С 1 мая 2022 г. для белорусских рекламодателей Указом № 131 был введен новый сбор за размещение (распространение) рекламы. С 2023 г. нормы Указа № 131 перенесены в гл. 28-2 НК без изменений. Размер сбора зависит от вида рекламы. Плательщиками сбора за рекламу признаются юридические лица Республики Беларусь и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь, являющиеся рекламодателями. Объектом обложения сбором является размещение (распространение) рекламы на территории Республики Беларусь, включая размещение (распространение) рекламы в Интернете. Разобраться с объектом налогообложения, определить ставки и заполнить налоговую декларацию вам поможет наш конспект.
Документы:
Указ Президента Республики Беларусь от 31.03.2022 № 131 «О развитии средств массовой информации» № 131 (далее – Указ № 131);
Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее – НК).
Основные нормы |
Краткое изложение нормы |
Плательщики сбора Статья 307-12 НК |
1. Рекламодатели: – юридические лица Республики Беларусь; 2. Рекламные агентства при оказании услуг по размещению (распространению) рекламы иностранному рекламодателю. Исключение: – организации с численностью работников инвалидов не менее 30 %;
Дополнительно: Уплата сбора за размещение рекламы резидентами СЭЗ и ИП «Великий камень» |
Объект обложения сбором Статья 307-13 НК |
Оказание рекламодателю (рекламораспространителем рекламному агентству) услуг по размещению (распространению) рекламы на территории Республики Беларусь, включая размещение (распространение) рекламы в сети Интернет. Исключение составляют услуги по размещению (распространению) рекламы: – социальной;
Справочно: реклама – информация об объекте рекламирования, размещаемая (распространяемая) в любой форме с помощью любых средств, направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке (абз. 9 ст. 2 Закона о рекламе). Объект рекламирования – продукция, товар, работа или услуга, организация или гражданин, права, охраняемые законом интересы или обязанности организаций или граждан, производственный объект, торговый объект, иной объект обслуживания, средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, результаты интеллектуальной деятельности, конкурсы, лотереи, игры, иные игровые, рекламные и иные мероприятия, пари, явления (мероприятия) социального характера (абз.7 ст. 2 Закона о рекламе).
Дополнительно: Расходы на участие в выставке при налогообложении прибыли в 2023 году Какие вопросы могут возникнуть при распространении рекламных каталогов на тематических выставках |
Налоговая база сбора Статья 307-14 НК |
Стоимость фактически оказанных для рекламодателя услуг по размещению (распространению) рекламы без НДС. Дополнительно: Налоговая база сбора за размещение рекламы иностранного рекламодателя |
Ставки сбора Статья 307-15 НК |
10 % – при размещении наружной рекламы, размещении (распространении) рекламы на транспортных средствах, в т.ч. внутри салонов транспорта общего пользования;
Справочно: наружная реклама – реклама, размещаемая (распространяемая) с использованием средств наружной рекламы на внешних сторонах зданий (сооружений), вне зданий (сооружений) и в подземных пешеходных переходах (абз. 4 ст. 2 Закона о рекламе). Средство наружной рекламы – средство рекламы, используемое для размещения (распространения) наружной рекламы, за исключением транспортного средства (абз. 18 ст. 2 Закона о рекламе). Средства наружной рекламы определены в приложении 1 к постановлению № 395 |
Отчетный период Статья 307-16 НК |
Календарный квартал |
Как рассчитать сбор Статья 307-17 НК |
Сб = Б х Ст / 100, где Сб – сбор за размещение (распространение ) рекламы; |
Налоговая отчетность и срок уплаты сбора Статьи 307-17, 307-18 НК |
Расчет по форме приложения 39-6 к постановлению № 2 представляется не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Перечисление в республиканский бюджет производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Уплата сбора производится с учетом деятельности филиалов, представительств и иных обособленных подразделений юридических лиц. Дополнительно: |
Источники уплаты сбора Статья 307-19 НК |
Включается организациями в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, а индивидуальными предпринимателями – в расходы, учитываемые при исчислении подоходного налога с физических лиц |
Как отразить в бухгалтерском учете |
Д-т 20, 44 (другие счета учета затрат) – К-т 68-1 |
Калькулятор: Сбор за размещение (распространение) рекламы
Памятка: Расчет сбора за размещение (распространение) рекламы
Документы:
Закон Республики Беларусь от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе» (далее – Закон о рекламе);
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 07.07.2021 № 395 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам рекламы» (далее – постановление № 395);
постановление МНС Республики Беларусь от 03.01.2019 № 2 «Об исчислении и уплате налогов, сборов (пошлин), иных платежей» (далее – постановление № 2).