Направления налоговой политики в Беларуси в 2015 году: оnline конференция

16 января 2015

Какое место Беларусь занимает в международных рейтингах по уровню налоговой нагрузки на экономику, и какие шаги будут сделаны для улучшения этого показателя в 2015 году? Какие изменения произойдут в налогообложении банков и страховых организаций? Что планируется сделать для того, чтобы улучшить механизм распределения транспортной госпошлины на финансирование дорог? Как Беларусь будет компенсировать потери от налогового маневра России в нефтяной отрасли?

На вопросы о налоговой политике в Беларуси в 2015 году отвечает заместитель Министра финансов Беларуси Дмитрий Кийко.

 

ВОПРОСЫ КОНФЕРЕНЦИИ

 

Какое место Беларусь занимает в международных рейтингах по уровню налоговой нагрузки на экономику, и какие шаги будут сделаны для улучшения этого показателя в 2015 году?

Дмитрий Кийко: В отчете Всемирного банка Doing Business, или "Ведение бизнеса-2015", по показателю "налогообложение" мы заняли 60-е место из 183 исследуемых стран. Таким образом, из аутсайдеров 2010-2011 годов переместились в число крепких середняков. За пять лет улучшили свою позицию на 123 пункта, Всемирным банком мы были признаны лидерами в реализации налоговых реформ. К слову, ряд развитых европейских государств занимает по данному показателю ("налогообложение") более низкие позиции: Германия занимает 68-е место, Австрия - 72-е, Франция - 97-е место. Польша занимает 87-е место, Китай - 120-е.

Этот показатель отражает качественную характеристику нашей налоговой системы, по основным составляющим этого рейтинга мы находимся на уровне развитых стран. Например, если брать такой индикатор, как время затраты на уплату налогов, то для Беларуси он составляет 183 часа в год, хотя для Европы и Центральной Азии показатель на уровне 234 часов, в странах ОЭСР - 175.

Достижения белорусских налоговых реформ высоко оцениваются и другими рейтингами. В частности, американским исследовательским центром "Фонд наследия" в рамках оценки степени экономической свободы стран, рассчитываемой как среднее арифметическое десяти показателей, определяется индикатор оценки налоговой системы "Фискальная свобода". По результатам 2014 года Беларусь по данному индикатору имеет 89,2 балла из 100 возможных, соответствуя странам, занимающим первые позиции рейтинга экономической свободы. Здесь мы входим в число 40 ведущих стран мира, признаваемых "Фондом наследия" наиболее экономически свободными государствами.

В целом следует отметить, что действующий уровень налоговой нагрузки обусловлен исключительно уровнем государственных расходов с учетом особенностей модели социально-экономического развития Беларуси.

 

С 1 января 2015 года вступили в силу изменения и дополнения в Налоговый кодекс Беларуси. Дмитрий Николаевич, расскажите об основных изменениях и направлениях налоговой политики в текущем году.

Дмитрий Кийко: Реформирование налоговой системы вышло на завершающую стадию. Это был достаточно длительный процесс, начался он еще в 2006 году в соответствии с поручениями главы государства. В 2010 году было обеспечено единое действие особенной части Налогового кодекса, в рамках которого был определен исчерпывающий перечень основных налогов и сборов, формирующих налоговую систему и доходную часть бюджета. Это первый этап налоговой реформы, которую мы проводили. Второй этап начался непосредственно со вступления в силу особенной части Налогового кодекса. И он проходил под эгидой снижения налоговой нагрузки на экономику, упрощения налогового администрирования.

К настоящему времени наша налоговая система сформировалась как по структуре, составу, так и по правилам администрирования и порядка взимания основных налогов, механизмов налогообложения. Последние годы сам бюджетный процесс предполагает, что одновременно с формированием бюджета на очередной финансовый год вносятся соответствующие изменения в налоговое законодательство. Мы не делаем каких-то значимых налоговых реформ, они были проведены до этого, а корректируем налоговое законодательство с учетом изменений, которые произошли в смежных отраслях. Поэтому закон, который вступил в силу с 1 января 2015 года, не предполагает существенного изменения налогового законодательства для широкого круга плательщиков. Самый главный принцип, который реализован в этом законе, - сохранение ставок практически всех основных налогов и механизмов их взимания. Исключение составляет подоходный налог, ставка которого выросла с 12% до 13%. И это связано с усилением социального пакета государства, которое направлено на поддержку многодетных семей. Именно за счет повышения ставки подоходного налога на 1% предполагается привлечь в бюджет порядка Br2 трлн, которые будут направлены на поддержку семей с двумя и более детьми. С учетом именно этой социальной направленности такое решение не вызвало отторжения в обществе, оно было воспринято правильно. На 2015 год это основная налоговая реформа.

Что касается основных мер налоговой политики, то была произведена индексация ставок налогов, установленных в белорусских рублях, в пределах прогнозируемых параметров инфляции на момент составления бюджета с учетом тех макропараметров, которые были приняты при составлении бюджета на 2015 год (до порядка 13,8%). Но здесь опять же были применены достаточно взвешенные подходы в отношении акцизной политики. Ставки акцизов по ряду позиций подакцизных товаров были проиндексированы в пределах инфляции. По некоторым позициям, например табачным изделиям, - даже выше параметров инфляции. Что касается крепкой алкогольной продукции, то с учетом состояния отрасли, покупательской способности населения, тех процессов, которые происходят у наших основных торговых партнеров, ставки акцизов было решено проиндексировать только в пределах 6%. Это гораздо ниже уровня инфляции. Такая индексация будет осуществляться поэтапно со второго квартала текущего года. На пиво ставки сохранены. Если мы возьмем ставки акцизов на нефтепродукты, то вообще реализовано снижение ставок акцизов в среднем на 22% на бензин и дизельное топливо. Здесь эта мера связана с реализацией так называемого большого налогового маневра Российской Федерации с 2015 года и изменением условий торговли нефтепродуктами для Беларуси.

Помимо индексации налоговых ставок, проиндексированы все применяемые налоговые вычеты в пользу граждан, а некоторые из них увеличены в больших пределах. Так, стандартные вычеты по подоходному налогу увеличились с Br630 тыс. до Br730 тыс. в месяц по доходам граждан и с Br180 тыс. до Br201 тыс. на каждого ребенка, а по страховым расходам - с Br12 млн до Br16 млн.

В Налоговом кодексе был реализован ряд стимулирующих мер: мы с этого года ввели нулевую ставку налога на добавленную стоимость в отношении услуг по ремонту транспортных средств нерезидентами РБ в целях расширения экспорта услуг и обеспечения ценовой конкурентоспособности. Мы ожидаем, что такой шаг даст толчок к развитию этого сегмента и увеличению поступления валютной выручки.

В изменениях Налогового кодекса был реализован ряд мер по усилению налогового контроля. К сожалению, это вынужденная мера, которая вытекает из практики применения налогового законодательства. На фоне значительной либерализации предпринимательской деятельности в последние годы, контролирующие органы в своей работе выявляют ряд схем по минимизации налоговых обязательств. И соответственно, государство должно реагировать на это, принимать адекватные меры. В частности, в налоговом кодексе предоставлено право налоговым органам получать информацию о доходах физических лиц, которая раньше у нас относилась к банковской тайне и не подлежала разглашению. Это будет информация только для служебных целей, она не будет распространяться. Эта мера направлена на усиление налогового контроля за доходами тех граждан, тех физических лиц, которые получают доходы от незарегистрированной предпринимательской деятельности либо с каких-то других нелегальных источников.

Кроме того, с 2015 года ужесточены подходы по применению упрощенной системы налогообложения. Сама упрощенная система налогообложения была направлена на стимулирование развития среднего и малого предпринимательства, но она стала в ряде случаев использоваться для минимизации налоговых обязательств. Поэтому ряд мер реализован в этом направлении. К примеру, вводится запрет на применение упрощенной системы налогообложения: с 1 апреля 2015 года - организациями и индивидуальными предпринимателями, предоставляющими в аренду (финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование капитальные строения (здания, сооружения), их части, машино-места, не находящееся у них на праве собственности (общей собственности), хозяйственного ведения, оперативного управления; с 1 июля - организациями, доля участия других организаций в которых составляет более 25%. С 1 января этого года установлена обязанность ИП уплачивать подоходный налог с физических лиц (вместо упрощенной системы налогообложения) по доходам от коммерческих организаций, если он является одновременно как физическое лицо учредителем (участником), собственником этих коммерческих организаций или состоит в брачных отношениях, отношениях близкого родства или свойства с учредителями (участниками), собственниками имущества этих же организаций. Также предусматривается упразднение ставки налога при упрощенной системе для розничной торговли в размере 3% без НДС с 1 января 2016 года.

Одновременно реализована система мер по дополнительной консолидации доходов бюджета. При этом приняты меры по их концентрации на отдельных высокодоходных сферах деятельности, что не предполагает роста налоговой нагрузки на всю экономику. В частности, по этому направлению увеличен налог на прибыль с 18% до 25% на банки, страховые организации. Увеличена ставка земельного налога в отношении игорных заведений. Для расширения полномочий местных органов власти предоставлено право увеличивать ставки имущественных налогов с 2 до 2,5 раза. По этому направлению дополнительно приняты отдельные решения: о возврате к взиманию вывозных таможенных пошлин на калийные удобрения в размере 45 евро с учетом улучшения ситуации на мировом калийном рынке; об изъятии в повышенном размере дивидендов с ряда высокодоходных государственных предприятий, которые по сути являются монополистами в своей сфере деятельности (размер отчисляемых дивидендов повышен с 20% до 30%, а для отдельных предприятий - до 55%). С учетом налогового маневра введен сбор за экспорт белорусской нефти, что в сопоставимых условиях позволит сохранить доходы от реализации нефти, добытой в Беларуси, на уровне 2014 года. Но даже с учетом ряда фискальных мер уровень налоговой нагрузки на экономику в 2015 году существенно не меняется.

 

Какой налог из ныне существующих можно отменить, и этот шаг пойдет только на благо страны?

Дмитрий Кийко: У нас доходы бюджета формируют 5-7 основных налогов, причем не в каждом случае плательщики должны уплачивать налоги. Например, НДС и налог на прибыль касаются осуществления текущей деятельности, а акцизы касаются только тех предприятий, которые производят и реализуют подакцизные товары. Мы сегодня уже находимся в режиме оптимального состава и структуры налоговой системы, причем по всем налогам, которые применяются в Беларуси, достаточно либеральные сроки уплаты. Практически по всем налогам они ежеквартальные.

Говорить о том, что нам необходимо отменить какой-то налог, в принципе, необоснованно и ставить такой вопрос не совсем правильно. Подтверждением этому является наше успешное продвижение в рейтинге Всемирного банка Doing Business. У нас количество налоговых выплат в год - 7, что гораздо ниже даже развитых стран. По структуре налоговой системы в настоящее время реформа завершена. У нас нет вредных налогов для экономики, которые надо отменять. До 2010 года был налог с продаж, который дублировал НДС, были отчисления с выручки в сельхозфонд, дорожный фонд. Мы с успехом от них отказались, поэтому сегодня состав налогов можно считать оптимальным. Я думаю, что каких-то решений о сокращении количества налогов не нужно. Однако это не исключает возможности совершенствовать администрирование механизмов взимания каждого налога. Например, в рамках экологического налога возможно дальнейшее сокращение объектов налогообложения, как и в рамках других налогов.

 

В правительстве "родили" такую инициативу: посещение детского сада должно быть платным для детей в возрасте от 2 до 3 лет и от 6 до 7 лет, уже установлена примерная стоимость: 1,5 млн рублей в месяц. Наш бюджет уже и детей не "тянет"?

Дмитрий Кийко: Я понимаю озабоченность родителей. Безусловно, дети - наша радость, но семьи, воспитывающие малолетних детей, испытывают определенные финансовые трудности по сравнению с семьями, когда оба родителя работают. Здесь вопрос, наверное, не в том, что у бюджета не хватает средств на содержание детей в дошкольных учреждениях, а в справедливом и эффективном использовании бюджетных средств. Эти инициативы прежде всего вызваны тем, что родители по достижении определенного возраста ребенка, еще до 3 лет, устраивают его в сад с целью трудоустроиться и получать зарплату, при этом родители получают ежемесячное пособие на содержание детей. Грубо говоря, расходы бюджета увеличиваются - и на содержание ребенка в детском саду, и на выплату пособия. Такие инициативы направлены на целевое расходование бюджетных средств. Если родители находят возможность работать, получать дополнительный доход и пособие, соответственно, они должны нести большую нагрузку при оплате услуг дошкольного воспитания в детских садах.

 

Добрый день! Сейчас в обществе активно обсуждается декрет о тунеядцах. Подскажите, какую сумму планирует привлечь бюджет от вовлечения длительно неработающих граждан в трудовую деятельность и какую сумму государство получит от введения налога на тунеядство? На какие социальные программы будут направлены эти средства? Спасибо за ответ.

Дмитрий Кийко: Система этого налога предполагает выявление лиц, которые не заняты никоим образом в какой-то коммерческой или трудовой деятельности и, соответственно, устанавливает ряд исключений. Думаю, с учетом поручений Президента декрет будет дорабатываться, и они будут носить исчерпывающий характер. К примеру, предполагалось, что на лиц, которые не имеют места налогового резидентства Беларуси (находятся менее 183 календарных дней в году на территории Беларуси) обязанность по уплате этого налога распространяться не будет.

Что касается общей суммы, которую планируется привлечь в бюджет от вовлечения граждан в трудовую деятельность и введения так называемого налога на тунеядство, то она оценивается разработчиками декрета в размере Br400-450 млрд в год.

Почему именно 20 базовых величин в год? Поясню: этот уровень изъятий рассчитывался с учетом средней суммы подоходного налога, уплачиваемой одним плательщиком в 2013 году.

Необходимо обратить внимание, что с учетом поручений главы государства по доработке проекта декрета указанные подходы могут быть уточнены основным разработчиком документа.

 

Мне как плательщику транспортной госпошлины хотелось бы быть уверенным, что эти средства действительно идут на улучшение и строительство дорог, а не на другие цели. Что планируется сделать, чтобы улучшить механизм распределения транспортной госпошлины на финансирование дорог между регионами, чтобы автолюбители видели, на что идут их деньги?

Дмитрий Кийко: Что касается повышения эффективности использования средств собираемой государственной пошлины, то в 2015 году они будут направляться в местные бюджеты в виде субвенций, а не прямого перечисления, как это было в 2014-м. Признание этих сумм субвенциями дополнительно гарантирует их целевую направленность. Что касается механизма распределения субвенций между бюджетами областей и Минском, то в 2014 году они распределялись на основе протяженности автомобильных дорог. В 2015 году планируется их распределение в зависимости от протяженности дорог, приведенных к стандартной ширине покрытия (7 м), а также от количества транспортных средств, зарегистрированных в конкретной области, что повысит эффективность их использования.

 

Есть ли для нашей экономики плюсы от дешевеющей нефти, может, для производителей в части себестоимости производимой продукции?

Дмитрий Кийко: Парадокс заключается в том, что на фоне снижения мировых цен на нефть для Республики Беларусь эта цена увеличивается. Потому что практически всю нефть, которую мы перерабатываем, покупаем в России. Причем покупаем в соответствии с достигнутыми договоренностями не по мировым ценам, а по ценам ниже мировых на уровень вывозной таможенной пошлины. Есть соответствующая формула, которая закреплена на уровне двух стран. Но с учетом того, что с 2015 года реализован большой налоговый маневр, который предполагает снижение ставок вывозных таможенных пошлин, которые действуют в Российской Федерации, и соответственное увеличение на эту сумму стоимости нефти, мы оказываемся в такой ситуации, что на фоне общего снижения мировых цен на нефть для Беларуси в сопоставимых условиях эта цена растет.

Буквально в январе этого года наши предприятия оказались в ситуации роста затрат на приобретение нефти. Источников компенсации таких затрат у нас по сути два - это ставки акцизов, которые были снижены на 22%, и цена для конечных потребителей. Поэтому для стабилизации ситуации в экономике нефтеперерабатывающих заводов сегодня принято соответствующее решение. В последующем с учетом общей оценки будут приниматься очень взвешенные решения, которые будут учитывать и покупательскую способность населения, и финансовое состояние нефтеперерабатывающих заводов, а также ситуацию с бюджетом.

 

Уважаемый Дмитрий Николаевич! Не считаете ли вы, что в складывающихся экономических обстоятельствах и ситуации на валютном рынке одной из мер по стабилизации доходов бюджета могло бы стать увеличение ставки НДС, как это ранее предлагал Минфин?

Дмитрий Кийко: Минфин как своего рода фискальный орган, который отвечает за наполняемость бюджета, меру по повышению ставки НДС с точки зрения опять же наполняемости бюджета оценивает как эффективную. При этом следует отметить, что в принципе налог на добавленную стоимость - это не налог на предприятия, предпринимателей, а налог на конечных потребителей товаров и услуг, которые они производят. Такое увеличение не должно было существенно затронуть экономику предприятий и с течением времени должно быть полностью переложено на потребителей. Стоит отметить, что сам НДС - универсальный налог, который при достаточно небольших затратах на его администрирование, увеличение его ставки дает существенные доходы в бюджет без искажающего воздействия на экономику.

Тут еще важно подчеркнуть, что, например, НДС не затрагивает экспортеров, в то же время он создает необходимость поиска дополнительных оборотных средств для импортеров на уплату НДС, который уплачивается при ввозе товаров. Такое решение соответствует экономическим приоритетам Беларуси по стимулированию экспорта и снижению зависимости от импорта.

Минфин предлагал возможность обсуждения повышения налога и в 2013 году на 2014-й, и в прошлом году это обсуждалось. При этом не смотрел однобоко на эту ситуацию: только повышение НДС в качестве одного из компенсационных факторов. Одновременно рассматривалась возможность снижения налога на прибыль. С учетом достаточно широкого обсуждения и с предприятиями реального сектора экономики, и в правительстве, такое решение было признано нецелесообразным. Напомню, изменениями в Налоговый кодекс ставки основных налогов сохранены на действующем уровне. Думаю, что в 2015 году принятие такого решения не будет инициироваться, хотя, конечно, в условиях внешних шоков, которые испытывает Беларусь (это снижение внешнего спроса, сокращение в этой связи экспортной выручки предприятий, их прибыли), вопрос о поиске дополнительных доходов бюджета стоит остро. Однако, думаю, сбалансированность бюджета будет достигаться, прежде всего, через оптимизацию бюджетных расходов.

 

Уважаемый Дмитрий Николаевич, хотелось бы узнать сумму госпошлины на допуск к участию в дорожном движении, которую собрали с автовладельцев в 2014 году? Как будут распределены эти деньги по бюджетам, есть ли планы по их целевому использованию (конкретные дороги)? И еще один вопрос: почему повысили ставки пошлины для автовладельцев? Есть ли какое-то обоснование?

Дмитрий Кийко: 2014 год - первый год взимания государственной пошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, которая вводилась в качестве дополнительного целевого источника финансирования дорожного хозяйства.

Решение о ее введении правительству давалось нелегко. Оно было обусловлено тем, что в последние годы существенно возросло количество транспортных средств, которые находятся в собственности и организаций, и физических лиц, что приводит к ухудшению состояния дорожной сети и, соответственно, к росту затрат на ее содержание.

С учетом возрастающей нагрузки на инфраструктуру и дефицита средств на содержание дорожного хозяйства возник вопрос о поиске дополнительных источников. В качестве такого источника была определена государственная пошлина за допуск к участию в дорожном движении.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что это целевые деньги. Кроме как на реконструкцию, модернизацию и капитальное строительство дорог они использоваться не могут. Эта целевая направленность сохраняется в законе о бюджете на 2015 год. Поступления государственной пошлины в 2014 году составили порядка Br1 трлн 894,7 млрд. В пределах этой суммы запланированы доходы данного источника и на 2015 год. При этом для повышения прозрачности расходования этих средств и эффективности финансирования затрат на дорожное хозяйство с 2015 года у нас, согласно закону о бюджете, сформирован дорожный фонд. В нем определены доходные источники и дополнительные расходы бюджета, которые берет на себя государство. Порядка Br2 трлн мы собираем государственной пошлины, но между тем это один из доходных источников, который гарантированно идет на финансирование дорожного хозяйства.

Дополнительно к этой пошлине в законе о бюджете определено, что вся плата за проезд транспортных средств по автомобильным дорогам, на которых используется электронная система оплаты BellToll, также в полном объеме направляется на финансирование дорожного хозяйства. Есть у нас сборы за проезд крупногабаритных транспортных средств по дорогам общего пользования, сборы с транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах. То есть все целевые налоги, сборы и пошлины у нас консолидированы с 2015 года в дорожном фонде. Они будут направляться на дорожное строительство. Помимо этого с учетом фактических затрат на содержание дорожной отрасли бюджет дополнительно субсидирует расходы порядка Br1,4 трлн. Но даже этих средств недостаточно. Поэтому существенный объем средств на дорожное строительство направляется в виде кредитных ресурсов, в том числе иностранных займов, расходы на погашение и обслуживание которых берет на себя бюджет. Исходя из всех источников общие расходы на дорожное хозяйство в 2015 году составят более Br10 трлн. Государственная пошлина - это лишь пятая часть от этой суммы.

Наверное, не совсем правильно говорить только о повышении ставки государственной пошлины в 2015 году. Так, с учетом мнений граждан, с этого года снижены ставки государственной пошлины на 50% в отношении транспортных средств, собственниками которых являются пенсионеры по возрасту и инвалиды I и II группы, а также предназначенных для перевозки опасных грузов. При этом с учетом складывающегося дефицита средств на финансирование дорожного хозяйства предоставление льгот потребовало переноса нагрузки на остальных участников дорожного движения.

 

Год назад в Беларуси вступил в силу закон "О бухгалтерском учете и отчетности", который предусматривает сближение национальной системы бухгалтерского учета и отчетности с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). Каковы итоги первого года реализации этого указа?

Дмитрий Кийко: Основной целью закона являлось максимальное сближение национальной системы бухгалтерского учета с МСФО с одновременным упрощением этой системы, консолидация всех основных положений и правил на уровне этого законодательного акта. Весь 2014 год прошел под эгидой принятия мер по реализации норм закона. Несмотря на существенные нововведения, переход к его требованиям был постепенным. Подзаконные акты в развитие были приняты до и после его вступления в силу. Сохранены организационные особенности учетной системы (план счетов, формы бухгалтерской отчетности). Сейчас мы вошли в режим текущих правок.

Но все-таки основное новшество закона - это система национальных стандартов бухгалтерского учета и отчетности на основе МСФО. При их разработке мы идем по пути не слепого копирования, а адаптации. Такой подход предусматривает утверждение национальных стандартов, базирующихся на МСФО с учетом экономических условий деятельности организаций. Это то, чем сейчас непосредственно занимается Минфин. Так, в 2014 году утверждены три национальных стандарта в области учетной политики организации, консолидированной бухгалтерской отчетности и влияния изменений курсов иностранных валют. На 2015 год запланировано принятие стандартов по лизингу, финансовым инструментам, запасам и некоторые другие. Всего нам предстоит утвердить несколько десятков стандартов, в связи с чем эта работа носит среднесрочный характер. Но здесь необходимо подчеркнуть, что до полного утверждения стандартов действующая система бухгалтерского учета полностью выполняет свои функции. А с переходом на национальные стандарты будет достигнут новый качественный уровень, учитывающий в себе наилучшую и передовую практику.

При этом система национальных стандартов не исключает возможности составления отчетности по МСФО в настоящее время общественно значимыми организациями. Это банки, открытые акционерные общества, имеющие дочерние организации, страховые организации, многие из которых уже сегодня руководствуются МСФО. Обязательными для применения МСФО станут для этих организаций с 2017 года. В связи с этим вторая задача Минфина - обеспечить соответствующую методологическую и правовую базу.

В настоящее время правительство совместно с Национальным банком разрабатывает проект постановления о порядке введения в действие МСФО и ведутся активные переговоры с представителями Фонда МСФО для получения текстов стандартов на русском языке. Результатом данной работы будет создание отдельной нормативной базы, необходимой общественно значимым организациям для составления отчетности в соответствии с МСФО. В дополнение к этому будет разработана и введена в действие система аттестации главных бухгалтеров общественно значимых организаций на право получения сертификата профессионального бухгалтера. В целом первый год практического применения закона не выявил системных проблем, которые требовали бы незамедлительного вмешательства и решения. Минфин, отраслевые министерства и организации положительно оценивают введенные новшества.

 

В пояснительной записке к проекту республиканского бюджета было указано, что предполагаемая среднегодовая цена на нефть марки Urals составит в 2015 году около $83 за баррель. Однако уже первые недели 2015 года показали, что такой цены России за свою нефть ожидать вряд ли приходится. В этой связи, а также с учетом так называемого большого налогового маневра, производились ли специалистами Минфина расчеты, насколько уменьшатся поступления в республиканский бюджет от вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты и сбора на экспорт сырой нефти? Какими путями республиканский бюджет будет восполнять эти потери, если поступления по данным доходным источникам планировалось направить на погашение внешнего госдолга? Предусмотрены ли на 2015 год какие-либо механизмы компенсации в связи с неблагоприятно складывающейся рыночной конъюнктурой для Мозырского и, особенно, Новополоцкого НПЗ? Ведь уже ясно, что понижением ставки акцизов на бензины и дизельное топливо явно не обойтись.

Дмитрий Кийко: Что касается вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты, то основной особенностью здесь являются достигнутые с Российской Федерацией договоренности об их полном зачислении в бюджет Беларуси в 2015 году в связи с реализацией в России налогового маневра. Но здесь не следует забывать, что у нас с Российской Федерацией достигнута долгосрочная договоренность о ежегодном зачислении в бюджет вывозных таможенных пошлин в размере $1,5 млрд. Причем эта сумма не ограничивается 2015 годом, а носит долгосрочный характер. Соответствующие договоренности были достигнуты при подписании договора о ЕАЭС. С учетом того что после этого российская сторона реализовала большой налоговый маневр, который изменил условия торговли нефтью, Беларусью был поставлен вопрос о выработке компенсационного механизма. В итоге было принято решение о полном зачислении вывозных таможенных пошлин в белорусский бюджет. Причем, когда принимались эти решения, мировая цена на нефть составляла около $100 за баррель. От этой мировой цены зависит непосредственно размер вывозных таможенных пошлин. Поэтому с ее уменьшением мы теряем часть этих поступлений.

Сейчас трудно спрогнозировать ситуацию на мировом рынке нефти. Пока цены на нефть имеют отрицательную динамику. Бюджет будет балансироваться с учетом оптимизации расходной части бюджета, а также поиска отдельных дополнительных доходных источников, которые можно реализовать внутри Беларуси. Сегодня у нас происходит снижение прогнозируемой суммы вывозных таможенных пошлин по сравнению с принятым бюджетом. Но неизвестно, как будет складываться ситуация в дальнейшем, возможно, она будет выравниваться.

Договоренность, достигнутая с Россией, о зачислении в бюджет $1,5 млрд вывозных таможенных пошлин - это своего рода страховка и для бюджета Беларуси. Если цены на нефть будут оставаться сравнительно низкими, то он обеспечивает полное зачисление в бюджет вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты и 2016, и в 2017 годах без принятия дополнительных решений.

Источник: БелТА

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup