Ситуация. Приобретение маркетинговых услуг с производственной направленностью
Торговая организация (заказчик) заключила договор на оказание маркетинговых услуг |*| со сторонней организацией (исполнителем), с целью увеличения объема реализации товаров.
Факт оказания услуг подтвержден актом выполненных работ (оказанных услуг). Его подписали обе стороны. В предмете договора, в акте нет информации, конкретизирующей вид оказанной услуги. Иных документов, подтверждающих производственную необходимость приобретения маркетинговых услуг, организация не имеет.
* Дополнительная информация о том, что необходимо учесть, приобретая маркетинговые услуги
Можно ли учесть при налогообложении прибыли оформленные подобным образом маркетинговые услуги?
Позиция экспертов
Расходы на маркетинг, как правило, связаны с увеличением сбыта продукции (товаров). Поэтому они признаются текущими расходами и отражаются в составе расходов на реализацию, учитываемых при налогообложении прибыли (п. 35 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50; п. 12 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102 (далее – Инструкция № 102); пп. 1 и 2 ст. 130 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК)).
Такой вид расходов сложно соотнести с доходами определенного периода, поэтому затраты на приобретение данных услуг признаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, в котором они произведены (п. 32 Инструкции № 102).
Правильно оформленный первичный учетный документ – это основание для составления хозяйственной операции в бухучете. Унифицированных форм по оформлению маркетинговых расходов в законодательстве Республики Беларусь не устанавлено. Поэтому организации должны самостоятельно разработать первичные документы с учетом требований законодательства (пп. 1, 2 ст. 10 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности»).
Подтверждением производственной необходимости приобретения маркетинговых услуг, помимо акта выполненных работ (оказанных услуг), могут являться:
– договор и (или) техническое задание к договору, содержащие конкретный перечень маркетинговых исследований;
– отчет по результатам проведенных маркетинговых мероприятий. В нем могут быть предусмотрены:
цель и предмет договора;
анализ конкуренции между крупными производителями на оптовом и розничном рынке продажи и оценку уровня конкуренции;
основные тенденции развития рынка, динамика изменения цен, ассортимент продукции (товара);
анализ импорта и экспорта продукции (товаров) и их влияния на рынок;
описание потенциальных потребителей и количественных показателей (вместительность рынка) плановой продажи;
план продажи;
оценка рисков, финансовый план, анализ эффективности проекта;
прогнозный уровень рентабельности, срок окупаемости проекта;
заключения по проведенным исследованиям;
– документальное подтверждение результатов маркетинговых исследований или обоснование невозможности их применения (программа продвижения, составленная по итогам исследований; отчет о реализации программы; аналитика динамики продаж) либо документальное подтверждение, что результат маркетинговых исследований планировалось использовать (докладные записки отдела развития о необходимости проведения исследований; протокол рабочей группы по развитию новых направлений);
– решение собственника или приказ руководителя организации о необходимости проведения маркетинговых мероприятий для развития и продвижения;
– заключение маркетингового отдела о необходимости проведения маркетинга;
– аналитическая или докладная записка коммерческого директора (руководителя финансового или коммерческого отдела) о невозможности применения результатов в силу невыгодности (например, сегмент рынка уже занят);
– отчет о неудачных мероприятиях по продвижению;
– иные подобные документы.
Позиция специалистов налоговых органов
Общее правило, которого следует придерживаться при документальном оформлении расходов на маркетинг, – это определенность и конкретность понесенных расходов. Тогда при должном документальном обосновании этих расходов организация может включить их в состав затрат при налогообложении прибыли согласно пп. 1, 2 ст. 130 НК.
Если в представленных первичных документах нет информации о конкретном виде маркетинговой услуги и организация не представит к проверке иные документы, подтверждающие производственную целесообразность ее приобретения, то контролирующие и (или) иные органы могут признать данные затраты неучитываемыми по налогу на прибыль.
Заключение
Для включения маркетинговых расходов в состав затрат, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, необходимы:
1) акт выполненных работ (оказанных услуг);
2) указание в предмете договора и (или) техническом задании к договору перечня маркетинговых исследований;
3) отчет по результатам проведенных маркетинговых мероприятий;
4) документальное подтверждение применения результатов маркетинговых исследований или обоснование невозможности их применения;
5) решение собственника или приказ руководителя организации о необходимости проведения маркетинговых мероприятий;
6) иные документы, подтверждающие производственную необходимость услуг.
Важно! С 2015 г. введены ограничения по списанию в состав затрат при налогообложении прибыли расходов на маркетинговые услуги по сделкам между взаимозависимыми лицами.