Круглый стол «Расчет пособий по временной нетрудоспособности: первый опыт применения нового порядка»

16 сентября 2024

С 1 июля 2024 г. произошли значительные изменения в порядке расчета и назначения пособий по временной нетрудоспособности за счет средств Фонда социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты. Новые правила применяются уже больше месяца, накапливается новый опыт и, конечно, появляются вопросы.

Ответы на поступившие в редакцию вопросы подготовила Екатерина Геннадьевна Лихачева, заместитель управляющего Фондом социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь.


Екатерина Геннадьевна, какие шаги должен предпринять бухгалтер, если он получил листок нетрудоспособности после 1 июля текущего года?


Случай нетрудоспособности наступил у работника 4 июля 2024 г. По ошибке бухгалтер самостоятельно произвел расчет пособия по временной нетрудоспособности по старым правилам.

Разъясните, пожалуйста, допустимо ли это?


Что принципиально изменилось в порядке расчета больничных?


Работник получил премию к 8 Марта в 2023 г. в размере 500 руб.

Разъясните, пожалуйста, войдет ли она в расчет больничного?


Как узнать бухгалтеру, в каком размере следует начислять пособие в новых условиях – исходя из 100 % или 80 % средней заработной платы за расчетный период?


Работник, для которого наша организация является основным местом работы, дополнительно работает по совместительству в другой организации. Этот работник представил больничный с 16 по 20 июля 2024 г.

Екатерина Геннадьевна, расскажите, пожалуйста, про начисление пособия по нетрудоспособности в такой ситуации.


Работник принят в организацию по трудовому договору. Известно, что он еще выполняет работы и на основании гражданско-правовых договоров.

Как правильно оплатить больничный, если такой работник заболел?


Учредитель организации (ЧУП) без заключения трудового договора выполняет функции по руководству ею. При этом ему начисляются вознаграждения, уплачиваются обязательные страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и представляются документы персонифицированного учета ПУ-3 с кодом 30.

Екатерина Геннадьевна, разъясните, пожалуйста, оплачивается ли больничный учредителю организации?


Работник, находящийся в отпуске без сохранения заработной платы, заболел.

Подскажите, пожалуйста, подлежит ли оплате больничный, выданный в такой ситуации? Нужно ли формировать запрос в органы Фонда?


Работник принят на работу в организацию 1 июля 2024 г. На следующий день он заболел. Ранее в такой ситуации расчет больничного производили из тарифного оклада.

Екатерина Геннадьевна, как следует оплатить больничный в данной ситуации по новым правилам?


Работник представил листок нетрудоспособности. Бухгалтер подал запрос в Фонд. Позднее он обнаружил ошибку в параметрах запроса.

Каковы действия бухгалтера?


Екатерина Геннадьевна, поясните, пожалуйста, как рассчитывается пособие по больничному по беременности и родам для женщины, которая после отпуска по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет не отработала 6 месяцев и собирается в очередной отпуск по беременности и родам?


В связи с ликвидацией организации работницу уволили в период нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком. Далее она получала пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет по месту работы мужа, продолжала уход за ребенком и устроилась на новое место работы после исполнения ребенку 3 лет. Новому нанимателю она представила листок нетрудоспособности по беременности и родам, в расчет которого вошел период, когда она была уволена по инициативе нанимателя и продолжала уход за ребенком в возрасте до 3 лет дома.

Екатерина Геннадьевна, правильно ли мы понимаем, что период после увольнения не вычитается из количества дней расчетного периода и уменьшает сумму среднедневного заработка для нового больничного по беременности и родам? Как быть в такой ситуации?


По месту работы по совместительству работник не представил листок нетрудоспособности, и ему в табеле отмечено рабочее время. Наниматель по основному месту работы начислил пособие, хотя работник не имеет на него права. После получения сведений от территориальных органов ФСЗН о не принятой к зачету сумме пособия по временной нетрудоспособности наниматель обязан доплатить взносы.

Должен ли при этом наниматель удержать сумму выплаченного пособия из заработной платы работника? А что делать, если сотрудник уволился?


Автоматизация расчета среднедневного заработка, конечно, максимально сократит ошибки бухгалтерских служб, но по-прежнему остаются вопросы по оформлению, точнее дооформлению, листков нетрудоспособности.

Какие новации ожидаются в этом направлении? Как упростить работу бухгалтеров в этой части?

 

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup