Ассоциация налогоплательщиков совместно с Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь при участии члена Ассоциации налогоплательщиков ООО «АГЕНТСТВО ВЛАДИМИРА ГРЕВЦОВА» провела круглый стол «Актуальные вопросы исчисления НДС и механизм контроля применения налоговых вычетов».
Мероприятие состоялось 17 октября 2019 г. В нем приняли участие: Сущик Оксана Ивановна – начальник отдела косвенного налогообложения управления информационно-разъяснительной работы ИМНС по г. Минску; Иванова Наталья Владимировна –заместитель начальника отдела косвенного налогообложения управления информационно-разъяснительной работы ИМНС по г. Минску; Махтадуй Михаил Олегович – начальник управления камерального контроля ИМНС по г. Минску, эксперты и редакторы журнала «Главный Бухгалтер» и портала GB.BY.
При совершении хозяйственных операций исполнение налоговых обязательств по исчислению и уплате НДС имеет весьма важное значение. Объективный подход к пониманию норм законодательства по исчислению этого налога позволяет своевременно и правильно принимать решения в условиях новых подходов к толкованию отдельных вопросов и последующего камерального контроля за исчислением и уплатой НДС. Практическая направленность проведенного общеобразовательного мероприятия позволила участникам «Круглого стола» разобраться в наиболее сложных вопросах, касающихся особенностей исчисления и уплаты НДС в различных отраслях экономики и сферах деятельности. Были подробно рассмотрены объекты налогообложения и налоговой базы по НДС в случаях безвозмездной передачи имущества юридическим лицам и физическим лицам (работникам организации).
После регистрации и приветственной кофе-паузы спикер Сущик Оксана Ивановна подробно остановилась на новациях в признании объектов налогообложения НДС в 2019 г. Среди наиболее существенных изменений были выделены следующие.
Новации в исчислении момента фактической реализации при исчислении НДС в 2019 году
С 1 января 2019 г. изменился порядок определения момента фактической реализации товаров по розничным ценам в розничной торговле и (или) общественном питании с использованием кассового оборудования, осуществляемой в течение смены, начинающейся в один календарный день и заканчивающейся на другой календарный день. В этом случае датой отгрузки товаров, реализованных на другой календарный день, является дата открытия этой смены, отражаемая в суточном (сменном) отчете (Z-отчете), формируемом таким кассовым оборудованием (п. 3 ст. 121 Налогового кодекса Республики Беларусь; далее – НК).
В 2019 г. изменились подходы по определению даты оказания непрерывных услуг, а именно при оказании услуги, результаты которой заказчик может использовать по мере ее осуществления в течение срока действия договора, заключенного исполнителем и заказчиком в письменной форме. В этом случае днем оказания услуги признается:
– последний календарный день каждого месяца оказания услуги и последний день оказания услуги – если срок действия договора превышает 1 месяц;
– последний календарный день каждого месяца оказания услуги и (или) день завершения оказания услуги – если срок действия договора не превышает 1 месяц. Так, согласно части второй п. 6 ст. 121 НК при выполнении работы (оказании услуги), результат которой не может быть использован заказчиком до завершения выполнения работы (оказания услуги), днем выполнения работы (оказания услуги) признается:
– день завершения выполнения работы (оказания услуги), указанный в первичном учетном документе, если указание этой даты в первичном учетном документе предусмотрено договором, заключенным подрядчиком (исполнителем) и заказчиком в письменной форме;
– день завершения приемки работы (услуги), указанный в первичном учетном документе, если указание этой даты в первичном учетном документе предусмотрено договором, заключенным подрядчиком (исполнителем) и заказчиком в письменной форме;
– дата составления первичного учетного документа – в случаях, не указанных в абз. 2 и 3 п. 6 ст. 121 НК ( п. 6 ст. 121 НК).
В 2019 г. объектами обложения НДС признаются обороты по реализации товаров, в т.ч. обороты по отгрузке (возврату) возвратной тары продавцом покупателю (покупателем продавцу).
В 2019 г. отгрузка возвратной тары и ее невозврат в установленный срок приравнены к реализации товара. В связи с этим объект обложения НДС по операциям с возвратной тарой возникает как у продавца, так и у покупателя в следующих случаях:
– в случае невозврата покупателем возвратной тары в установленный срок – в этой ситуации продавец товара, отгруженного в возвратной таре, становится также продавцом возвратной тары, а покупатель товара, приобретенного (полученного) в возвратной таре, становится также покупателем возвратной тары;
– в случае если покупатель товара, приобретенного (полученного) в возвратной таре, ставший также уже и покупателем возвратной тары по истечении установленного срока ее возврата, осуществит возврат такой тары – в этой ситуации покупатель выступает продавцом этой тары.
Изменения в ставках НДС в 2019 году
Оксана Ивановна детально рассмотрела применяемые ставки НДС в 2019 г. и обратила внимание слушателей на следующие новации: с 01.01.2019 изменен порядок подтверждения обоснованности применения ставки НДС в размере 0 % при реализации экспортируемых транспортных услуг (часть шестая п. 2 ст. 126 НК). Основанием для применения нулевой ставки НДС является представление в налоговый орган информации путем направления на Портал электронных счетов-фактур ЭСЧФ с указанием в нем:
• даты и номера договора, предусматривающего оказание экспортируемых транспортных услуг;
• даты и номера международного транспортного (товарно-транспортного) или иного международного документа;
• маршрута перевозки грузов, пассажиров, багажа, грузобагажа.
С 01.01.2019 расширена сфера применения ставки НДС в размере 10 %. Данная ставка применяется при реализации произведенной на территории Республики Беларусь, а также при ввозе и (или) реализации на территории Республики Беларусь произведенной на территории государств – членов Евразийского экономического союза продукции растениеводства (за исключением цветоводства, декоративных растений), животноводства (за исключением пушнины), пчеловодства, рыбоводства (подп. 2.1 п. 2 ст. 122 НК).
Оксана Ивановна обратила внимание слушателей, что в 2019 г. в НК дополнительно закреплена норма, касающаяся применения ставки НДС в размере 25 % не только при реализации услуг электросвязи, но и при увеличении налоговой базы при реализации услуг электросвязи на суммы, указанные в п.4, абз. 2 части второй п. 8 и части второй п. 9 ст. 120 НК.
Порядок корректировки налоговой базы по НДС
Оксана Ивановна подробно осветила порядок корректировки налоговой базы по НДС при изменении размера оборота по реализации товаров (работ, услуг), в сторону уменьшения или в сторону увеличения после наступления момента их фактической реализации. Это касается полного или частичного возврата покупателем продавцу товаров; отказа от выполненных работ (оказанных услуг), переданных имущественных прав; уменьшения (увеличения) стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав.
С 1 января 2019г. не нужно уменьшать оборот при возврате товаров для их замены. Отгрузка товара при замене не является реализацией и не облагается НДС. Данное положение применяется, если стоимость товаров не изменяется.
В остальных случаях налоговая база подлежит уменьшению путем отражения в налоговой декларации (расчете) по НДС суммы уменьшения оборота по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав применительно к дате подписания покупателем электронной цифровой подписью дополнительного (исправленного) ЭСЧФ, выставленного продавцом.
Суммы, увеличивающие налоговую базу по НДС, перечислены в п. 4 ст. 120 НК и включают в себя:
– фактически полученные (причитающиеся к получению) за реализованные товары (работы, услуги), имущественные права сверх цены их реализации либо связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), имущественных прав;
– полученные в виде санкций за нарушение покупателями (заказчиками) условий договоров;
– в виде дополнительной выгоды за реализованные комиссионером товары (работы, услуги), имущественные права на условиях более выгодных, чем те, которые были указаны комитентом.
– суммы в виде процентов (платы) за пользование коммерческим займом, предоставленным продавцами товаров (работ, услуг) в виде отсрочки или рассрочки оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг).
После вкусного обеда слушателей ожидала вторая часть мероприятия, которая была посвящена вопросам, связанным с работой с Порталом ЭСЧФ, применением налоговых вычетов на основании ЭСЧФ в 2019 г., а также проведением камеральных проверок инспекциями МНС. Несмотря на то что организации – плательщики НДС обязаны работать с Порталом ЭСЧФ с 2017 г., т.е. уже почти 3 года, тема ЭСЧФ не теряет своей актуальности. Напомним, в этой части обсуждения приняли участие Иванова Наталья Владимировна – заместитель начальника отдела косвенного налогообложения управления информационно-разъяснительной работы ИМНС по г. Минску, и Махтадуй Михаил Олегович, начальник управления камерального контроля ИМНС по г.Минску.
Спикер Иванова Наталья Владимировна остановилась на нововведениях 2019 г., которые по-прежнему вызывают у плательщиков вопросы.
Общее правило выставления и направления покупателю (заказчику) ЭСЧФ не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), осталось без изменения. Изменились сроки выставления и направления ЭСЧФ покупателю (заказчику) в случаях, если до указанной даты (10-е число месяца) не наступил момент фактической реализации (МФР) либо отсутствуют подтверждающие его наступление сведения или документы.
По-прежнему возникают вопросы по срокам перевыставления арендодателем коммунальных услуг. Спикер отметила, что в 2019 г. арендодатель выставляет арендатору ЭСЧФ по коммунальным услугам не позднее 3 рабочих дней со дня получения соответствующих документов от поставщиков коммунальных услуг.
В 2019 г. ЭСЧФ выставляются и направляются покупателю не позднее 3 рабочих дней в случаях, если:
- не наступил момент фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав. В этом случае ЭСЧФ выставляется не позднее 3 рабочих дней с даты наступления момента фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;
- отсутствуют подтверждающие наступление момента фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав сведения или оформленные в установленном порядке первичные учетные документы. В этой ситуации ЭСЧФ выставляется не позднее 3 рабочих дней соответственно с даты получения сведений или оформления в установленном порядке первичных учетных документов, подтверждающих наступление момента фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.
В 2018 г. ЭСЧФ выставлялись не позднее 2 рабочих дней соответственно либо с даты наступления момента фактической реализации, либо с даты получения сведений или документов (часть третья п. 5 ст. 106 НК-2018).
Спикер обратила внимание, что при ликвидации ЭСЧФ выставляется ликвидируемой организацией не позднее 10 рабочих дней до дня представления ею в регистрирующий орган ликвидационного баланса (уведомления о завершении процесса прекращения деятельности), при реорганизации ЭСЧФ выставляется реорганизуемой организацией не позднее даты ее реорганизации.
Спикер Махтадуй Михаил Олегович подчеркнул, что камеральный контроль налоговых деклараций на основе данных Портала ЭСЧФ является одной из разновидностей камеральной проверки. О проведении такой камеральной проверки налоговый орган плательщика не уведомляет, предписание не выписывается. Если по результатам проверки никаких нарушений не обнаружено, то акт не оформляется.
Если в ходе камерального контроля налоговым органом обнаружены отклонения между налоговой декларацией и данными Портала ЭСЧФ, налоговый орган направляет в адрес плательщика уведомление. Плательщик не позднее 10 рабочих дней со дня направления уведомления обязан либо дать пояснения по выявленным отклонениям, либо подать уточненную декларацию по НДС. Если плательщик не подаст уточненную декларацию, не представит пояснения по выявленным отклонениям либо налоговый орган выявит нарушения, оформляется акт камеральной проверки.
При подаче уточненной декларации на титульном листе декларации плательщик обязан указать номер и дату уведомления, при отсутствии этой информации уточненная декларация не будет ответом плательщика на уведомление налогового органа и соответственно налоговый орган может не получить в 10-дневный срок ответ на уведомление. Результатом такого неверного оформления уточненной декларации может оказаться акт камеральной проверки со всеми вытекающими последствиями.
Спикер подчеркнул, что плательщики в целях самоконтроля перед сдачей деклараций могут воспользоваться функцией «Предварительный контроль» Портала ЭСЧФ, выбрав именно те показатели, по которым у плательщика имеются обороты. При этом в протоколе предварительного контроля сформируются отклонения. Анализируя отклонения с данными бухгалтерского учета, плательщик может в случае необходимости скорректировать выявленные ошибки.
Таким образом, Портал ЭСЧФ полезен не только налоговым органам, но и плательщикам при умелом использовании этого ресурса.
Важно! Статьи по материалам круглого стола будут опубликованы на портале GB.BY и в журнале «Главный Бухгалтер»: