Ассоциация налогоплательщиков совместно с Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь при участии члена Ассоциации налогоплательщиков ООО «АГЕНТСТВО ВЛАДИМИРА ГРЕВЦОВА» провела круглый стол на тему: «Упрощенная система налогообложения: условия применения, ограничения и перехода».
Участники общеобразовательного мероприятия смогли получить ответы на вопросы, касающиеся особого порядка определения плательщиками объекта налогообложения, налоговой базы, налоговой ставки и освобождения от уплаты налогов.
В работе круглого стола приняли участие Кинчикова Наталья Михайловна – заместитель начальника управления информационно-разъяснительной работы ИМНС по г. Минску; Сущик Оксана Ивановна – начальник отдела косвенного налогообложения управления информационно-разъяснительной работы ИМНС по г. Минску; Чепикова Юлия Геннадьевна – заместитель начальника отдела прямого налогообложения управления информационно-разъяснительной работы ИМНС по г. Минску; эксперты и редакторы журнала «Главный Бухгалтер» и портала GB.BY.
Упрощенная система налогообложения (далее – УСН) является одним из действующих в Республике Беларусь особых режимов налогообложения, который предусматривает особый порядок определения плательщиков и элементов налогообложения в виде объекта, налоговой базы, налоговой ставки, освобождения от уплаты ряда налогов. Правильное исполнение налоговых обязательств, включая правомерное применение УСН, – это обязанность самого субъекта хозяйствования, поэтому ответственность за допущенные нарушения при применении особого режима налогообложения предопределяет условия ее применения и действующие ограничения.
Организации, изъявившие желание перейти на УСН в 2020 г., должны с 1 октября по 31 декабря 2019 г. представить в налоговый орган по месту постановки на учет уведомление о переходе на УСН по установленной форме. В преддверии завершения финансового года и выбора правильной налоговой стратегии на следующий год налогоплательщикам будет полезно уточнить актуальные вопросы применения УСН, особенности исчисления НДС, налога на недвижимость, земельного налога. Получить ответы на вышеперечисленные вопросы можно было в ходе проведения круглого стола.
После регистрации и приветственной кофе-паузы спикер Кинчикова Наталья Михайловна подробно остановилась на актуальных вопросах применения организациями УСН в 2019 г. Было обращено внимание, что в 2019 г. организации вправе применять УСН, пока их валовая выручка нарастающим итогом не превысит следующие критерии:
Размер валовой выручки для применения УСН с уплатой НДС (руб.) |
Размер валовой выручки для применения УСН без уплаты НДС (руб.) |
1 949 208 |
1 337 415 |
Наталья Михайловна озвучила также запланированные на 2020 г. критерии валовой выручки организаций для применения УСН в 2020 г., а именно:
– плановый критерий валовой выручки для применения УСН с уплатой НДС – 2 046 668 руб.;
– плановый критерий валовой выручки для применения УСН без уплаты НДС – 1 404 286 руб.
Справочно: приведенные критерии валовой выручки для применения УСН в 2020 г. утверждены Указом Президента Республики Беларусь от 31.12.2019 № 503 «О налогообложении».
Правила перехода на УСН в 2019 году
Перейти на УСН в 2019 г. вправе организации, у которых:
1)в течение первых 9 месяцев года, предшествующего календарному году, в котором они претендуют начать применение УСН, численность работников составила в среднем не более 100 человек;
2)размер валовой выручки (нарастающим итогом) не более 1 465 565 руб. (абз. 2 п. 2 ст. 327 Налогового кодекса Республики Беларусь; далее – НК).
Справочно: Один, два, три… или Как рассчитать численность работников для перехода на УСН
Условия перехода на УСН с НДС и на УСН без НДС
В период применения УСН организация может перейти с УСН с уплатой НДС на УСН без уплаты НДС либо наоборот с соблюдением установленных правил данного перехода.
Переход на УСН с уплатой НДС может быть как добровольным, так и обязательным (при превышении критериев). Наталья Михайловна обратила внимание слушателей на важные нюансы, которые следует знать при изменении условий применения УСН.
О решении перейти на УСН с НДС организация обязана известить налоговую инспекцию. Для этого следует проставить отметку в строке «Переход со следующего отчетного периода на применение упрощенной системы налогообложения с уплатой НДС» титульного листа декларации по налогу при УСН. Декларация подается в установленный срок – не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом:
- за отчетный квартал, в котором превышены критерии, – при обязательном изменении порядка налогообложения;
- за отчетный квартал, предшествующий отчетному кварталу, с которого планируется применение УСН с НДС, – при добровольном переходе. При этом такую отметку можно проставить (аннулировать) путем внесения изменений и (или) дополнений в налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (месяцем или кварталом), с 1-го числа (месяца) которого начинается применение УСН с НДС (части третья и четвертая п. 3 ст. 326 НК).
Важно! Перейдя с УСН без уплаты НДС на УСН с уплатой НДС, плательщик до конца налогового периода (года) обязан уплачивать НДС.
Организации, применяющие УСН с уплатой НДС, вправе перейти на применение УСН без уплаты НДС только с начала нового налогового периода (года) при выполнении двух условий:
1) в предшествующем ему налоговом периоде численность работников организации в среднем за период с начала года по последний отчетный период включительно не превысила 50 чел., а валовая выручка нарастающим итогом с начала года составила не более 1 337 415 руб.;
2) в декларации по налогу при УСН за последний отчетный период, предшествующий налоговому периоду, с которого принято решение применять УСН без уплаты НДС, проставлена отметка о переходе на УСН без уплаты НДС (знак «×» ставится в ячейке «Переход со следующего отчетного периода на применение УСН без уплаты НДС»). Отражается такое решение (его аннуляция) путем внесения изменений и (или) дополнений в указанную декларацию.
Изменение условий применения УСН влияет на порядок ведения бухгалтерского учета
При изменении условий применения УСН необходимо учитывать следующее:
1. Организациям, перешедшим с ведения книги учета на ведение бухгалтерского учета, выручку от реализации товаров, отгруженных и не оплаченных до 1-го числа месяца, с которого изменен принцип отражения выручки с принципа оплаты на принцип начисления, следует показывать по мере поступления оплаты, а в случае ее непоступления в течение налогового периода (календарного года), в котором изменен принцип отражения выручки, – на последнее число календарного года (часть вторая п. 14 ст. 328 НК).
2. При переходе организаций с УСН без НДС на УСН с НДС необходимо исчислять НДС в отношении товаров, отгруженных с момента такого перехода. При этом момент фактической реализации товаров (работ, услуг) определяется как день:
- отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) независимо от даты проведения расчетов по ним – при ведении бухгалтерского учета;
- поступления денег на счет или в кассу, но не позднее 60 дней с даты отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) – при учете в книге учета (п. 1 ст. 140 НК).
3. Организации, переходящие с УСН без НДС на УСН с НДС, вправе выделить НДС из стоимости остатков товаров (за исключением основных средств) в порядке, рассмотренном ранее (подп. 26.3 п. 26 ст. 133 НК).
Налогообложение выручки от реализации при изменении условий применения УСН
При применении УСН порядок отражения выручки от реализации и внереализационных доходов зависит от способа ведения учета (бухгалтерский учет или учет в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН (далее – книга учета)) (п. 3 ст. 328 НК).
После обеда слушателей ожидала вторая часть мероприятия, в ходе которой были рассмотрены специфика исчисления НДС плательщиками, применяющими УСН (спикер – Сущик Оксана Ивановна), и изменения в исчислении ресурсных налогов: налога на недвижимость, налога на землю – при применении УСН (спикер – Чепикова Юлия Геннадьевна).
Сущик Оксана Ивановна обратила внимание, что при изменении порядка исчисления НДС (состава плательщиков, объектов налогообложения, налоговой базы, момента фактической реализации, ставок, порядка применения освобождения от налогообложения) новый порядок применяется в отношении:
- отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав, переданных с момента изменения порядка исчисления НДС;
- товаров (работ, услуг), имущественных прав, реализуемых на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь, момент фактической реализации которых наступил с момента изменения порядка исчисления НДС;
- объектов аренды (предметов лизинга), момент сдачи (передачи) которых в аренду (финансовую аренду (лизинг)), определяемый в соответствии с пп. 9, 10 ст. 121 НК, наступил с момента изменения порядка исчисления НДС;
- сумм, увеличивающих налоговую базу НДС в соответствии с п. 4 ст. 120 НК, отражение которых произведено в бухгалтерском учете с момента изменения порядка исчисления НДС.
При переходе с общего порядка налогообложения на УСН без уплаты НДС исчисление НДС прекращается в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных с момента такого перехода (пп. 1, 3 и 4 ст. 41, п. 1 ст. 128, подп. 1.1.2 п. 1, п. 3 ст. 326 НК).
Вместе с тем, если плательщик в первичных или расчетных документах выделил НДС, то производятся его исчисление и уплата (за исключением случаев внесения исправлений на основании актов сверки расчетов, подписанных продавцом и покупателем). Исчисленные и уплаченные в этом случае суммы НДС не включаются в налоговую базу налога при УСН. Налоговые декларации (расчеты) по НДС представляются по указанным суммам до окончания налогового периода (п. 7 ст. 129, подп. 2.2 п. 2 ст. 328 НК).
В дальнейшей работе круглого стола спикер Чепикова Юлия Геннадьевна напомнила, что обязанность уплачивать налог на недвижимость у организации (ИП), применяющей УСН, возникает только в определенных случаях, а именно:
– при сдаче объектов недвижимости в аренду (лизинг) или передаче в пользование (возмездное или безвозмездное) (абз. 2 части второй подп. 1.1.3 п. 1 ст. 326 НК);
– при наличии у организации капитальных строений (зданий, сооружений), их частей общей площадью более 1 000 м2 (абз. 3 части второй подп. 1.1.3 п. 1 ст. 326 НК).
С 1 января 2019 г. уплачивать налог на недвижимость по зданиям, сооружениям, передаточным устройствам сверхнормативного незавершенного строительства не нужно (п. 1 ст. 227 НК).
Справочно: областные Советы депутатов или по их поручению местные Советы депутатов базового территориального уровня и Минский городской Совет депутатов имеют право увеличивать (уменьшать) ставки налога на недвижимость отдельным категориям плательщиков:
- на 2019 г. – не более чем в 2,5 раза;
- на 2020 г. и последующие годы – не более чем в 2 раза (п. 2 ст. 230 НК).
В качестве налоговой базы земельного налога применяются либо кадастровая стоимость земельного участка на 1 января календарного года, за который исчисляют налог, либо площадь земельного участка (пп. 1, 5 и 6 ст. 240 НК).
Чтобы определить налоговую базу земельного налога, необходимо сравнить кадастровую стоимость земельного участка за гектар с установленным порогом для земельного участка соответствующего функционального использования (вида оценочной зоны). При этом каждому функциональному использованию земельного участка (вида оценочной зоны) соответствует свой порог за гектар земли (п. 6 ст. 240 НК).
Функциональное использование земельного участка (вида оценочной зоны) определяется на основании его целевого назначения, установленного местным исполкомом (п. 3 ст. 240 НК, приложение 5 к НК).
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка можно получить:
– на сайте ГУП «Национальное кадастровое агентство» (http://vl.nca.by) в разделе «Налоговая база земельного налога»;
– в форме выписки из регистра стоимости земель в агентстве по госрегистрации и земельному кадастру (осуществляется на платной основе по запросу).
Важно! Статьи по материалам круглого стола опубликованы на портале GB.BY и в журнале «Главный Бухгалтер»:
Упрощенная система налогообложения: условия применения, ограничения и перехода
Упрощенная система налогообложения: условия применения, ограничения и перехода (Продолжение)