Комментируемый Указ содержит достаточно жесткие требования к организации и проведению проверок, а именно:
1) с 1 января 2013 г. планирование проверок будет осуществляться по системе (вертикали) государственного органа (организации).
Периодичность проверок будут определять не по каждому контролирующему (надзорному) органу в отдельности, а по группам (системам) контролирующих (надзорных) органов, входящих в состав (систему, вертикаль) одного и того же государственного органа или организации, с учетом установленной сферы контрольной или надзорной деятельности (планирование по системе, вертикали).
Данное условие планирования будет распространяться с 1 января 2013 г. и на ведомственный контроль;
2) незаконно назначенные проверки будут исключаться из координационных планов контрольной (надзорной) деятельности;
3) ужесточена административная ответственность должностных лиц контролирующих (надзорных) органов за нарушения законодательства при назначении и проведении проверок.
С 1 октября 2012 г. будет применяться административная ответственность, предусмотренная комментируемым Указом, – штраф в размере от 20 до 100 базовых величин за невнесение должностным лицом контролирующего (надзорного) органа записи о проведении проверки в книгу учета проверок (журнал производства работ) при представлении этой книги (журнала), а также нарушение должностным лицом такого органа установленного порядка назначения проверки (в т.ч. ее необоснованное назначение). Состав данного административного правонарушения образует совершение одного из вышеперечисленных деяний независимо от того, принял вышестоящий контролирующий орган решение о признании соответствующей проверки незаконной или нет;
4) в ходе проверок будет осуществляться контроль за выполнением проверяемыми субъектами не всех технических нормативных правовых актов, а только обязательных для соблюдения.
Комментируемый Указ определил, что соответствующие государственные органы должны размещать на своих сайтах тексты технических нормативных правовых актов, устанавливающие обязательные требования для субъектов хозяйствования, выполнение которых проверяется при проведении государственного контроля (надзора);
5) продление предписаний о приостановлении (запрете) деятельности субъекта будет осуществляться в судебном порядке;
6) в новой редакции изложен перечень критериев отнесения проверяемых субъектов к группе риска для назначения плановых проверок.
При этом комментируемый Указ уточнил редакции некоторых критериев; исключил дублирование позиций; ввел новые критерии; изменил по отдельным критериям оценку степени риска.
В Указе конкретизировано, когда субъект, заявляющий расходы, сопоставимые с суммой его дохода, будет относиться к высокой группе риска, если его расходы будут составлять 95 % и более от суммы его дохода, полученного за календарный год.