Положением о порядке заполнения кассовой книги формы КО-4, утвержденным постановлением Минфина РБ от 19.04.2001 г. № 43 «Об утверждении бланков унифицированных форм первичной учётной документации», определено, что кассовая книга применяется для учёта поступлений и выдачи наличных белорусских рублей в кассах юридических лиц и предпринимателей, поэтому выручка подразделений, сдающих наличные деньги непосредственно в банк с зачислением на текущий счёт, минуя кассу юридического лица, в кассовой книге юридического лица не отражается.
Вопрос 1: требуется ли ведение кассовой книги после 1 июля 2011 г. ЧУПом, осуществляющим бухгалтерский учет, если вся выручка торговых объектов сдается уполномоченными лицами в кассы банка? Учет кассовых операций предприятие ведет с применением бухгалтерской программы 1.С.
Выручка в торговых объектах приходуется с применением кассовых суммирующих аппаратов, с использованием 4-х счётчиков: для розничной торговли, услуг, комиссионной торговли и принятых залогов. На основании ежедневных Z-отчетов кассиров, выручка приходуется в электронную кассовую книгу исключительно в целях бухгалтерского учета и составления соответствующих бухгалтерских проводок, с корреспонденцией с кредитом счетов 90.1.1 (розничная торговля), 90.1.1 (услуга), 76.8 и 62.4. На основании приказа предприятия, выручка предприятия сдается уполномоченными лицами в кассы банка не реже одного раза в семь дней.
Каким образом вести кассовую книгу в данном случае, если бухгалтерские проводки, на основании еженедельных отчетов уполномоченных лиц, составляются за каждый день, а выручка сдается ими один раз в неделю? С выписыванием ФИКТИВНЫХ ежедневных приходных ордеров? При этом, квитанции к объявлению на взнос наличными хранятся в торговых объектах, с приложением их к книге кассира-операциониста. В рамках заявленной «либерализации», каков смысл ведения формальной рукописной кассовой книги, с еженедельным «оприходованием» виртуальной выручки, при том, что это ломает всю систему полноты учёта выручки, в особенности в период конец-начало месяца, не совпадающими с установленными сроками сдачи выручки уполномоченными лицами? Кроме того, в соответствии с Постановлением СовМина РБ и НацБанка РБ от 8 июля 2009 года № 903/11 «О внесении изменений в постановление … от 9 января 2002 года № 18/1», «юридические лица… принимают наличные денежные средства (в том числе авансовые платежи, задаток и денежные средства, принимаемые в качестве залога)… с применением кассовых кассовых суммирующих аппаратов…
Вопрос 2: В связи с принятием новых нормативных документов, регулирующих учёт денежных средств и порядок ведения кассовых операций, обязанность юридических лиц по приёму наличных денежных средств в качестве залогов с применением кассовых суммирующих аппаратов – отменена?
см.ниже по тексту
Вопрос № 1
Порядок ведения кассовых операций в белорусских рублях в Республике Беларусь с 1 июля 2011г. определен Инструкцией о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь утвержденной Правлением Нацбанка РБ от 29.03.11г. № 107, далее Инструкция № 107. С момента вступления в силу Инструкции № 107 юридические лица, подразделения открывшие текущие (расчетные) банковские счета, самостоятельно определяют порядок и сроки сдачи выручки.
Перечисленные условия должны быть указаны в приказе руководителя юридического лица, подразделения или лица, им уполномоченного, открывшего текущий (расчетный) банковский счет, оформленных в письменном виде. Кроме того, названные субъекты должны уведомить обслуживающий банк об указанных условиях. Помимо приказа руководитель юридического лица, подразделения или лица, им уполномоченного, открывший текущий (расчетный) банковский счет, должны установить своим решением: - размер потребности в разменных наличных деньгах (при необходимости) на одно рабочее место кассира, уполномоченное лицо; - время начала подготовки и формирования инкассаторской сумки с учетом выписки соответствующих сопроводительных документов и последующей передачи службе инкассации (в случае сдачи выручки работникам службы инкассации); - время сдачи выручки кассирами главному (старшему по должности) кассиру; - время начала подготовки выручки для последующей сдачи в обслуживающий банк, в организацию Минсвязи РБ либо работникам службы инкассации (при отсутствии должности главного (старшего) кассира).
Необходимость ведения кассовой книги подразделениями юридического лица, определяется руководителем юридического лица(пункт 45 Инструкции № 107). Согласно пункта 46 Инструкции № 107 основанием для записей в кассовую книгу являются оформленные в соответствии с законодательством приходные и расходные кассовые ордера, а также документы, указанные в частях второй и третьей настоящего пункта. Для юридических лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения в соответствии с законодательством и ведущих учет в книге учета доходов и расходов, при получении наличных денег в обслуживающих банках основанием для осуществления записей в кассовую книгу по усмотрению руководителя юридического лица или лица, им уполномоченного, являются приходные кассовые ордера либо корешки чеков из чековых книжек для получения наличных денег.
В случае сдачи наличных денег самостоятельно в обслуживающий банк либо работникам служб инкассации для юридических лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения в соответствии с законодательством и ведущих учет в книге учета доходов и расходов, основанием для осуществления записей в кассовую книгу по усмотрению руководителя юридического лица или лица, им уполномоченного, являются: расходные кассовые ордера; квитанции к объявлению на взнос наличными, оформленные в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Национального банка по организации кассовой работы в Национальном банке, банках; препроводительные ведомости, оформленные в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Национального банка по организации кассовой работы в Национальном банке, банках.
К сведению: с 1 июля 2010г. постановлением Минфина РБ от 29.03.2010г. № 36 признано утратившим силу постановление Минфина РБ от 19.04.2001г. № 43 «Об утверждении бланков унифицированных форм первичной учетной документации»
Вопрос № 2
При продаже товаров населению, предприятия, осуществляющие розничную торговлю, принимают от покупателей наличные денежные средства и (или) банковские пластиковые карточки с обязательным применением кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем. Модели этих платежных технических средств должны быть включены в Государственный реестр. Данный порядок определен Постановлением Сомина РБ и Нацбанка РБ от 09.01.2002 г. №. № 18/1 « О приеме наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) и о некоторых вопросах использования кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем» (далее – постановление № 18/1).
Обратите внимание : Постановление № 18/1 утрачивает силу с 14 октября 2011 г. (за исключением подп. 2.1 , вступившего в силу с 01.07.2011 г и п. 4 с 06.07.2011г.) в связи с изданием постановления Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь от 06.07.2011 N 924/16 "Об использовании кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и о приеме наличных денежных средств, банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр" (далее – постановление № 924/16).
Книга кассира - операциониста должна быть прошнурована, пронумерована и скреплена подписями руководителя организации и лица, осуществляющего руководство бухгалтерским учетом в организации, и печатью. Записи в ней производят ежедневно в хронологическом порядке, без помарок. В случае внесения исправления в книгу, таковые заверяют подписями кассира-операциониста и руководителя субъекта хозяйствования. Книга должна храниться в месте установки кассового оборудования, здесь же должны быть документы, подтверждающие выдачу перед началом рабочего дня, смены наличных денежных средств авансом для расходных операций (п. 9, 11 - 15 Инструкции N 103). С 1 июля 2011 г. размер потребности в разменных наличных деньгах (при необходимости) на одно рабочее место кассира, уполномоченное лицо должен быть закреплен приказом руководителя организации.
В случае принятия решения подразделением юридического лица о ведении кассовой книги прием и выдача наличных денег оформляется приходными и расходными кассовыми документами. Ведение кассовой книги подразделениями юридического лица осуществляется с соблюдением требований пунктов 46–48 и 50 Инструкции № 107.