Ассоциация налогоплательщиков cовместно с Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь при участии члена Ассоциации налогоплательщиков ООО «АГЕНТСТВО ВЛАДИМИРА ГРЕВЦОВА» провела круглый стол на тему: «Экологический налог в 2019 году: алгоритм контроля и последствия допущенных ошибок». Мероприятие состоялось 24 мая 2019 г. В нем приняли участие Ковальчук Татьяна Васильевна – заместитель начальника управления прямого налогообложения Главного управления методологии налогообложения Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, а также эксперты и редакторы журнала «Главный Бухгалтер» и портала GB.BY.
Мероприятие было посвящено изменениям, внесенным с 1 января 2019 г. новой редакцией Налогового кодекса (далее – НК-2019) в порядок исчисления и уплаты экологического налога. Татьяна Васильевна в своем выступлении рассказала об этих изменениях на примерах практических ситуаций, с которыми сталкиваются налогоплательщики, а также с учетом вопросов слушателей.
Вот основные изменения, произошедшие в части экологического налога в 2019 г.
Объект налогообложения
Не являются объектом налогообложения выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанные в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях, при общих суммарных объемах выбросов в целом по плательщику 3 т в год и менее.
То есть в 2019 г. значение указанного верхнего порога объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не признаваемого объектом обложения экологическим налогом, применяется в целом к организации – плательщику налога, а не отдельно к каждой производственной площадке (филиалу, подразделению), как было в 2018 г.
Ставки экологического налога
С 1 января 2019 г. введены новые ставки экологического налога (произведена их индексация).
Справочно: ставки экологического налога установлены в размерах согласно приложениям 7–9 к НК-2019.
Введен новый понижающий коэффициент – за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образующиеся при использовании RDF-топлива, – 0,64.
В частности, подпунктом 2.3 п. 2 ст. 249 НК-2019 определено, что организации вправе применить к ставкам экологического налога за выбросы (указаны в приложении 7 к НК-2019) понижающий коэффициент за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образующихся при использовании RDF-топлива, в размере 0,64.
Справочно: RDF-топливо – твердое топливо, изготовленное из остатков твердых коммунальных отходов после извлечения мелкой фракции размером до 80 мм в виде органики и негорючих составляющих, а также извлечения основных видов вторичных материальных ресурсов, представляющих наибольшую ценность с точки зрения их дальнейшей реализации, и предназначенное для выработки энергии, характеристики которого определяются согласно действующим стандартам либо техническим условиям производителя топлива (приложение 1 к Стратегии № 567*).
Налоговый период и сроки подачи деклараций
Как и в 2018 г., налоговым периодом экологического налога признается календарный квартал (п. 1 ст. 208 НК-2018, ст. 250 НК-2019).
Сроки подачи налоговых деклараций по всем видам экологического налога в 2019 г. не изменились (пп. 7, 9 ст. 208 НК-2018, пп. 1, 3 ст. 252 НК-2019).
Плательщики
Плательщиками всех видов экологического налога признаются организации, на которые налоговым законодательством возложена обязанность уплачивать налоги (п. 1 ст. 14 НК-2019).
Важно! В 2019 г. изменения коснулись плательщиков экологического налога за захоронение отходов производства при аренде помещения.
Как и ранее (до 1 января 2019 г.), не являются плательщиками экологического налога за захоронение отходов производства:
– бюджетные организации (п. 3 ст. 246 НК-2019);
– организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН (подп. 1.3.1 п. 1 ст. 326 НК-2019).
Исключение составляют случаи захоронения отходов производства, которые приобретены такими организациями в собственность на основании сделки об отчуждении отходов или совершением других действий, свидетельствующих об обращении иным способом отходов в собственность.
Обязанность для плательщиков УСН
Для организаций, применяющих УСН, сохраняется общий порядок исчисления экологического налога за захоронение отходов производства в случае приобретения такими организациями права собственности на отходы производства на основании сделки об их отчуждении или совершения других действий, свидетельствующих об обращении иным способом отходов в собственность, в целях последующего захоронения. При этом исчисление и уплата экологического налога производятся в отношении отходов, приобретенных указанными способами (подп. 1.3.1 п. 1 ст. 326 НК-2019).
Отметим, что в этот раз круглый стол с легкостью превратился в мастер-класс по изучению самых сложных практических ситуаций и подводных камней, связанных с исчислением и уплатой экологического налога в 2019 г. Татьяна Васильевна приводила наглядные примеры и приготовила для слушателей мероприятия целый набор бухгалтерских лайфхаков.
Важно! Статьи по материалам круглого стола будут опубликованы на портале GB.BY и в журнале «Главный Бухгалтер».
Вместе с этим читают:
- Кто будет платить экологический налог за захоронение отходов производства, если в договоре аренды не указан собственник отходов производства?
- Экологический налог в 2019 году: новации и особенности исчисления налога в отдельных ситуациях
- Экологический налог и отходы в 2019 году
- Образец заполнения декларации по экологическому налогу за хранение отходов производства при долговременном и временном хранении отходов
- Выбор периода вычета НДС
- Какие документы и в каких случаях налоговый орган может потребовать?
- Административная ответственность плательщика за нарушение налогового законодательства
- Подоходный налог и компенсация работникам расходов на такси в 2019 году
- Когда продавец может не выставить ЭСЧФ
- Камеральный контроль налоговых деклараций и ЭСЧФ
- Налог на прибыль-2019: новые правила для круглосуточных магазинов!
- Налог на прибыль-2019: новые правила отражения выручки по консультационным услугам!
_______________
* Национальная стратегия по обращению с твердыми коммунальными отходами и вторичными материальными ресурсами в Республике Беларусь на период до 2035 года, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.07.2017 № 567 (далее – Стратегия № 567).