Предприниматели хотят понятных и выполнимых правил игры

30 декабря 2015

Бизнес-союзы просят Правительство остановить налоговые проверки ИП и дать четкие разъяснения норм Указа № 222 "О регулировании предпринимательской деятельности и реализации товаров индивидуальными предпринимателями и иными физическими лицами". По мнению авторов обращения – руководителей крупнейших бизнес-союзов Беларуси, сложившаяся ситуация является прямым нарушением Директивы Президента Республики Беларусь № 4 "О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь".

Ниже приведен полный текст обращения.

Уважаемый Андрей Владимирович!

Предпринимательское сообщество обеспокоено ситуацией, складывающейся с массовой группой индивидуальных предпринимателей, реализующих товары на розничных рынках.

В октябре этого года начались налоговые проверки полоцких предпринимателей, чуть позже были проведены аналогичные рейды на рынках в Новополоцке, Сморгони, Пинске и Минске. Целью проверок было наличие товаросопроводительных документов на реализуемые товары.

В результате проведенных проверок составлено несколько десятков актов, в которых подлинность предоставленных индивидуальными предпринимателями документов на приобретение товаров в Российской Федерации поставлены под сомнение.

В соответствии с пунктом 3 Указа Президента Республики Беларусь от 16.05.2014 № 222 "О регулировании предпринимательской деятельности и реализации товаров индивидуальными предпринимателями и иными физическими лицами" (далее - Указ № 222) право разъяснять вопросы применения данного Указа предоставлено только Совету Министров Республики Беларусь. Однако до настоящего времени таких разъяснений нет.

Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь взяло на себя исполнение п. 3 Указа № 222 путем издания соответствующих разъяснений. При этом мнение МНС РБ со временем меняется.

Раньше требования к документам умещались в одном абзаце, -

"для товаров, приобретаемых на территории иных стран:

оформленные продавцом товаров договор, инвойс, товаросопроводительные документы, купчие, иные документы, содержащие следующие обязательные реквизиты:

наименование документа, дата его составления;

наименование или фамилия и инициалы продавца товаров;

наименование приобретенного товара, его количество и цена (стоимость);

подписи участников сделки" (Разъяснение Министерства по налогам и сборам республики Беларусь от 27.05.2013г.).

В конце 2015 года МНС опубликовало Алгоритм проверки белорусскими индивидуальными предпринимателями-покупателями товаров добросовестности контрагента-продавца товаров (размещен на официальном интернет-сайте МНС 02.12.2015). Теперь для подтверждения приобретения товаров необходимо выполнить целый "Алгоритм" на 7 листах.

Предпринимательское сообщество не согласно с подобными подходом регулирования данного вопроса и категорически возражает против подмены юридических понятий и использования ссылки на подпункт 1.9 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 23.10.2012 № 488 "О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств", использованный в Алгоритме, - "индивидуальные предприниматели обязаны обеспечить проверку первичных учетных документов на предмет их соответствия требованиям законодательства".

Указ Президента Республики Беларусь от 23 октября 2012 г. № 488 "О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств" принимался в целях обеспечения защиты интересов БЕЛОРУССКОГО государства. Вышеупомянутый Указ преследует цель пресечь незаконную минимизацию, что следует из самого его названия, и не может регулировать взаимоотношения наших предпринимателей с резидентами Российской Федерации. Кроме того, двойная уплата НДС (в бюджет РФ продавцом и в бюджет РБ покупателем) вообще не подпадает под понятие "минимизация".

Хотелось бы обратить внимание на некоторые рекомендации, указанные в Алгоритме.

"В случае выявления каких-либо несоответствий первичного учетного документа требованиям законодательства следует отказаться от совершения сделки".

МНС явно не принимает в расчет юридическую подготовку среднего индивидуального предпринимателя, игнорирует тот факт, что речь идет о нюансах законодательства ИНОСТРАННОГО государства и предполагает, что оно остается всегда неизменным.

Или такое требование, -

"2. уточнить у администрации торгового объекта, на территории которого приобретается товар, информацию, действительно ли организация (индивидуальный предприниматель), от имени которого будут выдаваться документы, подтверждающие приобретение товаров, осуществляет деятельность на территории данного торгового объекта;".

Такая рекомендация не только демонстрирует уровень недоверия нашего государства к своим гражданам, но и унижает их личное достоинство.

Как такое "уточнение" формализовать и привезти в нашу страну? В любом случае такое уточнение не имеет какого-либо доказательного значения.

Отечественные предприниматели, относясь к оформлению документов с должной мерой осмотрительности, соблюдая все разумные меры к ведению бизнеса, все равно должны запасаться дополнительными доказательствами.

МНС не скрывает того факта, что уже направлено более 100 запросов в налоговые органы Российской Федерации с просьбой подтвердить факт сделки.

Опрошенные российские продавцы, опасаясь применения к ним санкций своими же налоговыми органами, не подтверждают даже факта продажи товаров.

Давая ложные объяснения, российские предприниматели ничем не рискуют и упорно защищают свои интересы.

Такой информации для МНС уже достаточно для наложения ареста на товар.

Особенно возмущает предпринимателей применение МНС "двойных стандартов": при уплате ввозного НДС в бюджет тот же пакет документов признается достаточным для уплаты налога, а при рейдовых проверках он уже является недостоверным.

На такое давление индивидуальные предприниматели отреагировали очень остро. Состоялись митинги, форумы, в массовом порядке сотни предпринимателей понесли в администрации рынков заявления о приостановке работы.

По нашему мнению, происходит прямое нарушение подпункта 2.1 пункта 2 Директивы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 "О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь", предусматривающего НЕДОПУСТИМОСТЬ изъятия товара у добросовестного приобретателя.

В соответствии с частью второй п. 15 Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 N 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" проверяемый субъект признается добросовестно исполняющим требования законодательства, пока не доказано иное.

Согласно ч. 1 п. 1 ст. 72 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 взимание косвенных налогов во взаимной торговле товарами между государствами - членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС) осуществляется по принципу страны назначения.

Из данной нормы следует, что чем больше товара ввезут наши предприниматели, тем больше они заплатят НДС в отечественный бюджет.

Предприниматели хотят понятных и выполнимых правил работы.

В настоящее время отсутствие четких разъяснений требований Указа № 222, учитывающих не узковедомственный фискальный подход, а общегосударственные интересы, уже привело к многочисленным судебным спорам, а в дальнейшем может привести к массовым протестам.

На основании изложенного просим Вас:

1. В соответствии с требования пункта 3 Указа Президента Республики Беларусь от 16 мая 2014 № 222 "О регулировании предпринимательской деятельности и реализации товаров индивидуальными предпринимателями и иными физическими лицами" поручить Министерству экономики Республики Беларусь, в состав которого входит Департамент по предпринимательству, сформировать рабочую группу с привлечением всех заинтересованных, включая представителей бизнес сообщества, для разработки разъяснений применения данного Указа.

2. Исходя из требований подпункта 9.2 п. 9 Директивы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 "О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь" установить адаптационный период для применения разъяснений Совета Министров сроком на 3 месяца.

3. Руководствуясь подпунктом 9.1. п. 9 Директивы № 4 о трактовке неясностей законодательства в пользу субъектов хозяйствования приостановить контрольно-надзорную деятельность в отношении индивидуальных предпринимателей до окончания адаптационного периода.

Председатель ОО "Белорусский союз предпринимателей" А.Ф. Калинин

Председатель Президиума СЮЛ "Республиканская конфедерация предпринимательства", Председатель ОО "Минский столичный союз предпринимателей и работодателей" В.Н. Карягин

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup