В Таможенном союзе установлены требования к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту. Требования ТР ТС 013/2011 обязательны для применения с 31 декабря 2012 года в отношении бензина, дизтоплива и мазута, выпускаемых в обращение на единую таможенную территорию Таможенного союза.
Комментируя это событие, пресс-служба Госстандарта отмечает, что ТР ТС 013/2011 ввел новое понятие "экологический класс топлива" – классификационный код (К2, К3, К4, К5), определяющий требования безопасности топлива. Отнесение бензина и дизельного топлива к определенному экологическому классу осуществляется на основании физико-химических показателей, определяющих уровень негативного воздействия отработавших газов на окружающую среду, при этом более высокий классификационный код соответствует топливу с более высокими экологическими характеристиками.
ТР ТС 013/2011 предусматривает различающиеся для каждой страны-участницы Таможенного союза сроки поэтапного перехода на выпуск в обращение топлив от экологического класса К2 до экологического класса К5. После вступления технического регламента Таможенного союза в силу на территории Республики Беларусь будет осуществляться выпуск в обращение автомобильных бензинов экологических классов К3 (до 31 декабря 2014 г.), К4 (до 31 декабря 2015 г.) и К5 (не ограничено); дизельного топлива – экологических классов К4 (до 31 января 2014 г.) и К5 (не ограничено). Выпуск в обращение на территории Республики Беларусь автомобильного бензина экологического класса К2 и дизельного топлива экологических классов К2 и К3 не допускается.
Технический регламент Таможенного союза устанавливает требования к обозначению марки автомобильного бензина и дизельного топлива. Согласно указанным требованиям обозначение марки автомобильного бензина должно включать следующие группы знаков, расположенные в определенной последовательности через дефис: буквы АИ, обозначающие автомобильный бензин; цифровое обозначение октанового числа, определенного исследовательским методом (80, 92, 95, 98 и др.); символы К2, К3, К4, К5, обозначающие экологический класс автомобильного бензина. Обозначение марки дизельного топлива должно включать следующие группы знаков: буквы ДТ, обозначающие дизельное топливо; буквы Л (летнее), З (зимнее), А (арктическое), Е (межсезонное), определяющие климатические условия применения; символы К2, К3, К4, К5, указывающие на экологический класс дизельного топлива. Так, марка автомобильного бензина с октановым числом 95 экологического класса К5 будет иметь обозначение АИ-95-К5; марка летнего дизельного топлива экологического класса К4 будет иметь обозначение ДТ-Л-К4. Техническим регламентом Таможенного союза также допускается включение в обозначение марки топлива торговой марки (товарного знака) изготовителя.
В пресс-службе Госстандарта отмечают, что технический регламент Таможенного союза допускает введение в дизельное топливо до 7 % метиловых эфиров жирных кислот (FAME) и при этом не предусматривает использование для смесевого топлива (содержащего до 7 % FAME) понятия "биодизельное топливо".
Согласно новым требованиям информация о наименовании и марке топлива, в том числе об экологическом классе, при розничной реализации автомобильного бензина и дизельного топлива должна размещаться в доступных местах, на топливно-раздаточном оборудовании, а также отражаться в кассовых чеках. Продавец также будет обязан предъявлять по требованию потребителя копию документа о качестве (паспорт) топлива.
Подтверждение соответствия топлива требованиям технического регламента Таможенного союза перед его выпуском в обращение будет проводиться заявителем (изготовителем, уполномоченным представителем изготовителя или импортером) в форме декларирования соответствия (путем принятия декларации о соответствии на основании доказательств, полученных с участием аккредитованных лабораторий (испытательных центров), включенных в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий Таможенного Союза).
По информации Госстандарта, нефтеперерабатывающие предприятия Беларуси в полной мере готовы к выпуску топлив, отвечающих требованиям технического регламента Таможенного союза.