Методы противодействия отмыванию денег должны упреждать новые криминальные схемы. Такое мнение высказал корреспонденту БЕЛТА директор Департамента финансового мониторинга Комитета государственного контроля Беларуси Александр Максименко, комментируя принятый Палатой представителей Национального собрания в двух чтениях законопроект "О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения".
"Техника отмывания денег и финансирования терроризма видоизменяется, возникают новые криминальные схемы. Поэтому политика и методы противодействия также должны совершенствоваться и упреждающе адаптироваться, чтобы противостоять новым угрозам", - сказал Александр Максименко.
Глава ДФМ отметил, что национальная система противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма функционирует в Беларуси с 2000 года. Она включает правоохранительные и иные государственные органы, банковскую сферу и другие организации, осуществляющие финансовые операции (например, почта, лизинговые организации, риелторы, нотариусы, страховщики, адвокаты, агентства по госрегистрации имущества и т.д.). Центральным элементом этой системы является Департамент финансового мониторинга КГК. Финансовая разведка обеспечивает сбор и оценку информации о финансовых операциях юридических и физических лиц с целью выявления операций, которые могут быть связаны с получением преступных доходов и их легализацией. В случае выявления таких операций информация и материалы о них направляются в органы уголовного преследования.
Так, в прошлом году с использованием информации Департамента финансового мониторинга выявлено 420 преступлений, наложено административных штрафов и доначислено к уплате налогов на сумму Br302 млрд, взыскано в бюджет Br122 млрд. За первые 4 месяца текущего года на основе информации финансовой разведки выявлено 133 преступления, наложено штрафов и доначислено налогов на сумму более Br152 млрд, уже поступило в бюджет более Br60 млрд.
"Все элементы национальной системы противодействия легализации преступных доходов работают как единый механизм - от момента выявления подозрительной финансовой операции до привлечения виновных к ответственности", - подчеркнул Александр Максименко.
Он проинформировал, что в декабре 2008 года национальная система подверглась оценке на предмет соответствия международным стандартам, установленным ФАТФ (Financial Action Task Force on Money Laundering - межправительственная организация по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег. - Прим. БЕЛТА). Следует отметить, что оценка - обязательная процедура, в ходе которой определяется соответствие законодательства страны международным стандартам и проверяется эффективность деятельности национальной системы.
"Международные стандарты в большинстве своем диктуют четкие правила работы для всех субъектов системы противодействия: от банков до следственных органов, - пояснил директор ДФМ КГК. - При том, что в 2008 году международные эксперты высоко оценили уровень выполнения Беларусью стандартов, были высказаны замечания и даны рекомендации по устранению имеющихся недостатков".
По словам Александра Максименко, устранение замечаний и стало главной целью разработки нового законопроекта. Документ также направлен на совершенствование работы национальной системы противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма с учетом практики применения законодательства в этой сфере. "Проект закона пакетным принципом изменяет базовый закон по предотвращению легализации преступных доходов и финансирования терроризма, вносит необходимые корректировки в уголовное и административное законодательство, а также в закон о борьбе с терроризмом", - отметил Александр Максименко.
Так, в новой редакции базового закона появилось такое направление, как противодействие финансированию распространения оружия массового поражения. Новация обусловлена требованием международных стандартов о применении целевых финансовых санкций в соответствии с резолюциями Совета Безопасности ООН.
Расширен перечень мер по противодействию легализации преступных доходов. К ним дополнительно отнесено приостановление таможенными органами перемещения наличных денег и денежных инструментов через границу в соответствии с требованиями законодательства Таможенного союза.
Для банков вводятся специальные полномочия, которые будут способствовать минимизации риска вовлечения их в процесс легализации преступных доходов. К примеру, при наличии сомнений в благонадежности клиента банк сможет разорвать договор обслуживания либо отказать клиенту в проведении финансовой операции.
Проектом закона вносятся значительные изменения и в Административный, Административно-процессуальный кодексы. Александр Максименко акцентировал внимание на том, что расширяется сфера применения статьи, устанавливающей ответственность за невыполнение требований законодательства в сфере предотвращения легализации преступных доходов. "Сегодня правом применения этой ответственности обладают только Национальный банк и Комитет госконтроля. Иные государственные органы (Минфин, Минюст, Минсвязи, МНС, Минторг, Госкомимущество) также должны располагать достаточными полномочиями для надзора и обеспечения выполнения подконтрольными им организациями требований законодательства", - подчеркнул он.
Принятие закона позволит не только привести правовую систему республики в соответствие с требованиями международных стандартов, но и будет способствовать дальнейшему повышению эффективности работы национальной системы противодействия легализации преступных доходов по обеспечению экономической безопасности государства, предупреждению и пресечению правонарушений, резюмировал глава ДФМ.
Источник: БелТА