Коммерческая организация заключила договор аренды с физическим лицом (Арендодатель). Арендная плата за месяц аренды составляет 200 бел. руб. (без НДС) и уплачивается не позднее 10-го числа текущего месяца. В договоре аренды прописано следующее: «Первичные учетные документы, подтверждающие временное владение и пользование имуществом по настоящему договору, каждая из сторон вправе оформить единолично».
Каким документом организации следует подтвердить расходы по аренде?
См. ниже.
Актом, составленным единолично.
Каждая хозяйственная операция подлежит оформлению первичным учетным документом (ПУД), имеющим юридическую силу (п. 1 ст. 10 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности»; далее – Закон № 57-З).
ПУД может составляться как двумя (тремя) участниками хозяйственной операции (двусторонний (трехсторонний) ПУД), так и единолично.
ПУД может быть составлен участником хозяйственной операции единолично в случае временного владения и пользования или временного пользования имуществом по договору аренды (временного владения и пользования имуществом по договору финансовой аренды (лизинга), заключенному арендодателем (лизингодателем) и арендатором (лизингополучателем) в письменной форме, в котором предусмотрено оформление ПУД, подтверждающих временное владение и пользование или временное пользование имуществом (п. 1 постановления Минфина Республики Беларусь от 12.02.2018 № 13 «О единоличном составлении первичных учетных документов и признании утратившим силу постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 21 декабря 2015 г. № 58»).
ПУД, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, должны содержать следующие сведения (п. 2 ст. 10 Закона № 57-З):
- наименование документа, дату его составления;
- наименование организации, фамилию и инициалы индивидуального предпринимателя, являющегося участником хозяйственной операции;
- содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее оценку в натуральных и стоимостных показателях или в стоимостных показателях;
- должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и (или) правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и подписи;
- иные сведения, не являющиеся обязательными.
Организация вправе самостоятельно утверждать формы ПУД для применения их в своей хозяйственной деятельности, в т.ч. и единолично составляемых (часть вторая п. 4 Закона № 57-З). Все они должны быть утверждены учетной политикой организации.
По мнению автора, сведения, приведенные в п. 2 ст. 10 Закона № 57-З, должны также отражаться и в ПУД, составленных единолично.