Начало см.: Гл. бухгалтер. – 2014. – № 48. – С. 10–14.
По договору создания объекта долевого строительства (жилого дома) организация является застройщиком. Условиями договора создания объекта долевого строительства предусмотрено, что цена объекта состоит из суммы возмещения затрат застройщика на строительство объекта долевого строительства, затрат застройщика, не включенных в сводный сметный расчет стоимости строительства объекта, но относимых на стоимость строительства, и прибыли застройщика.
По окончании строительных работ застройщик передал товариществу собственников жилого дома объекты инженерной инфраструктуры – благоустройство и озеленение.
Является ли такая передача для застройщика объектом исчисления НДС?
Не является.
Передача застройщиком общего имущества членов товарищества собственников в управление товариществу собственников не приводит к отчуждению такого имущества и, следовательно, для целей налогообложения не признается реализацией, в результате чего объект для исчисления НДС отсутствует.
Данный вывод вытекает из следующих норм законодательства.
Обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь признают объектами обложения НДС (подп. 1.1 п. 1 ст. 93 Налогового кодекса РБ (далее – НК)).
Реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав признают отчуждение товара одним лицом другому лицу (выполнение работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу) на возмездной или безвозмездной основе вне зависимости от способа приобретения прав на товары (результаты выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав или формы соответствующих сделок (п. 1 ст. 31 НК). Реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав могут быть признаны также иные операции в случаях, предусмотренных НК или актами Президента. Безвозмездной передачей товаров (работ, услуг), имущественных прав признают передачу товаров (работ, услуг), имущественных прав без оплаты и освобождение от обязанности их оплаты.
Доля участника совместного домовладения в праве общей собственности на общее имущество пропорциональна доле общей площади принадлежащих ему объектов недвижимого имущества в общей площади жилых и (или) нежилых помещений жилого дома, иного капитального строения (здания, сооружения), расположенного на придомовой территории, всех участников совместного домовладения (пп. 1, 2 ст. 169 Жилищного кодекса РБ; далее – Кодекс).
Доля участника совместного домовладения в праве общей собственности на общее имущество не может быть отделена от права собственности на принадлежащие ему объекты недвижимого имущества и при переходе права собственности на объекты недвижимого имущества к другим гражданам или организациям переходит только вместе с ним.
Справочно: в целях применения положений Кодекса общее имущество – это помещения, расположенные за пределами квартир и (или) нежилых помещений и предназначенные для обслуживания 2 и более жилых и (или) нежилых помещений в жилом доме, ином капитальном строении (здании, сооружении), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, обслуживающее 2 и более жилых и (или) нежилых помещения и находящееся внутри или за пределами жилого дома, иного капитального строения (здания, сооружения), групповые приборы учета расхода воды, тепловой и электрической энергии, газа, а также объекты, расположенные на придомовой территории и предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства жилого дома, иного капитального строения (здания, сооружения).
Организация – резидент РБ по договору переработки давальческого сырья поставляет переработчику для изготовления продукции сырье, импортированное с территории Российской Федерации 31 июля 2014 г. При ввозе сырья уплачен НДС. Часть сырья в качестве оплаты за оказанную услугу по переработке оставлена у переработчика.
Следует ли применять в данной ситуации ограничение на вычет сумм НДС, уплаченных при ввозе сырья, установленное Указом Президента РБ от 21.07.2014 № 361 "Об отдельных вопросах налогообложения, бухгалтерского учета, переоценки имущества и взимания арендной платы" (далее – Указ № 361)?
Следует, в части НДС, приходящегося на долю сырья, которым произведен расчет за оказанные услуги.
С 25 июля 2014 г. (с момента вступления в силу Указа № 361) и до 31 декабря 2014 г. включительно суммы НДС, уплаченные при ввозе на территорию Республики Беларусь приобретенных товаров, подлежат вычету в том отчетном периоде, в котором истекло 90 календарных дней с даты их принятия к учету (при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь с территории государств – членов Таможенного союза). Данная норма оговорена в подп. 1.5 п. 1 Указа № 361.
Приведенные положения указанного подпункта применимы, если ввезенные в 2014 г. на территорию Республики Беларусь товары плательщик, осуществивший их ввоз, реализует на территории Республики Беларусь в неизменном состоянии, в т.ч. в неизменном виде.
Важно! В отношении таких товаров допускаются фасовка (розлив) в банки, бутылки, флаконы, мешки, ящики, коробки, помол (разрезка) для фасовки (упаковки), другие простые операции по упаковке или переупаковке, не направленные на изменение свойств товаров.
С учетом изложенного при использовании ввезенных товаров в качестве давальческого сырья для производства продукции вычет сумм НДС, уплаченных при ввозе, производится в порядке, установленном в ст. 107 НК. Вычет НДС, уплаченного при ввозе, приходящегося на ту часть сырья, которым произведен расчет за оказанные услуги по переработке, следует производить с учетом требований Указа № 361.
Организация – резидент РБ (покупатель) приобретает товар у резидента РФ, который не имеет на территории Республики Беларусь постоянного представительства.
Ранее товар был ввезен нерезидентом с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь на основании договора хранения. В последующем резидент РБ реализует приобретенный товар в неизменном состоянии.
Необходимо ли покупателю в указанной ситуации исчислить НДС и применять ограничения по принятию к вычету НДС, установленные Указом № 361?
НДС следует исчислить и принять к вычету с учетом норм Указа № 361.
В приведенной ситуации у резидента РБ (покупателя) возникает обязанность исчислить и уплатить "ввозной" НДС по товару, приобретенному у резидента РФ на территории Республики Беларусь.
У покупателя сумма уплаченного "ввозного" НДС по товару, приобретенному у резидента РФ на территории Республики Беларусь, подлежит вычету с учетом норм подп. 1.5 п. 1 Указа № 361.
Аргументы, подтверждающие данные выводы, следующие: если налогоплательщик одного государства – члена Таможенного союза приобретает товары, ранее импортированные на территорию этого государства – члена Таможенного союза налогоплательщиком другого государства – члена Таможенного союза, косвенные налоги по которым не были уплачены, уплата косвенных налогов осуществляется налогоплательщиком государства – члена Таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, – собственником товаров, либо, если это предусмотрено законодательством государства – члена Таможенного союза, комиссионером, поверенным, агентом (в случае, если товары будут реализованы через комиссионера, поверенного, агента). Приведенная норма законодательно закреплена в подп. 1.4 п. 1 ст. 2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе, утвержденного Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (Высшего органа Таможенного союза) от 11.12.2009 № 26.
При ввозе товаров на территорию Республики Беларусь с территории государств – членов Таможенного союза суммы НДС, уплаченные при ввозе со дня вступления в силу Указа № 361 и до 31 декабря 2014 г., подлежат вычету в том отчетном периоде, в котором истекло 90 календарных дней с даты их принятия к учету (подп. 1.5 п. 1 Указа № 361).
Организация (субподрядчик) заключила договор строительного субподряда на выполнение работ по строительству и монтажу инженерных сетей с ООО (генподрядчик). Финансирование работ по объекту производится за счет международной технической помощи (далее – МТП), получателем которой является заказчик.
Вправе ли субподрядчик воспользоваться льготами по исчислению НДС, установленными Указом Президента РБ от 22.10.2003 № 460 "О международной технической помощи" (далее – Указ № 460)?
Право на льготу имеет генподрядчик.
При поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг) для целей проекта (программы) МТП право на применение преференции по НДС имеют субъекты хозяйствования, которые заключили договор непосредственно с получателем МТП. Субъекты хозяйствования, заключившие договоры не с получателем МТП, права на применение преференции по НДС не имеют.
Приведенный вывод основан на следующих нормах законодательства.
Не признают объектом обложения НДС обороты по реализации на территории Республики Беларусь товаров (работ, услуг), поставляемых, передаваемых (выполняемых, оказываемых) поставщиком товаров (работ, услуг) проекта (программы) МТП и (или) получателем МТП для ее осуществления, а также обороты по их дальнейшей безвозмездной передаче в соответствии с целями и задачами проектов (программ) МТП (подп. 1.3 п. 1 Указа № 460; подп. 2.19 п. 2 ст. 93 НК).
Справочно: поставщик товаров (работ, услуг) проекта (программы) МТП – это юридическое или физическое лицо, поставляющее, передающее (выполняющее, оказывающее) товары (работы, услуги) получателю МТП для реализации проекта (программы) МТП (п. 1 Указа № 460).
Учитывая вышеизложенное, право на преференцию по НДС имеет только ООО (генподрядчик), которое заключило договор строительного подряда непосредственно с заказчиком (получателем МТП). Организация-субподрядчик, заключившая договор с генподрядчиком, преференцию по НДС не применяет и должна исчислять НДС в общеустановленном порядке.
Иностранная организация (резидент Чехии) выполняет опытно-конструкторские работы (ОКР) для заказчика (резидент РБ). В момент начала выполнения работ данная иностранная организация не имела статуса постоянного представительства в Республике Беларусь. При выплате аванса за указанные работы белорусская организация исполняла налоговые обязательства по уплате НДС по оборотам по реализации ОКР за иностранную организацию, не имеющую постоянного представительства в РБ. В момент выполнения второго этапа работ статус иностранной организации изменился по причине открытия постоянного представительства в Республике Беларусь.
Какой порядок исполнения налогового обязательства по уплате НДС возникает в данной ситуации?
У белорусской организации возникает налоговое обязательство по НДС при оплате стоимости ОКР, приобретаемых у иностранной организации (резидент Чехии), не осуществляющей деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, на основании подп. 1.4 п. 1 ст. 33, п. 1 ст. 92 НК, поскольку местом реализации таких работ признается территория Республики Беларусь.
У иностранной организации, осуществляющей выполнение ОКР в Республике Беларусь через постоянное представительство и состоящей в связи с этим на учете в налоговом органе РБ, возникает налоговое обязательство по уплате НДС с оборота по реализации согласно подп. 1.1 п. 1 ст. 93 НК. При реализации ОКР налоговую базу по НДС следует определять как стоимость выполненных иностранной организацией таких работ (п. 1 ст. 98 НК).
Сумма НДС, исчисленная иностранной организацией как произведение налоговой базы и ставки НДС, подлежит предъявлению к оплате белорусской организации – покупателю (пп. 2 и 3 ст. 103 НК).
В связи с этим иностранная организация в первичных учетных документах (актах сдачи-приемки) должна указывать учетный номер плательщика (УНП) Республики Беларусь и предъявлять отдельной строкой белорусской организации (покупателю) соответствующую сумму НДС.
Важно! Если белорусская организация применяет общий порядок налогообложения, то сумма НДС, предъявленная ей иностранной организацией в первичном учетном документе (акте сдачи-приемки), и сумма НДС, уплаченная белорусской организацией в бюджет согласно ст. 92 НК, признаются налоговыми вычетами (подп. 2.1 и 2.3 п. 2 ст. 107 НК).
Белорусская организация (поставщик) отгрузила покупателю продукцию, расчет за которую своевременно не произведен. По условиям договора предусмотрено начисление штрафных санкций и пени за несвоевременную оплату.
В марте 2014 г. суд вынес решение о взыскании в пользу поставщика пени и процентов за пользование чужими денежными средствами, в связи с чем поставщиком с причитающихся сумм был исчислен НДС (п. 18 ст. 98 НК; учетная политика организации).
В мае 2014 г. между поставщиком и покупателем заключается мировое соглашение, оформленное решением суда, согласно которому поставщик "прощает" покупателю всю сумму пени и процентов.
В бухгалтерском учете поставщика уменьшение ранее начисленных штрафных санкций отражено методом "красное сторно".
Необходимо ли уменьшать налоговую базу по НДС в данной ситуации?
Необходимо.
Суммы, фактически полученные (причитающиеся к получению) в виде санкций за нарушение покупателями (заказчиками) условий договоров, увеличивают налоговую базу по НДС (подп. 18.1 п. 18 ст. 98 НК).
С учетом разъяснения Минфина РБ, при наличии определения суда об утверждении мирового соглашения, в котором признано не подлежащим исполнению ранее вынесенное определение о взыскании в пользу поставщика пени и процентов за пользование чужими денежными средствами (указанные суммы не причитаются к получению), налоговая база по НДС подлежит уменьшению в налоговой декларации (расчете) по НДС за тот отчетный период, в котором отражено указанное уменьшение в бухгалтерском учете.
Окончание см.: Гл. бухгалтер. – 2015. – № 2. – С. 12-15.