Введение в Республике Беларусь единого налога на имущество заслуживает внимания, но для такой реформы необходимо произвести массовую оценку недвижимости в масштабах страны.
Об этом говорится в информации Минфина, представленной специальной межведомственной рабочей группе по подготовке предложений о комплексной корректировке Налогового кодекса Республики Беларусь.
В ведомстве отмечают, что объединение земельного налога и налога на недвижимость в единый платеж позволило бы уменьшить количество налоговых платежей, сократить затраты на администрирование налогов, улучшить позицию Беларуси в отчете Всемирного банка "Ведение бизнеса" по показателю "Налогообложение".
Вместе с тем, в настоящее время в Республике Беларусь не созданы условия для проведения реформы налогов на землю и недвижимость путем их объединения в единый платеж, констатируют в Минфине.
"Принимая во внимание, что налоговой базой для определения размера земельного налога и арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, уже сегодня является кадастровая стоимость земельных участков, переход к исчислению единого налога на имущество от кадастровой стоимости требует проведения массовой оценки объектов недвижимости (капитальных строений (зданий, сооружений)), – пояснили в министерстве. – Для перехода к исчислению налога на недвижимость исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества необходимо выполнить массовый учет и государственную регистрацию недвижимого имущества, произвести массовую оценку недвижимости в масштабах республики, что может занять 6-8 лет".
Справочно. С 1 января 2010 года Налоговым кодексом Республики Беларусь в качестве налоговой базы для исчисления земельного налога на всей территории республики была определена кадастровая стоимость земельных участков. Аналогичный подход по арендной плате за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, установлен Указом Президента Республики Беларусь от 1 марта 2010 г. № 101 "О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности".
В то же время, налоговая база налога на недвижимость определяется организациями исходя из наличия на 1 января календарного года зданий и сооружений по остаточной стоимости, которая не отражает реальную (рыночную) стоимость имущества.
В отношении физических лиц налог на недвижимость исчисляется налоговыми органами исходя из оценочной стоимости, которая в отдельных случаях может быть выше или ниже рыночной стоимости в результате применяемых для ее осовременивания индексов.