Комитет государственного контроля Беларуси выступает за оптимизацию структуры управления организациями строительного комплекса. Такой вывод сделан по итогам мониторинга строительной сферы, сообщили корреспонденту БЕЛТА в КГК.
Комитетом госконтроля изучена ситуация в строительном комплексе страны по итогам 2012 года и первого квартала 2013 года. Выявлены многочисленные недостатки и нарушения.
По словам специалистов, остается высоким количество объектов, строящихся с превышением норм продолжительности строительства. Это в значительной мере влияет на удорожание стоимости строительства жилья.
В Витебске все 15 введенных в эксплуатацию в 2012 году многоквартирных жилых домов, более 80% общей площади которых было предназначено для нуждающихся в улучшении жилищных условий, возведены с превышением нормативных сроков строительства от 3 до 17 месяцев. При этом увеличение стоимости 1 кв.м общей площади построенного жилья составило от 26,8% до 105% от его первоначальной стоимости. В Гомеле 16 из 17 многоквартирных жилых домов, принятых в эксплуатацию в 2012 году, построены с превышением нормативного срока от 1 до 32 месяцев. В Могилевской области по состоянию на 1 января текущего года с превышением норм продолжительности строительства возводился 41 жилой дом, или 36% от общего количества не завершенных строительством объектов жилья (без учета индивидуальных застройщиков).
Существенные проблемы выявлены в ходе проверок реализации проектов по модернизации организаций строительного комплекса. Так, Государственной программой развития материально-технической базы строительной отрасли на 2006-2010 годы были предусмотрены наращивание мощностей, модернизация и новое строительство предприятий крупнопанельного домостроения (всего 20 организаций во всех областях республики и Минске). По большинству запланированных проектов к началу 2013 года модернизация не завершена и увеличение мощностей не достигнуто. При этом на отдельных предприятиях, на которых проведена модернизация, весьма низок уровень загрузки производственных мощностей. Например, на РУП "Могилевский ДСК" фактическое использование производственных мощностей завода крупнопанельного домостроения за 2012 год составило лишь около 30%. Выявлены случаи крайне неэффективного использования мощностей, введенных после проведения модернизации. В ОАО "Могилевжелезобетон" с 2009 года практически простаивает новая технологическая линия по производству плит пустотного настила методом безопалубочного формования стоимостью Br6 млрд. по причине невостребованности продукции (загрузка за 2012 год - 13,3%).
Проверки использования государственных средств на выполнение проектных работ свидетельствуют, что заказчиками бюджетные средства на разработку проектной документации расходуются не всегда рационально. Так, УП "Белпромпроект" с 2008 года за счет средств бюджета Могилевской области одновременно осуществлялось двухстадийное проектирование ледовых арен в Чаусах, Глуске и Кличеве. Учитывая, что архитектурно-планировочные решения и технико-экономические показатели архитектурных проектов ледовых арен полностью совпадают, в случае разработки индивидуального проекта по одной из них и его повторного применения при строительстве двух других экономия бюджетных средств только по проектированию могла бы составить около Br1,5 млрд.
В отдельных случаях проектные организации допускают завышения объемов и стоимости проектно-изыскательских работ, выполняемых за счет государственных средств. По причине необоснованного применения частной проектной организацией завышенных расценок при разработке проектов стоимость строительных работ по реконструкции трамвайных путей в Минске была завышена на Br17 млрд. (из них на момент проверки было оплачено Br3,1 млрд., которые возмещены в бюджет, еще на Br13,9 млрд. уменьшена стоимость строительства).
Строительным комплексом, включая организации Минстройархитектуры, в прошлом году не выполнено задание по экспорту строительных, инженерных и архитектурных услуг. Так, при задании $512,2 млн. объем экспорта услуг составил $417,9 млн. (81,6% к заданию). При этом импортировано строительных услуг на $610,9 млн., в результате чего сальдо внешней торговли строительными услугами сложилось отрицательным в размере $193 млн. Это значительно хуже уровня 2011 года ($96,1 млн.).
Как показал анализ, в отдельных случаях доведение заданий по экспорту осуществлялось организациям Минстройархитектуры без должной проработки. Так, ОАО "Строительно-монтажный трест №40", ОАО "Бобруйский завод КПД" и СРУП "Бобруйский ДСК" доводилось задание по экспорту услуг на 2011 год в размере $3 млн., $5 млн. и $3 млн. соответственно, а на 2012 год - $1 млн., $5,5 млн. и $2,4 млн. Однако ни в 2011-м, ни в 2012 году эти организации строительные, инженерные и архитектурные услуги за пределами республики не оказывали.
Подрядчики во многих случаях неэффективно и с нарушением законодательства используют бюджетные средства, допускают завышения объемов и стоимости выполненных строительно-монтажных работ по причине приписок их объемов, неправильного применения расценок, цен на материалы и поправочных коэффициентов, лимитированных и других затрат. Например, по объекту "Реконструкция здания Детского лечебно-восстановительного центра под учебно-лабораторный корпус по ул.Парковой в г.Барановичи. 1-й и 2-й пусковой комплексы" выявлено завышение стоимости выполненных строительно-монтажных работ на сумму Br1,7 млрд.; по объекту "Физкультурно-оздоровительный комплекс в н.п. Тихиничи Рогачевского района" - на сумму Br0,9 млрд. За последние два года установлено завышение стоимости строительных работ на дорожных объектах Минска на общую сумму Br3,8 млрд.
В порядке упреждающего контроля Комитетом госконтроля выявлялись завышения стоимости объектов и на ранних стадиях их строительства. Так, на 32 объектах строительства, возводимых к фестивалю-ярмарке "Дажынкi-2012" в г.Горки (Могилевская область), реализация предложений КГК позволила сэкономить Br5,3 млрд. бюджетных средств.
По результатам проведенного мониторинга Комитет госконтроля предложил Совету Министров принять меры по оптимизации структуры управления организациями строительного комплекса, выработке системы контроля цен на строительную продукцию, строительно-монтажные работы, совершенствованию нормативной базы ценообразования в сфере проектных и изыскательских работ. Необходимо повысить уровень ответственности органов госстройнадзора и государственной экспертизы за качество и своевременность выполнения проектных и строительных работ. Требуется усиление ответственности заказчиков и подрядчиков за соблюдение нормативных сроков выполнения строительных работ. В числе предложений - создание государственного инжинирингового производственного объединения и развитие сети его региональных представительств в Российской Федерации.
Источник: БелТА