДС, таможенных платежей и транспортных расходов).
2. Куда именно необходимо сдавать собранные от населения отработанные ртутьсодержащие лампы?
На любой зарегистрированный объект по обезвреживанию ртутьсодержащих ламп.
В изложенной ситуации отходы ламп собираются от населения. Так как указанные отходы образовались в результате жизнедеятельности человека, то они относятся по происхождению к отходам потребления (ст. 1 Закона РБ от 20.07.2007 № 271-З).
Отходы ртутьсодержащих ламп, для которых установлен 1-й класс опасности, подлежат обязательному обезвреживанию и (или) передаче на обезвреживание организации, являющейся собственником зарегистрированных объектов по обезвреживанию ртутьсодержащих ламп.
В настоящее время в республике в соответствующем реестре зарегистрировано 5 таких объектов. Необходимую информацию о них можно получить на сайте Минприроды РБ (minpriroda.gov.by, раздел "Справочная информация").
Кто вправе проверить, как производители и импортеры исполняют обязанность по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов, образующихся после утраты потребительских свойств товаров и тары (далее – обязанность)?
Органы КГК и Минприроды.
Контроль за порядком исполнения организациями указанной обязанности возложен на органы Комитета госконтроля и Минприроды. Данные органы также уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, заключающихся в невыполнении обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары (ч. 1 ст. 3.7, ч. 1 ст. 3.20 Процессуально-исполнительного кодекса РБ об административных правонарушениях). За такие нарушения предусмотрено наложение штрафа на юридическое лицо в 2-кратном размере платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары (ч. 1 ст. 15.63 КоАП).
Организация импортирует смазочные масла (код ТН ВЭД ТС 2710 19 980 0), разлитые в металлические бочки, для самостоятельного применения в качестве материалов, т.е. не предназначенные для реализации.
1. Возникает ли у организации обязанность в отношении ввозимой тары?
Не возникает.
Обязанность, предусмотренную подп. 1.2 п. 1 Указа № 313, можно условно разделить на обязанность в отношении тары и обязанность в отношении товаров.
Для определения возникновения обязанности в отношении тары необходимо определить:
– является ли ввозимый товар потребительским.
Под потребительскими товарами следует понимать любые товары, предназначенные для постоянного размещения на территории Республики Беларусь, кроме сырья, материалов (полуфабрикатов), запасных частей и комплектующих, ввезенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем для собственного потребления (производства) (п. 1 Информации-2012*);
_____________________
* Информация о порядке применения норм Указа Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 № 313 "О некоторых вопросах обращения с отходами потребления", согласованная поручением Совета Министров РБ от 06.10.2012 № 32/203-263 (далее – Информация-2012; см. "ГБ", 2012, № 38, с. 37–39).
– упакован ли он в тару и из какого материала она изготовлена.
Виды тары определены в ГОСТ 17527-2003 "Упаковка. Термины и определения", согласно которому к таре относятся: ящик (лоток), бочка, барабан, канистра, фляга, баллон (бутыль), мешок, банка (баночка), бутылка, коробка (пачка, пенал), пакет, лоток, туба, ампула, стаканчик, флакон.
Обязанность в отношении тары возникает в случае, если тара изготовлена из пластмассы, стекла, бумаги и картона.
Таким образом, в рассматриваемом случае обязанность в отношении тары не возникает, потому что:
во-первых, ввозимые масла не являются потребительскими товарами (являются сырьем, материалами, везенными для собственного потребления);
во-вторых, тара является металлической.
Справочно: в случае ввоза потребительских товаров, упакованных в несколько видов тары (из одного или различных предусмотренныхУказом № 313 материалов) одновременно, обязанность в отношении тары возникает по каждому ее виду.
2. Возникает ли у организации обязанность в отношении ввозимых масел?
Возникает.
У импортеров обязанность в отношении товаров возникает в случае ввоза товаров, названных в приложении 1 к Указу № 313, причем независимо от цели их ввоза и дальнейшего движения (п. 7 Информации-2012).
Так как ввозимые смазочные масла соответствуют коду ТН ВЭД ТС, названному в приложении 1 к Указу № 313, то в отношении их возникает обязанность, предусмотренная подп. 1.2 п. 1 Указа № 313.
Для выполнения этой обязанности организация должна заключить с ГУ "Оператор вторичных материальных ресурсов" (далее – оператор) договор об организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары и внести на текущий (расчетный) счет соответствующую плату.
Размеры платы утверждены постановлением № 708.
Для различных видов масел, в т.ч. соответствующих коду ТН ВЭД ТС 2710 19 980 0, размер платы составляет 3 % от стоимости товара без учета НДС.
Отметим, что при расчете платы, установленной в процентах от стоимости ввозимых товаров, следует использовать контрактную стоимость таких товаров без учета таможенных платежей и транспортных расходов (п. 14 Информации-2012).
Организация также вправе для исполнения обязанности применять собственную систему сбора отходов товаров и тары из отходов потребления.