(Комментарий к отдельным нормам нормативных правовых документов, регулирующих сферу обращения с отходами производства)
У тех организаций, которые осуществляют свою деятельность в офисе, образуются отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности, отходы от канцелярской деятельности и делопроизводства (пусть и в малом количестве) и др. Следовательно, такая организация:
Должна |
Не должна |
Иметь инструкцию по обращению с отходами производства; вести книгу учета отходов по форме ПОД-10 (одна единица); |
Вести экологический паспорт предприятия; сдавать в статистику форму государственного статистического отчета 1-отходы (Минприроды) «Отчет об обращении с отходами производства» (далее – отчет 1-отходы).
|
Требования к организации учета отходов организацией, осуществляющей обращение с отходами производства, установлены в следующих документах:
– ТКП 17.02-12-2014 (02120) «Охрана окружающей среды и природопользование. Порядок ведения учета в области охраны окружающей среды и заполнения форм учетной документации в области охраны окружающей среды»;
– постановлении Минприроды Республики Беларусь от 20.06.2014 № 27 «О некоторых вопросах учета используемых природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, обращения с отходами, иных видов вредного воздействия на окружающую среду и признании утратившими силу постановлений Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 2 июня 2009 г. № 33 и от 31 декабря 2010 г. № 62»;
– Инструкции о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства, утвержденной постановлением Минприроды Республики Беларусь от 22.10.2010 № 45 (далее – Инструкция № 45).
Рассмотрим кратко их основные требования.
Инструкция по обращению с отходами производства
В такую инструкцию вносится обязательный раздел «Учет отходов производства». В нем организация определяет:
– виды и количество книг учета отходов, которые ведутся в организации;
– порядок заполнения книг учета отходов в части установления сроков внесения записей в книги учета отходов;
– способы определения фактического количества отходов (взвешивание, замер, расчетный метод и иной способ).
Книги учета отходов
ТКП 17.02-12-2014 предусматривает 2 книги ведения учета отходов:
– книгу учета отходов по форме ПОД-9 – применяется для ведения учета отходов в местах их образования (поступления);
– книгу общего учета отходов по форме ПОД-10 – используется для ведения учета образования отходов в организации, поступления отходов от других организаций, физических лиц и (или) передачи отходов другим организациям.
Организации, в структуру которых входит только 1 производственное (структурное) подразделение, освобождены от ведения книги ПОД-9.
Следовательно, организации, которые осуществляют обращение с отходами в офисах, вправе вести только книгу учета отходов по форме ПОД-10. Порядок ее заполнения должен быть отражен в инструкции по обращению с отходами производства этой организации.
Книгу учета отходов по форме ПОД-10 заполняет организация на основании данных бухгалтерского учета, сопроводительных паспортов перевозки отходов производства и иных документов, свидетельствующих об образовании и движении отходов. Она заполняется не реже 1 раза в месяц.
Отчет 1-отходы
Форма отчета 1-отходы, респонденты и указания по заполнению отчета определены постановлением Белстата от 19.09.2013 № 208.
По общему правилу респондентами являются все юридические лица, осуществляющие обращение с отходами производства, или их обособленные подразделения.
Однако это правило не распространяется на указанные лица и подразделения, которые соблюдают одновременно 2 условия:
1) образующиеся отходы представлены только:
– отходами производства, подобными отходам жизнедеятельности населения (код 9120400);
– отходами бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства (код 1870601);
– отходами упаковки незагрязненной (например, отходы с кодами 1870604, 1870605, 1870606, 5711400, 5712000, 5712100, 5711800);
– отработанными ртутьсодержащими лампами (коды 3532603, 3532604, 3532607);
2) общий объем указанных отходов не превышает 50 т в год.
При аренде зданий, сооружений и других объектов отчет представляет организация, обеспечивающая по договору сбор, хранение, вывоз на размещение отходов, образующихся при эксплуатации зданий, сооружений и других объектов.
Как правило, организация, осуществляющая свою деятельность в офисных помещениях, попадает под названные условия. Поэтому ей не нужно составлять отчет.
Экологический паспорт предприятия
По законодательству природопользователи (юридические лица, индивидуальные предприниматели, деятельность которых связана с использованием природных ресурсов и оказанием воздействия на окружающую среду) обязаны вести экологический паспорт предприятия.
Организация, осуществляющая обращение с отходами производства, признается природопользователем.
Требования к ведению паспорта установлены Инструкцией о порядке ведения экологического паспорта предприятия, утвержденной постановлением Минприроды Республики Беларусь от 07.06.2013 № 25 и СТБ 17.01.00-01-2012 (далее – Стандарт).
В Стандарте определено, что паспорт ведут только природопользователи, представляющие статистические данные в области охраны окружающей среды в установленном законодательством Республики Беларусь порядке.
Законодательством установлены различные государственные статистические отчеты в области охраны окружающей среды.
Так, отчеты, «связанные» с воздействием организации на водные объекты, атмосферный воздух, составляют только крупные природопользователи.
У организаций, осуществляющих свою деятельность в офисных помещениях, может возникнуть обязанность по составлению только отчета 1-отходы. Но, как правило, они не составляют такой отчет по вышеуказанным причинам.
Следовательно, таким организациям не надо вести экологический паспорт предприятия.