Начало см.: Гл. бухгалтер. – 2014. – № 48. – С. 10–14; 2015. – № 1. – С. 11–15.
Организация – получатель безвозмездной международной технической помощи приобрела за счет средств этой помощи имущественные права.
Следует ли белорусской организации исчислять НДС при реализации имущественных прав в данной ситуации?
Следует.
Обороты по реализации на территории Республики Беларусь товаров (работ, услуг), поставляемых, передаваемых (выполняемых, оказываемых) поставщиком товаров (работ, услуг) проекта (программы) международной технической помощи (МТП) и (или) получателем МТП для ее осуществления, а также обороты по их дальнейшей безвозмездной передаче в соответствии с целями и задачами проектов (программ) МТП не признают объектом обложения НДС. Приведенная норма содержится в подп. 1.3 п. 1 Указа Президента РБ от 22.10.2003 № 460 "О международной технической помощи, предоставляемой Республике Беларусь" (далее – Указ № 460).
В данной ситуации белорусской организации при реализации имущественных прав необходимо исчислять НДС в общеустановленном порядке, поскольку налоговые преференции в отношении имущественных прав Указом № 460 не предусмотрены.
Российская организация в ноябре 2014 г. оказала белорусской организации услуги по сертификации продукции в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования".
Возникает ли у белорусского плательщика объект обложения НДС при приобретении указанных услуг у иностранной организации? Изменится ли порядок налогообложения в 2015 г. в связи со вступлением в силу Договора о Евразийском экономическом союзе?
Нет.
В 2014 г. местом реализации работ, услуг признавалась территория государства – члена Таможенного союза, если работы выполнялись, услуги оказывались налогоплательщиком (плательщиком) этого государства, если иное не было предусмотрено подп. 1–4 п. 1 ст. 3 Протокола о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 11.12.2009 (далее – Протокол). Данная норма была определена подп. 5 п. 1 ст. 3 Протокола. Услуги по сертификации продукции не поименованы в подп. 1–4 п. 1 ст. 3 Протокола, поэтому в рассматриваемой ситуации местом их реализации не признается территория Республики Беларусь, и белорусской организации не следует исчислять и уплачивать НДС при приобретении у российской организации данных услуг.
С 1 января 2015 г. вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее – Договор). Неотъемлемой частью Договора является Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение 18 к Договору), в котором сохранены положения Соглашения о Таможенном союзе. С учетом изложенного как в 2014 г., так и в 2015 г. местом реализации услуг по сертификации продукции, приобретенных у резидентов Российской Федерации, Республики Казахстан, будут признавать территорию государства – налогоплательщика, выполняющего (оказывающего) такие работы (услуги). Соответственно у белорусской организации не будет возникать объект обложения НДС.
Организация в августе 2014 г. самостоятельно выявила ошибку в части неисчисления НДС в I квартале 2012 г. Суть ошибки состояла в том, что при приобретении товаров на территории Беларуси у иностранной организации, не осуществляющей деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящей на учете в белорусских налоговых органах, белорусская организация не исчислила НДС.
Как исправить ошибку и необходимо ли в данной ситуации представлять уточненную налоговую декларацию по НДС за 2012 г.? В каком периоде имеются основания для принятия к вычету исчисленного НДС?
Следует представить уточненную налоговую декларацию за 2012 г. и принять к вычету НДС в IV квартале 2014 г.
При обнаружении в налоговой декларации (расчете), поданной за прошлый налоговый период, неполноты сведений или ошибок плательщик (иное обязанное лицо) должен внести изменения и (или) дополнения в налоговую декларацию. Если в отношении налога, сбора (пошлины), исчисляемых нарастающим итогом с начала налогового периода, неполнота сведений или ошибки обнаружены за отчетный период прошлого налогового периода, то изменения и (или) дополнения отражаются в налоговой декларации (расчете) за прошлый налоговый период (п. 8 ст. 63 Налогового кодекса РБ (далее – НК)).
Моментом фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах РБ, признают день оплаты либо иного прекращения обязательств покупателями этих товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 5 ст. 100 НК).
В изложенной ситуации изменения и дополнения плательщиком должны быть отражены в налоговой декларации (расчете) за прошлый налоговый период, т.е. следует представить уточненную налоговую декларацию за 2012 г.
Налоговыми вычетами признают суммы НДС, уплаченные в бюджет при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь у иностранных организаций, не состоящих научете в налоговых органах РБ (подп. 2.3 п. 2 ст. 107 НК). При приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав вычет сумм НДС производится плательщиком после их отражения в бухгалтерском учете и книге покупок – в случае ее ведения (п. 6 ст. 107 НК).
Суммы НДС, уплаченные в бюджет при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах РБ, подлежат вычету в отчетном периоде, следующем за периодом их исчисления, в порядке, установленном для вычета сумм НДС, предъявленных при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 14 ст. 107 НК).
Таким образом, сумма НДС, исчисленная по стр. 13 уточненной декларации за 2012 г. в III квартале 2014 г., подлежит вычету в IV квартале 2014 г.
Белорусская организация (заказчик) применяет УСН без уплаты НДС.
Следует ли ей производить исчисление и уплату НДС при приобретении услуг по доработке программного обеспечения у российской организации, не имеющей постоянного представительства на территории Республики Беларусь, в 2014 г. и в 2015 г.?
Следует.
Местом реализации услуг по доработке программного обеспечения российской организацией резиденту РБ является территория Республики Беларусь.
На основании этого белорусской организации следует исчислить НДС в Республике Беларусь при приобретении таких услуг независимо от того, что организация не является плательщиком НДС по своим оборотам. Данный вывод вытекает из следующих норм законодательства.
Взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве – члене Таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг (ст. 2 Протокола). При выполнении работ, оказании услуг налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяют в соответствии с законодательством государства – члена Таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг, если иное не установлено Протоколом.
Местом реализации работ, услуг признают территорию государства – члена Таможенного союза, если налогоплательщиком (плательщиком) этого государства приобретаются работы, услуги по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации, сопровождению таких программ и баз данных (подп. 4 п. 1 ст. 3 Протокола).
Вступление в силу с 1 января 2015 г. Договора не меняет порядка налогообложения указанных операций.
Справочно: с 1 января 2015 г. вопросы уплаты налоговых платежей регулирует Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение 18 к Договору).
В состав учебного учреждения входит структурное подразделение – автошкола. Наряду с обучением студентов по учебным планам автошкола оказывает платные услуги по подготовке водителей категории "В".
Облагаются ли НДС обороты по оказанию этих платных услуг?
Облагаются.
Обороты по реализации услуг по подготовке водителей категории "В", как не относящиеся к реализации образовательных программ, облагаются НДС по ставке 20 %, и освобождение от НДС, предусмотренное подп. 1.28 п. 1 ст. 94 НК, к указанным оборотам не применяется.
Приведенный вывод основан на следующих нормах законодательства.
Обороты по реализации на территории Республики Беларусь платных услуг в сфере образования, включая реализацию образовательных программ дополнительного образования взрослых, освобождены от исчисления НДС (подп. 1.28 п. 1 ст. 94 НК).
Виды образовательных программ дополнительного образования взрослых определены в п. 1 ст. 242 Кодекса РБ от 13.01.2011 № 243-З "Об образовании" и постановлением Совета Министров РБ от 15.07.2011 № 954 "Об отдельных вопросах дополнительного образования взрослых". Нормативное регулирование деятельности по подготовке, переподготовке и повышению квалификации водителей механических транспортных средств не является предметом законодательного регулирования Кодекса об образовании и не может рассматриваться как деятельность по реализации образовательных программ, в т.ч. дополнительного образования взрослых.
Нормативная правовая база, связанная с деятельностью по подготовке, переподготовке и повышению квалификации водителей механических транспортных средств, разработана в рамках реализации Закона РБ от 05.01.2008 № 313-З "О дорожном движении" и не согласуется с требованиями Кодекса РБ об образовании.
Организация приобрела билеты на новогоднее представление для детей своих работников.
Необходимо ли стоимость выдаваемых работникам билетов облагать НДС и имеет ли право организация принять к вычету суммы налога, уплаченного при приобретении билетов?
Нет.
Стоимость работ (услуг), приобретенных организациями для своих работников и членов их семей, а также для пенсионеров, ранее у них работавших, не признают объектом обложения НДС (подп. 2.16 п. 2 ст. 93 НК).
Приобретение организацией билетов на новогоднее представление и выдачу их работникам следует рассматривать как оплату услуг для своих работников без возникновения налоговой базы при исчислении НДС.
Организация не имеет права воспользоваться правом для принятия к вычету уплаченного НДС (в случае предъявления НДС продавцом услуг) при приобретении билетов, поскольку суммы НДС, предъявленные при приобретении либо уплаченные при ввозе товаров (работ, услуг), не признаваемых объектами обложения НДС в соответствии с подп. 2.16 п. 2 ст. 93 НК, не подлежат вычету (подп. 19.9 п. 19 ст. 107 НК).