С 2016 г. трансфертное ценообразование |**| охватывает значительные сферы деятельности, как внешнеэкономические, так и на внутреннем рынке. Налоговые органы будут контролировать не только реализацию товаров, работ, услуг, но и сделки, связанные с продажей недвижимого имущества и имущественных прав.
** Материал об изменениях в составе сделок, которые подлежат контролю за трансфертным ценообразованием в 2016 г., доступен для подписчиков электронного «ГБ»
Под контроль попадают также сделки со взаимозависимыми лицами.
Взаимозависимые лица – это компании или физлица, отношения между которыми оказывают непосредственное влияние на условия или экономические результаты их работы, деятельность представляемых ими лиц и охватывают спектр отношений:
1) между лицами, являющимися учредителями (участниками) одной организации;
2) когда одно лицо выступает учредителем (участником) другой организации, если доля его прямого (косвенного) участия – не менее 20 %;
3) когда одно лицо подчиняется другому по должности либо одно лицо находится (непосредственно или косвенно) под контролем другого лица;
4) между организациями, если одно лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой из этих организаций составляет не менее 20 %;
5) когда физические лица состоят в браке, близком родстве, являются усыновителями и усыновленными и другие подобные случаи;
6) между вверителем, доверительным управляющим и выгодоприобретателем, а также между доверительным управляющим и организациями, которыми он управляет;
7) между организациями, в составе совета директоров (наблюдательного совета и пр.) которых более 50 % одних и тех же физических лиц. При этом доля их участия в организациях не менее 20 % |*|.
* Информация об изменениях в составе взаимозависимых лиц, налоговых агентов в 2016 г. доступна для подписчиков электронного «ГБ»
Какие сделки подлежат контролю за трансфертным ценообразованием?
К субъектам, к которым применяется контроль трансфертного ценообразования, отнесены плательщики налога на прибыль |**|, осуществляющие следующие виды сделок:
– по реализации недвижимого имущества независимо от стоимости в период с 2012 г. по настоящее время;
– внешнеторговые сделки по реализации товаров, в т.ч. с взаимозависимыми лицами, в размере, превышающем суммовой порог, определенный в п. 1 ст. 301 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК):
в период 2012–2014 гг.;
в период начиная с 1 января 2015 г. по настоящее время.
** Информация об изменениях в исчислении налога на прибыль в свете контроля за трансфертными ценами доступна для подписчиков электронного «ГБ»
Справочно: размер суммового порога по объему контролируемых внешнеторговых сделок по реализации товаров, работ, услуг составляет:
в 2012 г. – 20 млрд. руб.;
2013–2014 гг. – 60 млрд. руб.;
2015–2016 гг. – 1 млрд. руб.
Важно! Основанием для проведения налоговых корректировок по налогу на прибыль является отклонение цен, примененных плательщиком, от рыночной цены на товары (работы, услуги), действовавшей на дату соответственно реализации (приобретения), более чем на 20 %.
При определении рыночных цен на товар (работу, услугу) следует учитывать информацию о заключенных на момент реализации (приобретения) этого товара (выполнения (приобретения) работы, оказания (приобретения) услуги) сделках с идентичными (однородными) товарами (работами, услугами) в сопоставимых экономических условиях.
Справочно: рыночной ценой на товар (работу, услугу) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических условиях.
Сопоставимая сделка признается совершенной в сопоставимых с анализируемой сделкой экономических условиях, если она совершена в схожих коммерческих и (или) финансовых условиях.
Контроль применения плательщиками трансфертного ценообразования по сделкам, совершаемым по внешнеторговой деятельности и совершаемым с субъектами хозяйствования Республики Беларусь (в случаях, подпадающих под контроль согласно ст. 301 НК), осуществляется в отношении реализации, приобретения товара, иного имущества, в т.ч. имущественных прав (выполнения работы, оказания услуги), предоставления (получения) в пользование имущества.
Контролю подлежат следующие виды хозяйственных операций:
1) сделки с недвижимым имуществом, в т.ч. посредством жилищных облигаций долевого строительства;
2) внешнеторговые сделки:
– когда сумма сделок в течение одного налогового периода с одним лицом превышает 200 млн. бел. руб. без учета косвенных налогов:
со взаимозависимым лицом;
с лицом с местом нахождения (жительства) в государстве (на территории), определенном в качестве оффшорной зоны (Указ Президента Республики Беларусь от 25.05.2006 № 353);
сделка со взаимозависимым лицом или с резидентом оффшорной зоны, совершенная при участии (посредничестве) третьего лица (лиц) через совокупность сделок, при условии, что такое третье лицо не является взаимозависимым, не выполняет в данной сделке никаких дополнительных функций и не участвует в данной сделке никакими активами;
– если в течение налогового периода сумма цены сделок с одним лицом превышает 10 млрд. бел. руб. (без учета косвенных налогов):
по реализации и (или) приобретению товаров (работ, услуг) по перечню, определяемому Правительством Республики Беларусь;
по реализации и (или) приобретению товаров (работ, услуг) организациями, включенными в перечень крупных плательщиков;
3) сделки, совершенные на территории Республики Беларусь, когда сумма сделок в течение одного налогового периода с одним лицом превышает 200 млн. бел. руб. без учета косвенных налогов: совершены со взаимозависимым лицом – налоговым резидентом Республики Беларусь (в т.ч. через совокупность сделок при участии (посредничестве) третьего лица (лиц)), которое имеет право не исчислять и не уплачивать налог (освобождено от налога) на прибыль в налоговом периоде, в котором совершена сделка, ввиду того что такое лицо относится к отдельным категориям плательщиков, и (или) применяет особые режимы налогообложения, и (или) осуществляет деятельность на определенных законодательством территориях.
К числу контролируемых сделок, совершаемых на территории Республики Беларусь, можно отнести сделки, совершаемые с следующими контрагентами:
– резиденты Парка высоких технологий;
– плательщики, использующие упрощенную систему налогообложения;
– резиденты СЭЗ;
– плательщики единого налога для производителей сельхозпродукции;
– организации, подпадающие под действие Декрета Президента Республики Беларусь от 07.05.2015 № 6, и др.
Основание для проведения налоговых корректировок по налогу на прибыль – отклонение цен более чем на 20 % от рыночной цены, действовавшей на дату реализации товара (работы, услуги), более чем на 20 %.
Какие способы и методы контроля за трансфертным ценообразованием будут применять контролирующие органы
Камеральная проверка. В ходе такой проверки контролирующий орган с учетом имеющейся информации и пояснений, полученных от плательщика, выявляет отклонения от рыночных цен. В случае установления фактов завышения рыночных цен плательщику будет направлено уведомление о самостоятельной корректировке налоговой базы по налогу на прибыль.
Справочно: камеральная налоговая проверка может быть проведена в следующих формах:
– без предписания;
– по месту нахождения налогового органа;
– на основании налоговых деклараций (расчетов) (далее – налоговые декларации) и иных документов, полученных налоговыми органами (п. 1 ст. 70 НК).
Перечень вопросов, подлежащих контролю при проведении камеральной проверки, приведен в НК (п. 2 ст. 70), кроме того, вопросы, подлежащие камеральной проверке, вытекают из обязанностей плательщиков и иных обязанных лиц (ст. 22, 23 НК).
Камеральная проверка проводится каждый раз, когда плательщики или иные обязанные лица:
– представляют в налоговые органы налоговую декларацию и иные документы и сведения, предусмотренные законодательством;
– производят уплату налогов, сборов (пошлин);
– подают заявление о постановке на учет.
Внимание! При осуществлении камеральных проверок не применяются нормы Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее – Указ № 510) (абз. 18 п. 21 Указа № 510).
Проведение проверки, за исключением камеральной. Перечислим методы, используемые налоговыми органами при контроле трансфертного ценообразования:
– метод сопоставимых рыночных цен;
– метод цены последующей реализации;
– затратный метод;
– метод сопоставимой рентабельности;
– метод распределения прибыли (введен с 2016 г.).
Метод распределения прибыли используется в случае невозможности применения предыдущих методов. Он заключается в сопоставлении фактического распределения между сторонами анализируемой сделки (сделок) полученной ими совокупной прибыли с распределением прибыли между сторонами сопоставимых сделок.
Суть метода состоит в определении и наделении каждого участника анализируемой сделки частью от общей прибыли, полученной от этой сделки, которую бы он получил при осуществлении сделок на рыночной основе с невзаимозависимыми лицами.
Какие источники информации о ценах на товары (работы, услуги) можно применять?
Перечень источников информации не ограничен, а приоритеты в использовании контролирующим органом того или иного источника не установлены. К источникам информации отнесены:
– данные, размещенные на сайтах организаций, реализующих идентичные (однородные) товары;
– данные, размещенные на официальных сайтах государственных органов и бирж, на которых происходят торги идентичными (однородными) товарами:
Национальный статистический комитет: http://www.belstat.gov.by (среднестатистические данные по стоимости товаров, показатели рентабельности);
Белорусская универсальная товарная биржа: http://www.butb.by (итоги торгов на бирже по видам товаров);
Единый государственный регистр недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (информация о сделках с недвижимостью);
– сведения, опубликованные в общедоступных изданиях и информационных системах:
Бюллетень Таможенной статистики внешней торговли Республики Беларусь Государственного таможенного комитета Республики Беларусь (среднестатистические данные по стоимости товаров);
ежемесячный обзор биржевого товарного рынка Белорусской универсальной товарной биржи (аналитическая информация о биржевых торгах);
иные источники информации, предусмотренные п. 4 ст. 301 НК.
При условии выявления отклонения цен от рыночных, повлекшего занижение налогов, налогоплательщик обязан представить соответствующую информацию (документацию) относительно конкретной контролируемой сделки (группы однородных сделок). Под документацией понимают совокупность документов или единый документ. Если составление таких документов по установленной форме не предусмотрено законодательством, налогоплательщик вправе представить соответствующую информацию в произвольной форме. В частности, необходимо сообщить следующие сведения о характере контролируемой сделки:
– вид деятельности налогоплательщика или лиц, связанных с контролируемой сделкой (перечень участвующих лиц с указанием государств и территорий, описание и условия сделки, выбранная методика ценообразования и т.д.);
– сведения об используемых методах рентабельности (обоснование причин выбора и способа того или иного метода, расчет интервала рыночных цен (интервала рентабельности), размер полученных доходов (прибыли) или произведенных расходов (полученных убытков), сведения об экономической выгоде сделки и т.д.). Если за текущий налоговый период произведена корректировка налоговой базы и соответствующих сумм налога, необходимо указать и эту информацию.
Где используется трансфертная цена?
Как правило, трансфертную цену используют при реализации товаров между компаниями, которые связаны общим экономическим интересом, общим управлением или капиталом и находятся в различных налоговых юрисдикциях или находятся в одной налоговой юрисдикции, но имеют возможность минимизировать налоговые обязательства исходя из особенностей сделки и законодательства, предоставляющего налоговые льготы одной из сторон.
Для чего используется трансфертная цена?
Как правило, трансфертная цена используется для того, чтобы сделать перевод и в определенном смысле «увод» денежных средств от налогообложения.
В силу значимости ценового фактора в управлении финансами организаций (а именно влияния на формирование прибылей и убытков предприятия и определения уровня налогообложения) возможность регулирования величины цен имеет существенное значение в налоговом планировании. Оценка риска трансфертного ценообразования – это оценка количественно измеримого риска того, что сделка между предприятиями была проведена с нарушением принципа использования рыночных цен при заключении сделки, в результате чего возникли «налоговые убытки».
Пример 1. Доначисление налога на прибыль при приобретении материалов по завышенным ценам
Гражданин Иванов И.А. является учредителем ЗАО «Сузор’е» с долей 45 % и членом наблюдательного совета этой компании. Одновременно он является учредителем и директором ООО «Полесье».
ЗАО «Сузор’е» закупает у ООО «Полесье» материалы для изготовления продукции по ценам, отличным от рыночной стоимости + 30 %, т.е. дороже. У ЗАО «Сузор’е» происходит минимизация налога на прибыль за счет завышенных расходов на материалы.
В 2016 г. в случае налоговой проверки такие расходы могут быть исключены из состава расходов и будет доначислен налог на прибыль (налоговая база по налогу на прибыль у ЗАО «Сузор’е» может быть скорректирована).
Пример 2. Доначисление налога на прибыль при реализации объекта недвижимости по заниженным ценам
Строительная организация «А» построила жилой дом и реализует однокомнатные, двухкомнатные и трехкомнатные квартиры из расчета стоимости 25 000 000 руб. за 1 м2.
Учредителем данной организации является ООО «Замчище» с долей в уставном фонде строительной организации «А» 70 %.
Организация «А» реализует 5 двухкомнатных квартир ООО «Замчище» по цене 15 000 000 руб. за 1 м2 (ниже рыночной цены на 40 %).
В данной ситуации занижена рыночная цена сделки, и это обстоятельство является основанием доначисления налога на прибыль.
Какие организации находятся в группе риска в части контроля трансфертного ценообразования?
С 2016 г. всем без исключения компаниям и предпринимателям надо:
– подавать сведения о взаимозависимых лицах и сделках с ними;
– представлять сведения о крупных сделках в МНС и данные по ним, обосновывающие цену сделки;
– формировать пакет документов по экономическому обоснованию цены по сделкам с взаимозависимыми лицами.
В первую очередь контролирующие органы будут инициировать проверки следующих категорий налогоплательщиков:
1) убыточные на протяжении нескольких лет (2 и более года) подряд организации;
2) организации, входящие в состав международных компаний (т.е. имеющие взаимозависимые организации за рубежом);
3) компании, отражающие незначительный размер прибыли при значительных объемах реализуемых товаров 2 и более года подряд (если это соотношение не обусловлено отраслевыми особенностями деятельности плательщика);
4) к организациям, у которых уровень рентабельности ниже среднеотраслевого.
Справочно: уровень рентабельности определяется исходя из сведений Белстата по виду деятельности за соответствующий налоговый период;
5) к взаимозависимым лицам, которые продают объекты недвижимости;
6) к компаниям, осуществляющим внешнеторговую деятельность с иностранным контрагентом, если есть признаки взаимозависимости с ним, а также если такой контрагент постоянно находится в стране (на территории) с уровнем налогообложения прибыли ниже, чем в Беларуси, является резидентом свободных (особых) экономических зон с льготным налоговым режимом и т.п.
От редакции:
Дополнительную информацию об изменениях в исчислении налога на прибыль в части контроля за трансфертными ценами см. в «ГБ», 2016, № 3, с. 37–39; № 9, с. 26–28.