Заместитель директора РУП «Национальный центр электронных услуг» Денис Жуков рассказал в проекте БЕЛТА «Страна говорит» на тему «Служба «одно окно»: векторы развития», почему белорусы не спешат пользоваться личными кабинетами онлайн-услуг.
Сейчас в Беларуси активно используется порядка 250 тыс. личных кабинетов на портале «Е-Паслуга», который позволяет получать онлайн-услуги. «И мы, безусловно, будучи оператором соответствующей инфраструктуры электронного правительства, интересуемся, по каким причинам это всего лишь 250 тыс., а не миллионы людей, которые проживают в Беларуси. И здесь есть несколько предпосылок. Одна из них это то, что определенные категории населения просто не хотят коммуницировать с государством в электронной форме. Им удобнее как раз прийти в службу «одно окно» физически, задать интересующие вопросы и получить сопутствующие консультации. Особенно это связано с тем, что человек может обратиться не за конкретной административной процедурой, а просто в рамках определенной жизненной ситуации, для разрешения которой нужно получить несколько государственных услуг. Допустим, у человека родился или ожидается рождение малыша. Понятно, что с рождением ребенка может быть связан целый ряд различных административных решений и государственных процедур. И человеку нужно тогда получить информацию о том, в какой последовательности и с какими документами куда обратиться, для чего обращаться нужно», – отметил он.
Но есть и одноступенчатые административные процедуры, электронные услуги, по которым как раз наиболее удобно коммуницировать через цифру, т.е. удаленно. Можно из дома зайти в личный кабинет, заказать определенный вид справки, подать документы на регистрацию, получить информацию в отношении интересующего лица либо объекта приобретаемого и т.д.
Такое маленькое количество активно используемых личных кабинетов связано с тем, что для его активации человеку нужно использовать электронную цифровую подпись (ЭЦП), считает Денис Жуков. «ЭЦП приобретается в определенных регистрационных центрах, которых в стране на данный момент функционирует 44, и на возмездной основе. В зависимости от срока действия ЭЦП это стоит от 94 руб. до 130 руб. Срок действия – от года до 3 лет, т.е. 94 руб. за год, а 130 руб. на 3 года. Понятно, что человеку нужно в год 2 или 3 раза обратиться за сервисом, он не будет платить эти деньги, ему это просто невыгодно. Поэтому, проанализировав всю эту ситуацию, государство сделало ставку на развитие ID-карт, в которых встроена ЭЦП», – рассказал он.
ЦП, которая находится в ID-карте, действительна в течение 10 лет, – это достаточно продолжительный период. «Он гораздо продолжительнее, чем период действия стандартной ЭЦП. Сейчас любой владелец ID-карты без каких-либо дополнительных нагрузок может активировать кабинет, и ему становится доступно порядка 630 различных государственных электронных услуг, внутри которых есть и административные процедуры, и обычные цифровые сервисы», – сказал Денис Жуков.
Человек, имея активированный личный кабинет на портале «Е-Паслуга», может обратиться за определенной административной процедурой и электронной услугой в службу «одно окно», если ему так удобнее, добавил он. «У нас нет какой-то цифровой диктатуры и какой-либо нормы, которая говорила бы о том, что если человек выбрал цифровую коммуникацию с государством, то он ограничен в возможностях, – подчеркнул Денис Жуков. – В определенных жизненных ситуациях человеку все-таки гораздо удобнее прийти в службу «одно окно».
Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента.