План проверок на 2020 год: налоговая проверка

Все, что нужно знать о налоговых проверках -  способах и методах их проведения в 2020 году, Вы узнаете из материала.

 

План проверок на первое полугодие 2020 года

Комитетом госконтроля сформированы планы выборочных проверок в областях и г. Минске на первое полугодие 2020 года. В планы выборочных проверок включен 2801 субъект, в том числе налоговых проверок запланировано в количестве 200 (6%).

 

Налоговые проверки: методы и способы

Налоговая проверка является одной из форм налогового контроля (абз.3 ч.1 п.1 ст.71 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК)).

При проведении проверок налоговые органы используют следующие методы (ч.1, ч. 6 п. 1 постановления МНС РБ от 31.12.2009 №88 «О методах и способах проведения проверок налоговыми органами»):

- документальной и фактической проверки;

- сплошной и (или) выборочной проверки.

 

Проведение встречных проверок, личного досмотра, контрольная закупка ТМЦ и пр. являются способами осуществления налоговых проверок (ч. 5 п.1 Постановления №88).

Налоговая проверка может быть камеральной или выездной, в том числе дополнительной (п.2 ст. 72 НК).

 

Особенности проведения камеральной проверки

Камеральная проверка проводится без предписания, а также по месту нахождения налогового органа. В основе проведения такой проверки лежит изучение налоговых деклараций плательщика, а также иных данных, имеющихся в налоговом органе (п.1 ст. 73 НК).

Важно! Цель камеральной проверки – предоставить плательщику право самостоятельно устранить нарушение, а также доплатить налог или сбор (п. 3 ст. 73 НК).

 

Проведение камеральной проверки складывается из предварительного и (или) последующего этапов.

На первом этапе налоговый орган получает от плательщика пояснения, касающиеся исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин), а также порядка заполнения деклараций (абз.2 ч. 1 п. 4 ст. 73 НК).

В процессе последующего этапа изучаются предоставленные первичные учетные документы, которые подтверждают право на льготы, правомерность применения налоговых вычетов, обоснованность учитываемых при расчете налога на прибыль затрат и внеррасходов, а также экономическое обоснование цены в целях контроля над трансфертным ценообразованием (абз. 3 ч. 1 п. 4 ст.73 НК).

 

Важно! Если на этапе последующего этапа проведения камеральной проверки у представителей налогового органа возникли сомнения относительно полноты сведений, достоверности информации и иных данных, то в адрес плательщика направляется уведомление в электронном или письменном виде. В уведомлении предлагается в течение 10 рабочих дней представить в налоговый орган дополнительные документы, информацию, пояснения, либо представить уточненные декларации (ч. 1 п. 8 ст. 73 НК).

 

В случае установления налоговым органом факта совершения правонарушения и/или не подачи плательщиком налоговых деклараций, а также не внесения изменений в ранее поданные декларации, составляется акт камеральной проверки (ч. 4 п. 8 ст. 73 НК).

Справочно. Форма акта камеральной проверки установлена Приложением 6 к Постановлению МНС РБ от 31.12.2010 №95 «Об установлении форм документов, применяемых налоговыми органами и их должностными лицами при осуществлении контроля за соблюдением законодательства»

 

На сегодняшний день одной из наиболее часто встречающихся камеральных проверок является камеральный контроль НДС, в ходе которого данные налоговых деклараций по НДС сопоставляются с данными ЭСЧФ при помощи размещенного на Портале ЭСЧФ (www.vat.gov.by) специального электронного сервиса «Предварительный контроль».

Важно! Продлен мораторий на камеральный контроль полноты выручки

 

Выездные проверки

Выездная налоговая проверка может быть выборочной или внеплановой. Это зависит от включения или не включения такой проверки в план выборочных проверок.

 

Важно! Выездные проверки, назначаемые при ликвидации плательщиков, не подлежат планированию (подп. 2.2 п. 2 ст. 72 НК).

 

Проведение выездных проверок назначается руководителем налогового органа, а в случае его отсутствия – заместителем. Название такой проверки говорит само за себя: проводят ее представители налогового органа с выездом по месту постановки на учет плательщика (п.1, 2 ст. 74 НК).

В части соблюдения налогового законодательства проверяемый период при выездной проверке не должен быть более пяти предшествующих лет до даты назначения проверки. При этом истекший период текущего календарного года также проверяется. Однако в части иных вопросов, подлежащих проверке налоговыми органами, проверяемый период ограничен тремя предшествующими годами и истекшим периодом текущего года (п. 4 ст. 74 НК).

Выездная проверка должна быть проведена в определенный срок и не может превышать (п.8 ст. 74 НК):

- 15 рабочих дней, если проверяемый субъект является ИП, нотариусом, адвокатом, ремесленником, временным (антикризисным) управляющим или занимается агроэкотуризмом;

- 30 рабочих дней при проверке иных категорий плательщиков.

 

Важно! При большом объеме документов, подлежащих проверке, срок проведения выездной налоговой проверки может быть продлен, но не более чем на 15 рабочих дней (ч.3 п. 9 ст. 74 НК).

Важно! Максимальный срок проведения выборочной (выездной) проверки

 

Результаты выездной проверки оформляются актом (справкой) проверки. Справка составляется в том случае, если в ходе проверки не обнаружены никакие нарушения законодательства (п. 1 ст. 81 НК).

 

Мониторинг

В профилактических целях, направленных на предотвращение правонарушений при ведении предпринимательской деятельности, кроме проверок налоговыми органами применяются профилактические меры контроля, направленные на предотвращение правонарушений при осуществлении предпринимательской деятельности. Среди них можно выделить мониторинг.

Мониторинг – форма контроля, которая представляет собой наблюдение, анализ, оценку, установление причинно-следственных связей.

Мониторинг позволяет оперативно оценить деятельность организации и определить соответствует ли она требованиям законодательства, выявить и предотвратить причины, которые способствуют нарушениям.

 

Важно! Мониторинг проводится без использования полномочий, предоставленных контролирующим (надзорным) органам и их должностным лицам для проведения проверок.

 

Исходя из результатов мониторинга, контролирующими органами принимаются различные меры, которые зависят от выявленных нарушений.

 

Вместе с этим читают:

Количество проверок снизилось в разы, мониторингов проведено почти наполовину больше – КГК

ИМНС по г. Минску разъясняет: «Еще раз о дутых затратах»

Максимальный срок проведения проверки

Продлен мораторий на камеральный контроль полноты выручки

Камеральный контроль: методы выявления нарушений и порядок их исправления

Ошибки при камеральном контроле ЭСЧФ

Как отразить убыток из-за сокращения выручки в бухгалтерском и налоговом учете

Поделиться статьей:
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup