(Комментарий к планируемым и действующим нормам Налогового кодекса)
Почти подошла к концу работа по подготовке самого главного проекта налогового законодательства для 2019 г. Мы продолжаем держать руку на пульсе и информировать читателей о ключевых изменениях.
Проект НК-2019 в части земельного налога предлагает:
1) конкретизировать в п. 1 ст. 238 объект обложения земельным налогом.
В частности, предусмотрено, что объектом обложения земельным налогом признаются расположенные на территории Республики Беларусь земельные участки, в отношении которых в соответствии с законодательством плательщики имеют право осуществлять пользование;
2) откорректировать нормы ст. 192 и 194 действующего НК в отношении бюджетных организаций, согласно которым они не будут признаваться плательщиками земельного налога при сдаче имущества в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование в случае, когда период нахождения такого имущества в аренде, ином возмездном или безвозмездном пользовании начинается и заканчивается в пределах одного календарного месяца;
3) дополнить НК уточняющей нормой об освобождении от земельного налога земельных участков, занятых берегоукрепительными сооружениями, входящих в состав сооружений гидроэлектростанций;
4) дополнить НК нормами, позволяющими сохранить освобождение технопарков от земельного налога в случае сдачи ими в аренду недвижимого имущества своим резидентам (по аналогии с положениями НК, регулирующими вопросы уплаты налога на недвижимость);
5) отменить с 1 января 2019 г. право областных (Минского городского) Советов депутатов увеличивать до 10 раз ставки земельного налога по земельным участкам, занятым неиспользуемым (неэффективно используемым) имуществом;
6) ограничить (с 2020 г.) права местных Советов депутатов увеличивать (уменьшать) ставки земельного налога не более чем в 2 раза.
Таким образом, они вправе увеличивать (уменьшать) ставки земельного налога:
В 2018 и 2019 гг. |
В 2020 г. |
Не более чем в 2,5 раза |
Не более чем в 2 раза |
7) отменить практику применения коэффициента 10 к ставкам земельного налога в отношении земельных участков, предоставленных во временное пользование и своевременно не возвращенных в соответствии с законодательством, самовольно занятых, используемых не по целевому назначению ввиду наличия установленной законодательством административной ответственности за данные правонарушения;
Одновременно устанавливается, что суммы земельного налога, исчисленные на земельные участки, предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные, самовольно занятые, не включаются в затраты плательщиков, учитываемые при налогообложении;
8) установить в приложении 6 к проекту новой редакции НК для автомобильных заправочных и газонаполнительных станций ставку земельного налога в размере 2 % (сейчас − 3 % кадастровой стоимости);
9) проиндексировать ставки земельного налога, установленные в белорусских рублях (приложения 3 и 4 к новой редакции НК) на прогнозный уровень инфляции в целях их адаптации к инфляционным процессам.
Более подробно см. ГБ, 2018, № 48.