На основании Закона Республики Беларусь от 30.12.2022 № 230-З «Об изменении законов по вопросам налогообложения» (далее – Закон № 230-З) эксперты компании B1 Belarus подготовили обзор основных изменений в области трансфертного ценообразования на 2023 г., внесенных в Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее – НК-2023).
1. Сокращение перечня сделок, подлежащих контролю соответствия рыночным ценам (ст. 88 НК-2023)
С 2023 г. не подлежат контролю соответствия рыночным ценам для целей налогообложения кредиты (займы), предоставленные организациям, включенным в следующие перечни, утверждаемые Советом Министров Республики Беларусь (абз. 7 п. 5 ст. 88 НК-2023):
► перечень сельскохозяйственных организаций, подлежащих досудебному оздоровлению;
► перечень сельскохозяйственных организаций, в отношении которых необходимо проведение процедур экономической несостоятельности (банкротства).
В настоящее время действуют перечни таких организаций, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.10.2016 № 889, и в них включены в общей совокупности 434 организации.
Данные сделки стали подлежать контролю начиная с 2022 г. в случае, если были заключены с иностранными взаимозависимыми лицами или с резидентами Республики Беларусь – взаимозависимыми лицами, которые не исчисляют и не уплачивают налог на прибыль (освобождены от налога на прибыль), и при превышении стоимостных порогов, установленных п. 3 ст. 88 НК-2023. Таким образом, контроль за ними действовал лишь один год.
НК-2023 внесены уточнения и в части освобождения от контроля сделок с платежными системами VISA, MasterCard, American Express (абз. 5 п. 5 ст. 88 НК-2023). Так, если до 2023 г. не являлись контролируемыми сделки, заключенные белорусскими организациями с владельцами международных систем платежных расчетов VISA, MasterCard, American Express, зарегистрированными в оффшорных зонах, то планируется, что с 2023 г. не являются контролируемыми данные сделки, заключенные с операторами указанных платежных систем.
2. Возможность расчета диапазонов рентабельности иностранных организаций на основании данных отчетности белорусских организаций или организаций стран ЕАЭС (ст. 90 НК-2023)
НК-2023 предусмотрено, что при формировании диапазона рыночных показателей рентабельности для сопоставления показателей рентабельности анализируемой стороны сделки – иностранной организации в случае отсутствия информации о показателях рентабельности, определенных на основании данных бухгалтерской и (или) финансовой отчетности иностранных организаций, станет возможным использовать данные из бухгалтерской и (или) финансовой отчетности белорусских организаций (при их отсутствии – организаций государств – членов ЕАЭС) (п. 1 ст. 90 НК-2023).
Это означает, что как налоговые органы в ходе проверок, так и налогоплательщики при обосновании рыночного уровня цен в контролируемых сделках при применении метода цены последующей реализации, затратного метода, метода сопоставимой рентабельности и в отдельных случаях метода распределения прибыли, при тестировании рентабельности иностранных контрагентов по сделкам смогут использовать данные из баз, содержащих финансовую информацию по деятельности компаний из России, Беларуси, Армении, Казахстана, Киргизии.
Изменения в части подхода к использованию баз данных для расчета рыночных диапазонов рентабельности обусловлено тем, что с марта 2022 г. международными информационными агентствами был ограничен доступ на территории России и Беларуси к базам данных (Amadeus, Orbis, Oriana и др.), содержащим информацию в отношении европейских, азиатских, американских, иных зарубежных компаний, что усложнило процесс анализа рыночных диапазонов рентабельности с использованием финансовых показателей зарубежных независимых компаний.
При этом открытым остается вопрос, будут ли зарубежные налоговые органы в странах нахождения иностранных организаций считать обоснованным использование бухгалтерской и (или) финансовой отчетности белорусских организаций (при их отсутствии – организаций государств – членов ЕАЭС) при обосновании рыночного уровня рентабельности анализируемой стороны сделки – иностранной организации.
Предполагается, что в связи с внесенными изменениями возможность использования данных отчетности белорусских организаций/организаций стран ЕАЭС будет допустима при обосновании цен сделок, совершенных начиная с 2023 г.
Данная позиция основана на толковании п. 7 ст. 3 НК-2023 – акты налогового законодательства, применяются с момента (даты) вступления их в силу и распространяют свое действие на налоговые или отчетные периоды, на которые приходятся соответственно дата фактической реализации, дата фактического получения дохода, иная аналогичная дата, если иное не предусмотрено законами или актами Президента Республики Беларусь.
Вместе с тем рекомендуется отслеживать официальные разъяснения налоговых органов на предмет возможности использования источников информации для анализируемых сделок 2022 г. Это обусловлено тем, что проблемы с доступом к иностранным базам возникли в 2022 г., и при обосновании цен сделок, совершенных в 2022 г., вопрос недоступности финансовых данных по иностранным компаниям уже является актуальным.
3. Изменения в части представления и составления отчетности по ТЦО (ст. 97 НК-2023)
3.1. Перенос срока начала истребования документации по ТЦО на 1 августа
Пунктом 3 ст. 97 НК-2023 установлено, что налоговый орган вправе истребовать у плательщиков документацию, подтверждающую экономическую обоснованность примененной цены (далее – документация по ТЦО), при проведении проверок не ранее 1 августа года, следующего за календарным годом, в котором совершены анализируемые сделки. До 2023 г. данный срок был установлен не ранее 1 июня.
Иными словами, у крупных плательщиков по внешнеторговым сделкам и плательщиков, совершающих внешнеторговые сделки со стратегическими товарами, подпадающие под контроль ТЦО, с 2023 г. будет на 2 месяца больше времени на подготовку обязательной документации.
Согласно комментариям МНС Республики Беларусь уже по сделкам, совершенным в 2022 г., налоговые органы сможет запрашивать документацию по ТЦО в 2023 г. не ранее 1 августа текущего года.
3.2. Расширение перечня информации, отражаемой в отчетности по ТЦО
Как известно, начиная с 2019 г. документация по ТЦО/экономическое обоснование примененных цен (далее – отчетность по ТЦО) представляются по формам, установленным постановлением МНС Республики Беларусь от 03.01.2019 № 2, по каждой анализируемой сделке (группе анализируемых однородных сделок) и должны содержать, среди прочего, описание предмета анализируемой сделки.
С 1 января 2023 г. для сделок, предметом которых являются кредиты (займы), ценные бумаги, валютно-обменные операции, драгоценные металлы в отчетности по ТЦО, помимо прочего, необходимо будет дополнительно указывать следующие сведения (подп. 4.7 п. 4, часть третья п. 5 ст. 97 НК-2023):
► для кредитов (займов): сумму кредита (займа), валюту кредита (займа), дату погашения кредита (займа), размер процентной ставки по кредиту (займу), сроки выплаты процентов по кредиту (займу), вид процентной ставки (фиксированная или плавающая) по кредиту (займу), порядок погашения кредита (займа), кредитный рейтинг кредитополучателя (заемщика) (при наличии), наименование рейтингового агентства (иностранного (международного) рейтингового агентства), присвоившего кредитополучателю (заемщику) кредитный рейтинг (при наличии), дату присвоения кредитного рейтинга (при наличии), способ обеспечения исполнения обязательств (при наличии);
► для ценных бумаг: вид, категорию, тип ценной бумаги, цену одной ценной бумаги, количество ценных бумаг, общую стоимость ценных бумаг, процент (доход) по ценной бумаге, кредитный рейтинг (при наличии), наименование рейтингового агентства (иностранного (международного) рейтингового агентства), присвоившего кредитный рейтинг по ценным бумагам (при наличии), дату присвоения кредитного рейтинга по ценным бумагам (при наличии);
► для валютно-обменных операций: дату совершения (заключения) сделки, вид покупаемой, продаваемой (конвертируемой) иностранной валюты, валюта платежа, курс покупки, продажи (конверсии), количество покупаемой, продаваемой (конвертируемой) валюты, сумму белорусских рублей (иностранной валюты), направляемых на покупку (полученных за продажу) иностранной валюты;
► для драгоценных металлов: наименование и вид драгоценного металла (наименование, вид и проба слитка, монеты), массу в лигатуре, массу в чистоте, количество штук, цену драгоценного металла, общую массу в лигатуре, общую стоимость драгоценного металла, вид вклада (депозита) драгоценных металлов, размер процентов, порядок и условия выплаты процентов по вкладу (депозиту) драгоценных металлов.
Также с 1 января 2023 г. в отчетности по ТЦО необходимо будет указывать сведения о средней численности работников[1] каждой из сторон анализируемой сделки (группы сделок) (абз. 6 подп. 4.8 п. 4 ст. 97 НК-2023). До этого времени в отчетности по ТЦО подлежали отражению сведения о среднесписочной численности работников за календарный год. Таким образом, для показателя средней численности работников нужно будет помимо среднесписочной численности работников учитывать также среднюю численность внешних совместителей и граждан, выполняющих работы по гражданско-правовым договорам.
Таким образом, стоит ожидать, что в формы отчетности по ТЦО вскоре также будут внесены соответствующие изменения.
4. Продление срока освобождения от пеней до 2024 г. в случае добровольной доплаты налога на прибыль
Пунктом 1 ст. 5 Закона № 230-З продлено освобождение от пеней в случае проведения корректировки налога на прибыль за налоговые периоды 2023–2024 гг. по причинам отклонения цен в сделках от рыночного уровня (в соответствии с частью первой п. 4 ст. 87 НК-2023) и уплатой этой суммы налога на прибыль не позднее 5 дней со дня представления уточненной налоговой декларации с такой корректировкой.
Напомним, что аналогичное освобождение было предусмотрено для корректировок налога на прибыль за налоговые периоды 2019–2022 гг.
Указанное положение, как и ранее, применяется в отношении как самостоятельно проведенных корректировок, так и корректировок, произведенных по результатам налоговых проверок, за исключением налоговых проверок, проводимых по поручениям органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу и судов по находящимся в их производстве делам.
***
Если вы хотите более подобно погрузиться в вопросы трансфертного ценообразования, получить практические навыки самостоятельной подготовки отчетности по ТЦО для вашей организации, понять, каким образом обосновать цены в различных типах сделок, начиная от сделок купли-продажи товаров и заканчивая сделками с кредитами и займами, узнать особенности и последние тенденции в области налогового контроля цен, приглашаем вас принять участие в очередной серии обучающих семинаров компании B1 Belarus по трансфертному ценообразованию.
Только практические примеры, минимум теории и максимум пользы от лидеров рынка в области вопросов трансфертного ценообразования, готовые алгоритмы действий и все закрытые вопросы в ходе семинаров.
Прокачайте свои знания, повысьте свою компетенцию и «стоимость» на рынке труда.
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ОБУЧАЮЩИХ СЕМИНАРОВ ОТ АКАДЕМИИ БИЗНЕСА Б1
Семинар: «Трансфертное ценообразование для всех: от теории к практике»
Компактно и комплексно рассматриваются основные вопросы ТЦО.
Продолжительность: 7 часов
Стоимость участия: 500 белорусских рублей, включая НДС
Формат: офлайн (офис B1 Belarus – г. Минск, ул. К.Цеткин, 51А), возможно участие онлайн
Ближайшая дата проведения: 21 февраля 2023 г.
Семинар: «Налоговые проверки по вопросам трансфертного ценообразования»
Продолжительность: 3,5 часа
Стоимость участия: 330 белорусских рублей, включая НДС.
Формат: офлайн (офис B1 Belarus – г. Минск, ул. К.Цеткин, 51А), возможно участие онлайн
Ближайшие даты проведения (на выбор): 15 февраля 2023 г. или 28 марта 2023 г.
Семинар: «Особенности трансфертного ценообразования в сделках с нематериальными активами»
Продолжительность: 3–3,5 часа
Стоимость участия: 330 белорусских рублей, включая НДС
Формат: офлайн (офис B1 Belarus – г. Минск, ул. К.Цеткин, 51А), возможно участие онлайн
Ближайшая дата проведения: 28 февраля 2023 г.
Семинар: «Особенности трансфертного ценообразования в сделках по оказанию услуг»
Продолжительность: 3–3,5 часа
Стоимость участия: 330 белорусских рублей, включая НДС
Формат: офлайн (офис B1 Belarus – г. Минск, ул. К.Цеткин, 51А), возможно участие онлайн
Ближайшая дата проведения: 10 марта 2023 г.
Семинар: «Особенности трансфертного ценообразования в финансовых сделках» (для организаций нефинансового сектора)
Продолжительность: 3–3,5 часа
Стоимость участия: 330 белорусских рублей, включая НДС
Формат: офлайн (офис B1 Belarus – г. Минск, ул. К.Цеткин, 51А), возможно участие онлайн
Ближайшая дата проведения: 15 марта 2023 г.
Семинар: «Особенности трансфертного ценообразования в финансовых сделках» (для организаций финансового сектора)
Продолжительность: 4 часа
Стоимость участия: 400 белорусских рублей, включая НДС
Формат: офлайн (офис B1 Belarus – г. Минск, ул. К.Цеткин, 51А), возможно участие онлайн
Ближайшая дата проведения: 16 марта 2023 г.
Семинар: «Налоговые проверки по вопросам трансфертного ценообразования»
Продолжительность: 3,5 часа
Стоимость участия: 330 белорусских рублей, включая НДС
Формат: офлайн (офис B1 Belarus – г. Минск, ул. К.Цеткин, 51А), возможно участие онлайн
Ближайшие даты проведения (на выбор): 15 февраля 2023 г. или 28 марта 2023 г.
Более подробную информацию о семинарах можно получить, написав в Академию бизнеса Б1: academy.minsk@b1.by.
КОМУ БУДУТ ПОЛЕЗНЫ СЕМИНАРЫ
Руководителям налоговых служб, финансовым директорам и контролерам, главным бухгалтерам, специалистам, работающим в области финансов, бухгалтерского учета и аудита, а также другим специалистам организаций, которые вовлечены в заключение и совершение сделок, подпадающим под контроль трансфертного ценообразования, и которым интересна тема семинаров.
Уровень подготовки для участия в семинарах – «с нуля».
ПРЕИМУЩЕСТВА ДЛЯ УЧАСТНИКОВ
• Лекторы – только эксперты-практики с опытом работы более 5 лет исключительно по вопросам ТЦО, в т.ч эксперты с опытом работы в налоговых органах Республики Беларусь, управлении трансфертного ценообразования ФНС России.
• Максимум практики – семинары наполнены множеством практических заданий и примеров, дающих каждому участнику готовый алгоритм для работы.
• Маленькие группы – каждый участник может задать свои вопросы и получить максимум пользы и практики от семинара, как от персонального обучения.
• Только актуальная практика – перед каждым семинаром материалы, примеры и задания формируются только на основе актуальной информации и текущей практики в области налогового контроля цен.
• Живые обсуждения и брейнсторминг – программы семинаров построены с учетом вовлечения участников в обсуждения и их интерактивного участия для лучшего усвоения материала.
КАК ПРОХОДЯТ СЕМИНАРЫ
1. Вы просматриваете темы семинаров и выбираете самые интересные для вас.
2. Если у вас есть вопросы по темам и трудности с выбором интересующей темы, вы в любое время можете обратиться к нам, чтобы мы смогли помочь вам с выбором.
3. После выбора интересующих семинаров вы отправляете нам заявку на электронный адрес: academy.minsk@b1.by.
4. Мы связываемся с вами для подтверждения заявки и направляем договор и реквизиты для оплаты.
5. Накануне начала обучения вы получаете от нас е-мейл с напоминанием, что мы вас ждем на обучение.
6. В назначенное время вы приходите на семинар, получаете нужные знания и ответы на все вопросы по теме семинара.
7. По окончании семинара вы получаете сертификат, все презентационные и раздаточные материалы.
КОРПОРАТИВНЫЙ ФОРМАТ
Семинары также могут быть проведены в корпоративном формате в любой день по согласованию с заказчиком. Программа и продолжительность семинаров могут быть скорректированы с учетом специфики, целей и задач заказчика.
ЛЕКТОРЫ
Семинары проводит команда экспертов компании Б1 из группы по трансфертному ценообразованию в Беларуси и России. Наши лекторы имеют многолетний опыт в подготовке документации по трансфертному ценообразованию и обоснованию рыночного уровня цен для организаций различных отраслей экономики как в Республике Беларусь, так и в других странах СНГ.
С более подробной информацией о семинарах можно ознакомиться по ссылке.
Получить дополнительную информацию о семинарах можно по телефонам: +375 (17) 240 4240, +375 (29) 323 7890 (A1), +375 (29) 702 6087 (МТС).
Воспользуйтесь возможностью получить полезные и актуальные знания!
УНП 190616051
[1] Средняя численность работников включает среднесписочную численность работников, среднюю численность внешних совместителей и среднюю численность граждан, выполнявших работы по гражданско-правовым договорам (см. постановление Белстата от 20.01.2020 № 1 «Об утверждении Указаний по заполнению в формах государственных статистических наблюдений статистических показателей по труду»).