Налоговое ведомство намерено расширить контроль за трансфертным ценообразованием. В проекте изменений и дополнений в Налоговый кодекс предусмотрена корректировка положений статьи 30-1 НК "Принципы определения цены на товары для целей налогообложения".
Законопроектом, в частности, предусматривается:
- исключение порогового значения в размере 60 млрд. руб. по внешнеторговым сделкам с одним иностранным покупателем, которые контролируются налоговыми органами с целью доначисления налога на прибыль;
- дополнение перечня методов корректировки выручки (затрат) при установлении случаев отклонения цен, примененных плательщиком, от уровня рыночных цен на 20 процентов, методом сопоставимой рентабельности;
- применение корректировки налога на прибыль при отклонениях от рыночных цен на 20 процентов и более не только при реализации товаров, но и при приобретении товаров, реализации работ и услуг.
В МНС пояснили, что исключение порогового значения по контролю за трансфертным ценообразованием обусловлено необходимостью соблюдения закрепленного в законодательстве принципа равенства субъектов хозяйствования при осуществлении предпринимательской деятельности. "Несмотря на то, что применение трансфертного ценообразования в большей степени "относится" к сфере деятельности большого бизнеса, наличие порогового значения по контролю за трансфертным ценообразованием предоставляет возможность уменьшить объем операций, приходящийся на одно лицо, создавая для этого за рубежом организации, взаимосвязь которых с белорусскими предприятиями трудно проследить", – говорится в обосновании, направленном членам рабочей группы для подготовки предложений об упрощении налоговой системы Республики Беларусь.
Кроме того, в МНС отмечают, что:
- в статье 30-1 НК сохраняется норма о том, что корректировка налога на прибыль применяется в случае двадцатипроцентного отклонения от рыночных цен;
- корректировка не применяется к плательщикам, применяющим упрощенную систему налогообложения, а также производящим уплату единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции, что исключает из-под действия указанной нормы законодательства около 70 тысяч организаций.
Перспективы расширения контроля за трансфертным ценообразованием вызвали обеспокоенность бизнес-сообщества. По мнению экспертов общественных объединений "Белорусский союз предпринимателей", "Минский столичный союз предпринимателей и работодателей", Республиканского союза нанимателей "Белорусский союз нанимателей", Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени проф. И.С.Кунявского и др., исключение предельного критерия в части контроля трансфертного ценообразования, когда подконтрольными становятся любые сделки, существенно расширит права контролирующих органов, увеличит финансовые расходы организаций и временные затраты на расчет налога на прибыль. Чтобы минимизировать новые риски, немалые средства придется направлять на содержание персонала, составляющего калькуляции и обоснование цен. Выручка от реализации должна будет тщательным образом изучаться специалистами по ценообразованию с целью возможной корректировки для исчисления налога на прибыль.
Кроме того, эксперты бизнес-сообщества предложили не распространять контроль трансфертного ценообразования на внереализационные доходы, поскольку они не являются выручкой от реализации товаров (работ, услуг).
Соответствующие возражения направлены в МНС, Минфин, Минэкономики, Совет по развитию предпринимательства в Республике Беларусь.
Отметим, что исключение дополнения в пункт 2 статьи 128 НК в части корректировки внереализационных доходов в связи с применением статьи 30-1 НК уже поддержано налоговым ведомством.
Работа над проектом поправок в НК продолжается, поэтому еще рано ставить точку в этом вопросе.