Ассоциация налогоплательщиков совместно с Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь при участии члена Ассоциации налогоплательщиков ООО «АГЕНТСТВО ВЛАДИМИРА ГРЕВЦОВА» провела круглый стол на тему: «Обжалование решений налоговых органов».
Мероприятие состоялось 21 июня 2019 г. В нем приняли участие Протас Анна Николаевна, начальник управления досудебного рассмотрения жалоб Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, эксперты и редакторы журнала «Главный Бухгалтер» и портала GB.BY.
Одной из важнейших задач как налоговых органов, так и субъектов хозяйствования Республики Беларусь является повышение уровня налоговой дисциплины и правовой грамотности налогоплательщиков. При досудебном рассмотрении актов проверки и последующем рассмотрении дел в судах, где в качестве заинтересованных лиц (ответчиков) выступают налоговые органы, хозяйственные суды исходят из того, что каждому плательщику предоставлено право обжаловать решение налогового органа, действие его должностных лиц. Об алгоритме досудебного порядка обжалования решений налоговых органов и последовательности действий при отстаивании своих прав по результатам проверки слушатели узнали в ходе проведения круглого стола.
После регистрации и приветственной кофе-паузы спикер Протас Анна Николаевна остановилась на порядке обжалования действий (решений) налоговых органов по результатам проверки, которым следует руководствоваться в 2019 г.
Анна Николаевна обратила внимание слушателей на тот факт, что с 2017 г. Налоговым кодексом Республики Беларусь (далее – НК) был предусмотрен ступенчатый порядок подачи жалоб на решения инспекций районного, городского и районного уровня в вышестоящий налоговый орган, т.е. в МНС Республики Беларусь.
Ранее обжалование действий (бездействия) должностных лиц инспекций МНС районного уровня в административном (досудебном) порядке осуществлялось следующим образом:
- в первоочередном порядке – вышестоящему должностному лицу, которому подчинено должностное лицо, действия (бездействие) которого обжалуются. Как правило, действия проверяющих обжаловались руководителю инспекции МНС районного уровня;
- во вторую очередь – в инспекцию МНС по области, г. Минску (по территориальности);
- в третью очередь – в МНС Республики Беларусь.
С 2019 г. у плательщиков появилось право выбора органа, в который в досудебном порядке можно направить жалобу на решение инспекции МНС районного уровня. Так, жалоба может быть подана в инспекцию МНС по области, г. Минску (по территориальности) или напрямую в МНС Республики Беларусь.
В 2019 г. сохранено право налогоплательщика при обжаловании действий (бездействия) должностных лиц инспекции МНС районного уровня подать первоначальную жалобу вышестоящему должностному лицу, которому должностное лицо, действия (бездействие) которого обжалуются, непосредственно подчинено. В случае несогласия с решением, вынесенным вышестоящим должностным лицом налоговой инспекции районного уровня, жалоба на действия (бездействие) ее должностных лиц может быть подана в инспекцию МНС по области, г. Минску (по территориальности) или в МНС Республики Беларусь.
Срок подачи жалобы на действия (бездействие) должностных лиц инспекции МНС Республики Беларусь по области, г. Минску составляет 30 календарных дней со дня совершения таких действий (бездействия).
Аналогичный срок подачи жалобы предусмотрен в случае несогласия с решением, вынесенным вышестоящим должностным лицом инспекции МНС Республики Беларусь по области, г. Минску. В этом случае жалоба может быть подана в МНС Республики Беларусь в течение 30 календарных дней со дня его вынесения.
Жалоба на действия (бездействие) должностных лиц МНС Республики Беларусь может быть подана Министру по налогам и сборам Республики Беларусь в течение 30 со дня совершения таких действий (бездействия).
Пропуск срока подачи жалобы является основанием для отказа в ее рассмотрении. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен получившими такую жалобу вышестоящим налоговым органом или вышестоящим должностным лицом налогового органа, которому должностные лица, решение или действия (бездействие) которых обжалуются, непосредственно подчинены.
Справочно: приведенный алгоритм подачи жалоб на решения налоговых органов предусмотрен в ст. 104 общей части НК.
Анна Николаевна в своем выступлении остановилась на ошибках, которые допускают субъекты хозяйствования при подаче жалоб. Было обращено внимание, что налоговое законодательство предусматривает, что жалоба на решение налогового органа, действия (бездействие) его должностных лиц может быть подана в письменной или электронной форме. Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, могут подать жалобу в электронном виде через личный кабинет плательщика.
Среди ошибок, которые допускают налогоплательщики при обжаловании действий налоговых органов можно выделить следующие.
1. Действия неуполномоченных лиц, не обладающих документальным подтверждением законного представителя плательщика-организации.
Важно! Полномочия представителя подлежат документальному подтверждению в порядке, установленном законодательством. Законными представителями плательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании актов законодательства или учредительных документов этой организации (п. 4 ст. 24 НК). Уполномоченный представитель плательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой за подписью ее руководителя или иного лица, уполномоченного на это ее учредительным документом (подп. 5.1 п. 5 ст. 24 НК). Интересы налогоплательщика может представлять налоговый консультант, уполномоченный плательщиком в отношениях, регулируемых налоговым законодательством, на основании договора возмездного оказания услуг по налоговому консультированию (подп. 5.2 п. 5 ст. 24 НК).
2. Несоблюдение порядка и сроков обжалования решений налоговых органов.
Например, в МНС поступила жалоба от налогоплательщика на решение по акту проверки районной налоговой инспекции по району спустя 40 дней со дня его вынесения. В инспекции МНС по области данное решение не обжаловалось. В рассмотрении жалобы отказано в связи с нарушением порядка и сроков обжалования.
3. Отсутствие документов, обосновывающих предмет жалобы.
Жалоба на решение налогового органа, действия (бездействие) его должностных лиц подается в письменной или электронной форме. Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, могут подать жалобу в электронном виде через личный кабинет плательщика. К жалобе должны быть приложены обосновывающие ее документы (п. 8 ст. 104 НК).
Важно! Статьи по материалам круглого стола будут опубликованы на портале GB.BY и в журнале «Главный Бухгалтер».
Вместе с этим читают:
- Что поможет бухгалтеру в ситуации, когда он признан виновным лицом и наниматель решил взыскать с него ущерб?
- Особенности контроля за соблюдением налогового законодательства: реалии 2019 года
- Бухгалтера привлекли к административной ответственности: как защитить свои права и деловую репутацию (окончание)
- Как бухгалтеру защитить свои права и деловую репутацию в случае привлечения к административной ответственности
- Как бухгалтеру подготовиться к проверке и защитить себя юридически?
- О проверке первичных учетных документов на предмет их соответствия требованиям законодательства