Не всегда решения налоговых органов бывают законными. Однако законодательство предоставляет организациям не только право обжаловать такие решения, но и в качестве защиты прав плательщика предусматривает ряд компенсационных мер.
В настоящее время к таким мерам относят:
· возврат излишне взысканной в результате незаконных решений налоговых органов, неправомерных действий (бездействия) их должностных лиц суммы налога, сбора (пошлины), пени с начисленными на нее процентами за каждый день взыскания (п. 4 ст. 61 Налогового кодекса РБ (далее – НК));
· возмещение убытков, причиненных налоговыми органами вследствие их незаконных решений, неправомерных действий (бездействия), а равно незаконных решений, неправомерных действий (бездействия) их должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей (п. 1 ст. 84 НК).
Порядок возврата излишне взысканной в результате незаконных решений налоговых органов, неправомерных действий (бездействия) их должностных лиц суммы налога, сбора (пошлины), пени
Излишне взысканная в результате незаконных решений налоговых органов, неправомерных действий (бездействия) их должностных лиц сумма налога, сбора (пошлины), пени должна быть возвращена плательщику (иному обязанному лицу):
1) с начисленными на нее процентами за каждый день взыскания и по ставке, равной 1/360 ставки рефинансирования Нацбанка, действовавшей в день направления платежного поручения банку на возврат плательщику (иному обязанному лицу) этой суммы (п. 4 ст. 61 НК). Проценты на указанную сумму начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день направления платежного поручения банку на возврат плательщику (иному обязанному лицу) этой суммы;
2) в течение 1 месяца со дня подачи плательщиком (иным обязанным лицом) заявления о возврате.
Возврат излишне взысканной суммы налога, сбора (пошлины), пени производится в той валюте, в которой законодательными актами предусмотрена уплата этих налога, сбора (пошлины), пени. Начисленные же проценты выплачиваются только в белорусских рублях.
Таким образом, моментом восстановления нарушенных прав можно считать возврат плательщику взысканных сумм с начисленными на них процентами.
Порядок возмещения убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов
Плательщики также имеют право на возмещение убытков, причиненных неправомерными действиями (бездействием) их должностных лиц, в порядке, установленном законодательством (подп. 1.11 п. 1 ст. 21 НК). Налоговые органы в свою очередь несут ответственность за убытки, причиненные плательщикам (иным обязанным лицам) вследствие своих незаконных решений, неправомерных действий (бездействия), а равно незаконных решений, неправомерных действий (бездействия) своих должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей (п. 1 ст. 84 НК).
При предъявлении исков о возмещении вреда (убытков) по рассматриваемой категории дел организации должны соблюсти ряд правил. Так, организация должна знать, что:
1) ее требования будут подлежать удовлетворению лишь при наличии условий гражданско-правовой ответственности;
2) до обращения в суд она должна обратиться в орган, осуществивший проверку, с требованиями отменить решение, т.е. пройти досудебный порядок.
Иски о возмещении вреда рассматриваются только после того, как соответствующие решения налоговых органов будут признаны хозяйственным судом недействительными, а действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов – незаконными. Данная норма определена постановлением Пленума ВХСРБ от 19.05.2005 № 21 «О некоторых вопросах, связанных с применением Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь»;
3) ее право на возмещение ущерба, нанесенного незаконными действиями государственных органов и их должностными лицами, подлежит защите в течение 1 года с момента возникновения права на иск. При этом ущерб может быть возмещен не более чем за 1 год, предшествующий подаче заявления в хозяйственный суд (п. 10 Положения № 2415-XII).
Начало течения срока исковой давности по упущенной выгоде следует привязывать к моменту причинения вреда, создавшего препятствия к получению выгоды;
4) судебные расходы ей будут возмещены лишь тогда, когда суд признает их необходимыми.
Порядок распределения судебных издержек урегулирован ХПК и постановлением Пленума ВХС РБ от 18.12.2007 № 13 «О применении Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь при распределении издержек, связанных с рассмотрением дела в хозяйственном суде».
Иные расходы также могут относиться к издержкам, связанным с рассмотрением дела, если они признаны хозяйственным судом необходимыми (ст. 126 ХПК).
Например, в качестве иных расходов, связанных с рассмотрением дела хозяйственным судом, можно рассматривать расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридические услуги (ст. 22, 77 ХПК);
5) иск о возмещении вреда (убытков) надо предъявлять не к налоговой инспекции, проводившей проверку, а к МНС.