На первый взгляд, мониторинг является лояльным методом контроля, поскольку носит профилактический и предупредительный характер (часть пятая п. 3 Указа № 510), а не карательный. Однако результаты мониторинга налоговые органы могут использовать для оценки степени риска при назначении выборочных проверок. Из нашей статьи вы узнаете об особенностях проведения мониторинга, правах и обязанностях как проверяющих, так и проверяемых субъектов, а также о проведении мониторинга методом дистанционного контроля. Отметим, что, хотя данную форму контроля могут использовать в своей деятельности различные контролирующие органы, в статье речь пойдет о проверяющих из налоговых органов: именно с ними чаще всего встречаются при проведении мониторинга наши читатели.
Сразу отметим, что контролирующие органы не самостоятельны при проведении мониторинга, а обязаны руководствоваться Положением о мониторинге, п. 2 которого определено, что мониторинг ‒ это форма контроля, заключающаяся в наблюдении, анализе, оценке, установлении причинно-следственных связей, применяемая контролирующими органами в целях оперативной оценки фактического состояния объектов и условий деятельности субъекта мониторинга на предмет соответствия требованиям законодательства, выявления и предотвращения причин и условий, способствующих совершению нарушений.
<...>