Директивой Президента РБ от 31.12.2010 № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» предусмотрен 5-летний мораторий на плановые проверки в отношении добросовестно исполняющих обязательства перед бюджетом и не имеющих фактов нарушений законодательства субъектов предпринимательской деятельности.
Какие нарушения могут лишить организацию права на указанный мораторий?
Любые, в т.ч. при совершении которых субъект не подлежит ответственности.
Субъект утратит право на мораторий при любом выявленном контролирующим или надзорным органом неисполнении или ненадлежащем исполнении требований законодательства, в т.ч. и в случаях, когда ответственность за совершенное правонарушение в соответствии с законодательством не применяется либо то или иное деяние не признается, к примеру, административным правонарушением.
Рассмотрим наиболее распространенные случаи, когда, несмотря на наличие правонарушения, ответственность не применяется.
Так, например, не являются административными правонарушениями при условии устранения нарушений и (или) возмещения причиненного государству или иным лицам вреда в течение 3 рабочих дней со дня подписания акта проверки, проведенной в соответствии с законодательными актами, определяющими единый порядок проведения контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь, следующие деяния юридического лица:
· неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом налогов, сборов (пошлин) в размере не более 1 % от исчисленных такими лицами сумм налогов, сборов (пошлин), учет которых осуществляется налоговыми органами, по итогам каждого календарного года (его части, если проверке подлежала часть календарного года);
· неисполнение или ненадлежащее исполнение иных обязательств, повлекшие причинение имущественного вреда, в т.ч. завышение стоимости таких обязательств перед бюджетом, в размере не более 1 % от подлежавших исполнению обязательств за проверенный период, а также использование денежных средств и товарно-материальных ценностей с нарушением требований законодательства на сумму не более 10 базовых величин (ст. 5.5 КоАП).
Также лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности в случае признания совершенного административного правонарушения малозначительным. Малозначительным признают деяние с признаками какого-либо административного правонарушения, причинившее незначительный вред охраняемым КоАП правам и интересам (ст. 8.4 КоАП).
Не являются административным правонарушением, предусмотренным частями 1–6 ст. 13.6 КоАП, неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины), если ими:
· не исполнено налоговое обязательство по причине отсутствия на их счетах средств, достаточных для исполнения своевременно направленных плательщиками (иными обязанными лицами) поручений на перечисление сумм налогов, сборов (пошлин) в полном объеме;
· внесены изменения и дополнения в налоговую декларацию (расчет) и уплачена причитающаяся сумма налога, сбора (пошлины) до назначения проверки, в результате которой могут быть обнаружены такие неуплата или неполная уплата (по административным правонарушениям, выявленным в результате камеральной проверки, – до составления акта проверки), а при отсутствии необходимости внесения в налоговую декларацию (расчет) изменений и (или) дополнений – уплачена причитающаяся сумма налога, сбора (пошлины) до составления акта камеральной проверки (примечание к ст. 13.6 КоАП).
Во всех вышеперечисленных, а также многих иных случаях совершенное нарушение не влечет за собой административной ответственности. Однако оно лишает субъекта права на 5-летний мораторий.