Методы противодействия отмыванию денег должны упреждать новые криминальные схемы

10 июня 2014

Методы противодействия отмыванию денег должны упреждать новые криминальные схемы. Такое мнение высказал корреспонденту БЕЛТА директор Департамента финансового мониторинга Комитета государственного контроля Беларуси Александр Максименко, комментируя принятый Палатой представителей Национального собрания в двух чтениях законопроект "О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения".

"Техника отмывания денег и финансирования терроризма видоизменяется, возникают новые криминальные схемы. Поэтому политика и методы противодействия также должны совершенствоваться и упреждающе адаптироваться, чтобы противостоять новым угрозам", - сказал Александр Максименко.

Глава ДФМ отметил, что национальная система противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма функционирует в Беларуси с 2000 года. Она включает правоохранительные и иные государственные органы, банковскую сферу и другие организации, осуществляющие финансовые операции (например, почта, лизинговые организации, риелторы, нотариусы, страховщики, адвокаты, агентства по госрегистрации имущества и т.д.). Центральным элементом этой системы является Департамент финансового мониторинга КГК. Финансовая разведка обеспечивает сбор и оценку информации о финансовых операциях юридических и физических лиц с целью выявления операций, которые могут быть связаны с получением преступных доходов и их легализацией. В случае выявления таких операций информация и материалы о них направляются в органы уголовного преследования.

Так, в прошлом году с использованием информации Департамента финансового мониторинга выявлено 420 преступлений, наложено административных штрафов и доначислено к уплате налогов на сумму Br302 млрд, взыскано в бюджет Br122 млрд. За первые 4 месяца текущего года на основе информации финансовой разведки выявлено 133 преступления, наложено штрафов и доначислено налогов на сумму более Br152 млрд, уже поступило в бюджет более Br60 млрд.

"Все элементы национальной системы противодействия легализации преступных доходов работают как единый механизм - от момента выявления подозрительной финансовой операции до привлечения виновных к ответственности", - подчеркнул Александр Максименко.

Он проинформировал, что в декабре 2008 года национальная система подверглась оценке на предмет соответствия международным стандартам, установленным ФАТФ (Financial Action Task Force on Money Laundering - межправительственная организация по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег. - Прим. БЕЛТА). Следует отметить, что оценка - обязательная процедура, в ходе которой определяется соответствие законодательства страны международным стандартам и проверяется эффективность деятельности национальной системы.

"Международные стандарты в большинстве своем диктуют четкие правила работы для всех субъектов системы противодействия: от банков до следственных органов, - пояснил директор ДФМ КГК. - При том, что в 2008 году международные эксперты высоко оценили уровень выполнения Беларусью стандартов, были высказаны замечания и даны рекомендации по устранению имеющихся недостатков".

По словам Александра Максименко, устранение замечаний и стало главной целью разработки нового законопроекта. Документ также направлен на совершенствование работы национальной системы противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма с учетом практики применения законодательства в этой сфере. "Проект закона пакетным принципом изменяет базовый закон по предотвращению легализации преступных доходов и финансирования терроризма, вносит необходимые корректировки в уголовное и административное законодательство, а также в закон о борьбе с терроризмом", - отметил Александр Максименко.

Так, в новой редакции базового закона появилось такое направление, как противодействие финансированию распространения оружия массового поражения. Новация обусловлена требованием международных стандартов о применении целевых финансовых санкций в соответствии с резолюциями Совета Безопасности ООН.

Расширен перечень мер по противодействию легализации преступных доходов. К ним дополнительно отнесено приостановление таможенными органами перемещения наличных денег и денежных инструментов через границу в соответствии с требованиями законодательства Таможенного союза.

Для банков вводятся специальные полномочия, которые будут способствовать минимизации риска вовлечения их в процесс легализации преступных доходов. К примеру, при наличии сомнений в благонадежности клиента банк сможет разорвать договор обслуживания либо отказать клиенту в проведении финансовой операции.

Проектом закона вносятся значительные изменения и в Административный, Административно-процессуальный кодексы. Александр Максименко акцентировал внимание на том, что расширяется сфера применения статьи, устанавливающей ответственность за невыполнение требований законодательства в сфере предотвращения легализации преступных доходов. "Сегодня правом применения этой ответственности обладают только Национальный банк и Комитет госконтроля. Иные государственные органы (Минфин, Минюст, Минсвязи, МНС, Минторг, Госкомимущество) также должны располагать достаточными полномочиями для надзора и обеспечения выполнения подконтрольными им организациями требований законодательства", - подчеркнул он.

Принятие закона позволит не только привести правовую систему республики в соответствие с требованиями международных стандартов, но и будет способствовать дальнейшему повышению эффективности работы национальной системы противодействия легализации преступных доходов по обеспечению экономической безопасности государства, предупреждению и пресечению правонарушений, резюмировал глава ДФМ.

Источник: БелТА

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup