В Беларуси себестоимость жилищно-коммунальных услуг возрастает из-за невыполнения решений по повышению энергоэффективности - фактически ЖКХ залазит в карман к гражданину. Об этом заявил 21 февраля председатель Комитета государственного контроля Александр Якобсон на заседании рабочей группы по изучению проблемных вопросов в жилищно-коммунальном хозяйстве, передает корреспондент БЕЛТА.
"Должна быть четкая система выполнения принятых решений и безусловная ответственность кадров, - подчеркнул глава КГК. - Получается, страдает карман граждан из-за того, что кто-то недисциплинированно выполняет свои непосредственный обязанности".
Начальник управления контроля топливно-энергетического комплекса главного управления контроля за работой отраслей сферы материального производства КГК Виктор Кудин проинформировал, что еще в 2004 году правительством было принято решение об обеспечении облисполкомами до 15 ноября 2004 года выполнения в полном объеме мероприятий по установке и вводу в эксплуатацию приборов и устройств регулирования, автоматизации и учета тепловой энергии внутренних систем теплопотребления жилых домов, административных и производственных зданий, тепловых пунктов. По прошествии 10 лет в постановлении правительства о подготовке к работе в осенне-зимний период 2013-2014 года вновь содержится поручение о завершении этих работ.
"Получается, принимаем решение, а через 10 лет - вновь принимаем его? Значит, никуда не движемся?" - возмутился председатель Комитета госконтроля, руководитель группы Александр Якобсон.
Заместитель председателя Государственного комитета по стандартизации - директор Департамента по энергоэффективности Сергей Семашко отметил, что часть нормативных правовых актов действительно не реализуется, прежде всего они не выполняются управлениями ЖКХ облисполкомов и Мингорисполкома. По его словам, 10 лет назад все регионы отчитались практически о 100-процентной установке счетчиков. "Со временем те стали выходить из строя. Департамент по энергоэффективности постоянно контролировал этот вопрос, подталкивал управления ЖКХ к замене счетчиков, а когда мы увидели, что проблема обострилась, то настояли на включении пункта об установке счетчиков в постановление правительства", - сказал Сергей Семашко.
Он подчеркнул, что инспекторы департамента при всем желании не могут проверить каждый дом, оборудованный счетчиком. "Но ведь перед отопительным сезоном дома получают паспорт готовности, которые подписывают различные службы", - добавил Сергей Семашко.
Александр Якобсон считает недопустимым, что паспорта готовности подписываются, невзирая на неисправный счетчик. Этим вопросом должны заняться соответствующие правоохранительные органы, подчеркнул он.
Сергей Семашко добавил, что не выполняется в полном объеме и постановление об установке автоматических выключателей освещения в местах общего пользования. Например, в Витебской области оно просто провалено.
"А излишние затраты ложатся на граждан", - резюмировал Александр Якобсон.
Следует отметить, что в Беларуси установлена административная ответственность, которая может быть применена к любой организации ЖКХ, которая либо нерационально, сверхнормативно использует ТЭР, либо не имеет норм расхода ресурсов, либо работает без групповых приборов учета систем регулирования и т.д. Вопрос в том, чтобы эти нормы работали, считают участники обсуждения.
Напомним, в соответствии с распоряжением Президента создана рабочая группа по изучению проблемных вопросов в жилищно-коммунальном хозяйстве, которую возглавил председатель КГК. В состав рабочей группы включены представители Генеральной прокуратуры, Министерства жилищно-коммунального хозяйства, Госстандарта, Минэнерго, Минфина, МВД, а также специализированных организаций в сфере ЖКХ. Рабочая группа должна выработать и реализовать конкретные предложения по решению проблемных вопросов и дальнейшему развитию жилищно-коммунального хозяйства, в том числе посредством подготовки необходимых проектов нормативных правовых актов, направленных на совершенствование структуры управления, системы ценообразования в жилищно-коммунальном хозяйстве, упорядочение формирования себестоимости жилищно-коммунальных услуг, повышение качества предоставляемых услуг, работы с населением по месту жительства, эффективности деятельности ЖКХ.
Источник: БелТА