В Беларуси утверждена новая Антиинфляционная программа. Программа предусматривает меры, направленные на:
- ликвидацию диспропорций в ценообразовании и уменьшение темпов роста административно регулируемых цен и тарифов;
- совершенствование налоговой политики в части прозрачности и предсказуемости на среднесрочный период;
- развитие конкуренции и снижение монополизации экономики;
- снижение инфляционных ожиданий и повышение доверия к экономической политике государства.
Об этом сообщает пресс-служба Совета Министров в комментарии к постановлению Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 12 сентября 2018 года № 658/12.
Программа предусматривает внесение изменений в Банковский кодекс. Для безинфляционного экономического роста намечено повышение доверия к национальной валюте, расширение сферы использования белорусского рубля.
"Реализация отдельных мероприятий программы снизит влияние высокой волотильности цен на отдельные виды товаров, в том числе сезонных, будет способствовать установлению объективных цен на импортируемую продукцию, в особенности на товары критического импорта", – говорится в комментарии.
Запланирован поэтапный перехода к регулированию цен на товары хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, и установление тарифов на среднесрочный период на отдельные услуги естественных монополий.
В сфере ЖКХ предусмотрено:
- поэтапное сокращение размеров перекрестного субсидирования населения (поэтапное ежегодное увеличение цен (тарифов) на энергоресурсы для населения и снижение цен (тарифов) на них для промышленности на сумму дополнительной выручки от реализации услуг населению);
- оптимизация затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг;
- разработка и реализация механизма поддержания достигнутого 100-процентного уровня возмещения затрат, позволяющего при принятии решений по изменению уровня тарифов основываться на определенных индикаторах возможного роста по статьям затрат.
В сфере перевозок пассажиров намечено:
- установление порядка изменения тарифов на перевозку пассажиров городским, пригородным автомобильным, а также железнодорожным транспортом только на основе заранее утвержденных критериев и с определенной периодичностью, а на перевозку пассажиров городским, пригородным автомобильным еще и с ориентацией на изменение уровня доходов населения;
- достижение в 2020 году 60-процентного уровня возмещения тарифами затрат на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом (снизит риск образования инфляционного навеса);
В сфере услуг связи запланировано:
- изменение тарифов на услуги сотовой подвижной электросвязи, доступа в сеть Интернет на основе заранее утвержденных критериев и с определенной периодичностью, учитывая интересы потребителей и поддержание инвестиционной активности поставщиков услуг;
- достижение 100-процентного уровня возмещения тарифами затрат на регулируемые услуги электро- и почтовой связи, в том числе за счет оптимизации затрат (исключит повышение тарифов высокими темпами).
В сфере фармакологии предполагается внедрение порядка регистрации предельных отпускных цен на лекарственные средства на основе принципов референтного ценообразования (исключит реализацию лекарственных средств по необоснованно высоким ценам).
В аграрной сфере запланировано проведение взвешенной ценовой политики с учетов внешних и внутренних факторов и внедрение методики определения закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую для государственных нужд в зависимости от эффективности переработки.
Также будет продолжен мониторинг изменения цен и сплошное обследование товарной номенклатур реализуемой продукции за счет добровольного партнерства МАРТ (заключения Соглашений) с производителями, торговыми и общественными объединениями и внедрения электронных способов обработки данных.