ЗАО "Альфа-Банк" совместно с ОАО "Приорбанк" и ОАО "БПС-Сбербанк" предлагают внести в Налоговый кодекс изменения, которые поспособствуют развитию в Беларуси траста и фондов банковского управления (ФБУ). Об этом БЕЛТА сообщила начальник отдела расчетов с бюджетом финансового департамента Альфа-Банка Ирина Чернявская.
Банки сформулировали общую позицию и направили свои предложения по совершенствованию порядка ведения бухгалтерского учета и налогообложения корпоративных клиентов в Министерство финансов и Министерство по налогам и сборам. "Мы предлагаем внести изменения, которые позволят упростить этот механизм, что "откроет дверь" для развития услуг траста и ФБУ в Беларуси", - отметила Ирина Чернявская.
Сейчас Налоговый кодекс предписывает доверительному управляющему вести учет исходя из учетной политики вверителя, то есть компании-клиента. В результате банк вынужден подстраивать свою отчетность под каждого конкретного вверителя. При этом доверительное управление и ФБУ, в соответствии с Банковским кодексом, являются банковскими операциями, также как депозиты, кредиты, расчетное обслуживание и так далее. "Доверительное управление, по определению, это банковская операция, что предполагает ее массовость, стандартизацию и унификацию. Только в этом случае она будет эффективной и выгодной всем сторонам. Но сейчас система требует от нас индивидуального учета для каждого корпоративного клиента", - подчеркнула эксперт, добавив, что особенно актуальна проблема унификации для ФБУ. Поскольку банк ведет учет в целом по фонду, то сейчас юрлица просто не могут стать вверителями ФБУ, так как у управляющего нет возможности предоставлять им информацию для бухгалтерского и налогового учета.
Банки предлагают также унифицировать подходы к налогообложению НДС операций по доверительному управлению и ФБУ с другими банковскими операциями (открытие и ведение счетов, денежные переводы, прочие вознаграждения). "Это позволит сделать услугу доверительного управления для клиентов банков более привлекательной, в результате радикально увеличится объем средств, передаваемых в доверительное управление. По нашим расчетам, очевидный рост отчислений в бюджет в виде налога на прибыль как от организаций-вверителей, так и от самих банков с избытком компенсирует незначительное снижение поступлений в части НДС от банков", - полагает эксперт.
Кроме того, Ирина Чернявская выделила проблему потенциального двойного налогообложения доходов от участия в ФБУ, так как порядок формирования доходов компании-вверителя, который определяется инструкцией Национального банка, отличен от аналогичного порядка, который описан в Налоговом кодексе. Кроме того, банки, которые оказывают услуги доверительного управления, несут значительные временные и материальные издержки, так как постоянно должны предоставлять вверителю пакет учетных документов, а компания-клиент вынуждена эти пакеты принимать и вести свой учет.
ФБУ и траст могут стать для юридических лиц значимой альтернативой валютным депозитам, так как доход, который могла бы получить компания-вверитель, значительно выше дохода от размещения средств в традиционный депозит, уверены в банковских кругах. Соответственно, дополнительные доходы получил бы и национальный бюджет, так как юрлица уплачивают налоги с доходов, получаемых от размещения в банках временно свободных средств. Банки, в свою очередь, могли бы расширить инструментарий финансового рынка, обеспечивая диверсификацию ресурсной базы. В целом развитие ФБУ и доверительного управления денежными средствами является одним из ключевых компонентов развития современного финансового рынка, способствуя повышению его емкости, а значит, и инвестиционной привлекательности, подчеркнула представитель Альфа-Банка.
Источник: БелТА