Указом Президента РБ от 09.10.2013 № 461 внесены изменения в Указ от 14.10.2010 № 538 "О некоторых вопросах деятельности товариществ собственников и организаций застройщиков". Как сообщает пресс-служба Президента, в документе определены нормы по усилению контроля за деятельностью товариществ собственников и организаций застройщиков, ужесточению ответственности руководителей этих организаций за управление общим имуществом совместного домовладения и его эксплуатацию.
Указом отменяется такая форма управления жилищным фондом, как управление негосударственными управляющими организациями.
Практика показала негативную сторону деятельности таких управляющих организаций, в том числе массу нареканий населения на их работу в процессе эксплуатации жилищного фонда и предоставления жилищно-коммунальных услуг.
В случае, если до момента ввода жилого дома в эксплуатацию дольщики не создадут товарищество собственников, будет обязательно назначаться государственная жилищно-эксплуатационная организация в качестве уполномоченного лица.
Данная мера позволит обеспечить надлежащую эксплуатацию и функционирование инженерных систем жилого дома с момента его ввода в эксплуатацию, а также предоставление гражданам качественных жилищно-коммунальных услуг по государственным тарифам.
При этом уполномоченное лицо не принимает дом на свой баланс, но вместе с тем обслуживает потребителей – членов товарищества или организации застройщиков. В то же время в качестве альтернативы обслуживанию уполномоченным лицом товарищество или организация застройщиков сохраняет право самостоятельно обслуживать жилой дом путем привлечения рабочих и специалистов на основе трудовых договоров для целей технического обслуживания жилого дома.
Устанавливается обязанность товариществ собственников и организаций застройщиков применять на основные жилищно-коммунальные услуги только тарифы, установленные законодательством для населения.
Кроме того, на товарищества собственников и организации застройщиков возлагается обязанность по обязательному заключению с потребителями жилищно-коммунальных услуг (жильцами дома) договоров на техническое обслуживание и основные жилищно-коммунальные услуги с оплатой по тарифам для населения.
Предоставление дополнительных жилищно-коммунальных услуг будет осуществляться только на основании дополнительных договоров. При этом любой гражданин-потребитель вправе отказаться от получения дополнительных жилищно-коммунальных услуг и не оплачивать их.
Закрепляемые подходы позволят обеспечить прозрачность начислений за жилищно-коммунальные услуги организациями застройщиков и товариществами собственников и установить одинаковый уровень платежей за основные жилищно-коммунальные услуги для всех граждан независимо от формы обслуживания жилищного фонда.
Предоставляется также возможность размещения средств, отчисляемых на капитальный ремонт, на депозитных счетах банков и небанковских кредитно-финансовых организаций с обязательным целевым использованием данных средств на капитальный ремонт жилого дома (при самостоятельном обслуживании дома). В случае, если дом находится на обслуживании государственной организации ЖКХ, отчисления на капитальный ремонт аккумулируются на специальных счетах этих организаций или местных исполкомов (администраций).
При этом за нецелевое использование или использование с нарушением законодательства отчислений на капитальный ремонт предусмотрена административная ответственность (ст.11.69 КоАП).
Устанавливаются обязанности председателя правления товарищества собственников или организации застройщиков осуществлять ежегодный отчет перед собственниками жилых помещений о финансово-хозяйственной деятельности товарищества и проделанной работе, а также по требованию местного исполкома представлять информацию о финансово-хозяйственной деятельности, оказываемых услугах.
Указ вступает в силу после его официального опубликования.