С 1 июля 2012 г. начал действовать Декрет Президента РБ от 07.05.2012 № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности» (далее – Декрет № 6).
Данный Декрет установил для коммерческих организаций ряд льгот, в т.ч. отличных от предусмотренных Декретом Президента РБ от 28.01.2008 № 1 «О стимулировании производства и реализации товаров (работ, услуг)» (далее – Декрет № 1).
Какие ограничения для организаций установил Декрет № 6 в части применения льгот?
См. ниже по тексту.
До 1 июля 2012 г. налоговые и иные льготы субъектам хозяйствования, ведущим бизнес в сельской местности, малых и средних городах, предоставлялись в соответствии с Декретом Президента РБ от 20.12.2007 № 9 «О некоторых вопросах регулирования предпринимательской деятельности в сельской местности» (далее – Декрет № 9) и Декретом № 1. С 1 июля т.г. Декрет № 1 утратил силу полностью, а Декрет № 9 – частично (его отдельные положения действуют до 31 декабря 2012 г.).
С 1 июля 2012 г. такие льготы предоставляются Декретом № 6, причем только коммерческим организациям республики.То есть бюджетные и иные некоммерческие организации Республики Беларусь, в т.ч. и осуществляющие предпринимательскую деятельность, а также иностранные организации, осуществляющие деятельность на территории Республики Беларусь, не имеют право на применение льгот, установленных Декретом № 6.
Для применения льгот коммерческие организации должны быть зарегистрированы в Республике Беларусь с местом нахождения на территории средних, малых городских поселений, сельской местности. При этом дата регистрации значения не имеет, т.е. право на льготы (в отличие от Декрета № 1) будут иметь и организации, зарегистрированные до 1 апреля 2008 г.
Декретом № 6 установлено 3 вида ограничений на использование предусмотренных им льгот. В каждом случае объем ограничений разный.
Как и ранее, полностью не применимы льготы следующими категориями организаций:
– банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями, инвестиционными фондами, страховыми организациями;
– профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
– резидентами свободных экономических зон и Парка высоких технологий, специального туристско-рекреационного парка «Августовский канал».
Иные коммерческие организации, их обособленные подразделения не вправе применять льготы в части осуществления ими:
– риэлтерской деятельности;
– деятельности в сфере игорного бизнеса;
– лотерейной деятельности;
– деятельности по организации и проведению электронных интерактивных игр;
– производства и (или) реализации подакцизных товаров;
– производства и (или) реализации ювелирных изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней;
– изготовления ценных бумаг, денежных знаков и монет, почтовых марок;
– деятельности в рамках простого товарищества и (или) хозяйственной группы.
Таким образом, у организаций, осуществляющих деятельность в сфере игорного бизнеса, деятельность по организации и проведению электронных интерактивных игр, производство и (или) реализацию алкогольной продукции, табачных изделий, в отличие от Декрета № 1, имеется возможность применения льгот в части иной их деятельности на территории сельской местности, малых и средних городов. Ранее такое было невозможно. Аналогичное расширение возможностей по сравнению с Декретом № 9 предусмотрено для организаций, осуществляющих риэлтерскую деятельность, производство и реализацию подакцизных товаров, производство и (или) реализацию ювелирных изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, деятельность в рамках простого товарищества и (или) хозяйственной группы.
Кроме того, не вправе применять льготы по налогам на прибыль и недвижимость, отчислениям в инновационные фонды коммерческие организации (в т.ч. в части их обособленных подразделений):
– осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции и уплачивающие единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции;
– применяющие УСН;
– осуществляющие деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма и уплачивающие соответствующий сбор.