В государственных организациях рост номинальной начисленной среднемесячной заработной платы работников допускается только при условии опережающего роста производительности труда. Это установлено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2014 № 744 "Об оплате труда работников". Ранее мы публиковали Разъяснение Минтруда и соцзащиты и Минэкономики о применении норм постановления № 744. Теперь ознакомьтесь с подготовленным указанными министерствами Дополнением от 10.10.2014 № 1-2-12/2067П/26-11/8074 к Разъяснению о применении норм пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2014 № 744 "Об оплате труда работников", опубликованным 16 октября 2014 г. на сайте Минтруда и соцзащиты:
"Действие норм пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2014 № 744 "Об оплате труда работников" (далее - постановление № 744), Разъяснения Министерства труда и социальной защиты и Министерства экономики о применении норм пункта 1 постановления № 744 от 12.08.2014 № 1-2-12/1773/26-11/6290 (далее - Разъяснение) и настоящее дополнение к Разъяснению распространяется на государственные организации и организации, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет более 50 процентов, в том числе на государственные микроорганизации и малые организации, микроорганизации и малые организации с долей собственности государства в их имуществе более 50 процентов.
Расчет соотношения роста производительности труда и номинальной начисленной среднемесячной заработной платы в государственных микроорганизациях и малых организациях, микроорганизациях и малых организациях с долей собственности государства в их имуществе более 50 процентов, определяется на основании ежемесячных данных бухгалтерского учета, а в организациях, применяющих упрощенную систему налогообложения, на основании данных книги учета доходов и расходов.
1. Если юридические лица составляют отчеты по формам государственной статистической отчетности без включения данных по входящим в их состав обособленным подразделениям, имеющим отдельный баланс и самостоятельно отчитывающимся в органы государственной статистики, то решение о расчете соотношения роста производительности труда и номинальной начисленной среднемесячной заработной платы в целом по юридическому лицу с учетом или без учета данных по обособленным подразделениям принимается руководителем юридического лица по согласованию с вышестоящим государственным органом (организацией).
2. Иной порядок расчета соотношения роста производительности труда и номинальной начисленной среднемесячной заработной платы (базового и за отчетный период) согласовывается:
государственной организацией, подчиненной Правительству Республики Беларусь, - для организаций, входящих в ее состав (находящихся в ее подчинении (ведении);
управляющей компанией холдинга - для юридических лиц - участников холдинга;
государственным объединением - для юридических лиц, входящих в его состав;
организацией-учредителем - для дочерних организаций;
советом директоров (наблюдательным советом) - для юридических лиц, созданных в форме хозяйственных обществ.
3. При расчете соотношения роста производительности труда и номинальной начисленной среднемесячной заработной платы принимаются два знака после запятой.
4. С учетом норм Указа Президента Республики Беларусь от 10 мая 2011 г. № 181 "О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда", наниматели обязаны, как до, так и после принятия постановления № 744, устанавливать условия оплаты труда работников, которые бы максимально обеспечивали зависимость размеров оплаты их труда от конечных результатов деятельности организации, в том числе от опережающего роста производительности труда над ростом номинальной начисленной среднемесячной заработной платы.
При реализации норм пункта 1 постановления № 744 наниматель самостоятельно определяет порядок корректировки фонда заработной платы на основании коллективного договора, соглашения и иного локального нормативного правового акта. При этом корректировка фонда заработной платы производится до начисления заработной платы работникам по действующей системе оплаты труда в организации.
5. При определении производительности труда по показателю "Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг" используются данные кредита субсчета бухгалтерского учета 90-1 "Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг".
Исключительно в целях реализации норм пункта 1 постановления № 744 при расчете соотношения производительности труда и заработной платы для обеспечения сопоставимости данных рекомендуется:
корректировать данные по выручке от реализации продукции, товаров, работ, услуг за соответствующий период 2013 года путем исключения из нее оплаты, полученной в 2013 году за отгруженную продукцию, товары, выполненные работы, оказанные услуги в 2012 году,
организациям, осуществляющим поставки продукции, товаров, работ, услуг на экспорт, из выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг, отгруженных на внутренний рынок Республики Беларусь, исключать за текущий период и соответствующий период прошлого года начисленный налог на добавленную стоимость.
- Дополнить пункт 7 Разъяснения частью второй следующего содержания:
"Статья 32 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК) применяется только в том случае, если, в целях реализации норм постановления № 744, наниматель самостоятельно в связи с обоснованными производственными или экономическими причинами примет решение об уменьшении размеров оплаты труда, определенных в трудовом договоре (контракте) конкретному работнику.".
- При реализации норм пункта 1 постановления № 744 соблюдаются все гарантии и компенсации, предусмотренные ТК и нормативными правовыми актами (доплата до размера минимальной заработной платы, компенсация за работу в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные и выходные дни, доплата за каждый час работы в ночное время или в ночную смену и т.д.).
- Повышение заработной платы - это принятие решения нанимателем о повышении тарифной ставки первого разряда, тарифных ставок (окладов) работников организации, размеров иных выплат, установленных в локальных нормативных правовых актах организации, трудовых договорах работников.
- Республиканским органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, областным и Минскому городскому исполнительным комитетам обеспечить доведение данного разъяснения до городских (районных) исполнительных комитетов, подчиненных (входящих в состав) организаций."