Организация для оказания медицинских услуг приобрела импортную медицинскую технику (разного вида, состава и свойств). В процессе деятельности данная техника приходит в негодность либо у нее истекает срок годности. В связи с этим просим ответить на следующие вопросы.
1. Должна ли организация в таких случаях иметь инструкцию по обращению с отходами?
Должна.
Медицинскую технику, утратившую потребительские свойства, следует относить к отходам, не имеющим определенного предназначения по месту образования.
Справочно: отходы – это вещества или предметы, образующиеся в процессе осуществления экономической деятельности, жизнедеятельности человека и не имеющие определенного предназначения по месту их образования либо утратившие полностью или частично свои потребительские свойства (ст. 1 Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З "Об обращении с отходами" (далее – Закон № 271-З)).
С учетом того что отходы образовались в результате осуществления организацией экономической деятельности, их по происхождению следует относить к отходам производства. Таким образом, организации необходимо сформировать систему обращения с отходами производства, где главным документом является инструкция по обращению с отходами производства. Этот документ:
– разрабатывается согласно Инструкции о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства, утвержденной постановлением Минприроды Республики Беларусь от 22.10.2010 № 45;
– согласовывается в территориальных органах Минприроды по правилам, установленным в Положении о порядке согласования инструкций по обращению с отходами производства, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.07.2010 № 1104 (далее – постановление № 1104).
2. Кому можно передать отходы в виде медицинской техники, утратившей потребительские свойства, и в каком порядке?
Прежде чем произвести передачу (отчуждение) отходов производства, организация должна:
1) присвоить образующимся видам отходов код и соответствующее ему наименование в соответствии с классификатором отходов, образующихся в Республике Беларусь, утвержденным постановлением Минприроды Республики Беларусь от 08.11.2007 № 85 (далее – классификатор отходов).
При отнесении отхода производства к той или иной позиции классификатора отходов необходимо руководствоваться физическими, химическими свойствами отходов, источником их образования и иными факторами. При отсутствии подходящего наименования в классификаторе отходов необходимо пользоваться такими позициями, как "прочие отходы, не вошедшие в группу…";
2) определить количественные характеристики образующихся отходов.
Только после этих действий следует определять, кому данный отход можно передать.
Статьей 4 Закона № 271-З установлены приоритетность использования отходов по отношению к их обезвреживанию или захоронению при условии соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды и приоритетность обезвреживания отходов по отношению к их захоронению.
Таким образом, в первую очередь необходимо установить, имеются ли для образующегося вида отходов зарегистрированные объекты по использованию (т.е. является ли отход вторичным материальным ресурсом) и имеются ли для образующегося вида отходов зарегистрированные объекты обезвреживания отходов. Для этого следует воспользоваться сведениями реестров соответствующих объектов, размещенных на сайте Минприроды (minpriroda.gov.by). Данные реестры построены также исходя из наименований и кодов отходов согласно классификатору отходов.
Таким образом, зная код и наименование отхода, можно определить, зарегистрирован ли для данного отхода объект по использованию и (или) объект обезвреживания. При наличии соответствующих объектов отход подлежит передаче в адрес организаций – собственников данных объектов.
При отсутствии таких объектов отход в большинстве случаев может быть вывезен на захоронение. Для этого надо получить в территориальном органе Минприроды соответствующее разрешение согласно требованиям Положения о порядке выдачи и аннулирования разрешений на хранение и захоронение отходов производства, а также приостановления их действия, утвержденного постановлением № 1104.
Совет эксперта
Если у организации образовался малый объем отходов, то целесообразнее заключить договор с организацией, специализирующейся на оказании услуг по вывозу (удалению) отходов. На основании такого договора может быть установлен контейнер для сбора отходов, обеспечиваться их плановый вывоз либо вывоз отходов по отдельной заявке.
Необходимо отметить, что оказание услуг по вывозу (удалению) отходов |*| товаров осуществляется на платной основе. При этом базой для расчета платы является чаще всего объем вывозимых (удаляемых отходов).
* Порядок применения освобождения от сбора отходов потребления доступен для подписчиков электронного "ГБ"
Организация планирует ввезти товары в картонной упаковке. Товар предназначен для реализации на территории Республики Беларусь. При этом его ввоз будет разовым. Возникли следующие вопросы.
1. Появляется ли у организации обязанность, предусмотренная Указом № 313*?
__________________________
* Указ Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 № 313 "О некоторых вопросах обращения с отходами потребления" (далее – Указ № 313).
Появляется.
Организации, осуществляющие производство (являющиеся собственниками при производстве из давальческого сырья) и (или) ввоз товаров согласно приложению к Указу № 313, а также ввоз товаров в полимерной, стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковках, упаковке из комбинированных материалов, обязаны обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов:
– образующихся после утраты потребительских свойств товаров, названных в приложении к Указу № 313;
– полимерной, стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковок, упаковки из комбинированных материалов, в которые упакованы ввезенные товары (подп. 1.2 п. 1 Указа № 313).
При этом в Указе № 313 отсутствуют разграничения на виды поставки (на разовые и многоразовые).
Следовательно, у организации, планирующей разовую сделку по ввозу товаров в картонной упаковке, возникнет обязанность, предусмотренная Указом № 313 |*|.
* Новые правила в части выполнения обязанности, определенной Указом № 313, вступившие в силу 1 октября 2015 г., доступны для подписчиков электронного "ГБ"
2. Каким образом целесообразнее выполнить эту обязанность?
Путем заключения договора с оператором.
В данном случае организация может выполнить эту обязанность либо:
– путем применения собственной системы сбора отходов товаров и отходов упаковки из отходов потребления;
– путем заключения с государственным учреждением "Оператор вторичных материальных ресурсов" (далее – оператор) договора об организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки и внесения на текущий (расчетный) банковский счет оператора платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки (далее – плата).
Однако с учетом того, что поставка товаров в упаковке будет носить разовый характер, организации не имеет смысла организовывать собственную систему сбора, поскольку она трудоемкая, трудозатратная и предполагает длительное использование.
В приведенной ситуации организации целесообразно заключить договор с оператором и внести на его текущий (расчетный) банковский счет плату.
3. Что в данном случае считать датой возникновения обязанности и отчетным периодом для ее выполнения?
По ввозимым товарам, названным в приложении к Указу № 313, а также ввозимым товарам, упакованным в полимерную, стеклянную, бумажную и (или) картонную упаковки, упаковку из комбинированных материалов, датой возникновения обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки будет являться дата выпуска таких товаров в соответствии с таможенными процедурами выпуска для внутреннего потребления, реимпорта либо дата принятия на учет указанных товаров, таможенное декларирование и выпуск которых в соответствии с законодательством не производятся.
Тот квартал, на который будет приходиться дата выпуска ввозимых организацией товаров в картонной упаковке (в соответствии с таможенными процедурами выпуска для внутреннего потребления, реимпорта) либо дата принятия на учет указанных товаров (если их таможенное декларирование и выпуск не производятся), будет являться для организации отчетным периодом для выполнения обязанности |**|.
** Информация об условиях, позволяющих производителям некоторых групп товаров освободиться от выполнения обязанности по Указу № 313, доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, организация будет обязана сделать следующее:
1) зарегистрироваться в реестре производителей и поставщиков.
Для этого можно воспользоваться сайтом оператора (vtoroperator.by), где в подразделе "Важно знать" размещен порядок и приведены формы документов для регистрации в рассматриваемом реестре (а также заключения договора с оператором);
2) внести на текущий (расчетный) банковский счет оператора плату.
В отношении картонной упаковки сумма платы рассчитывается исходя из массы упаковки и размера платы. Размеры платы определены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2012 № 708 (далее – постановление № 708)|*|.
* Новые размеры платы в отношении стеклянной упаковки доступны всем на портале GB.BY
На текущую дату в отношении картонной упаковки он составляет 200 тыс. руб. за 1 тыс. м2 либо 700 тыс. руб. за 1 т упаковки (выбор базы для расчета суммы платы организация вправе определить самостоятельно);
3) представить оператору информацию о выполнении производителями и поставщиками в отчетном периоде обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки за отчетный квартал.
Форма информации утверждена постановлением № 708, инструкция по заполнению – постановлением Минжилкомхоза Республики Беларусь от 18.03.2015 № 6.
В процессе деятельности организации образуются изношенная спецодежда, старая мебель, картриджи.
Может ли организация передать данные отходы физическим лицам – работникам организации?
Может для личного потребления.
Данный вопрос следует рассматривать как с позиции законодательства об обращении с отходами, так и с позиции законодательства о бухгалтерском учете и отчетности. В случае если указанные предметы отнесены организацией к отходам, в первую очередь ситуацию необходимо рассматривать с позиции требований Закона № 271-З.
Отчуждение отходов физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, разрешается только в целях последующего их использования для личного потребления (п. 31 ст. 3 Закона № 271-З). Таким образом, если изношенная спецодежда, утратившие потребительские свойства мебель и картриджи и иные виды отходов будут передаваться физическим лицам – работникам организации в целях последующего их использования для личного потребления, эта передача отходов допускается.
В то же время важным является также установленное п. 31 ст. 3 Закона № 271-З требование: отчуждение опасных отходов, включенных в Перечень опасных отходов, сделки о передаче которых на определенный срок (кроме договора перевозки), а также об отчуждении которых другому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим обращение с отходами, подлежат регистрации (далее – Перечень), физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, запрещается. Перечень утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.10.2009 № 1391.
К примеру, если говорить о таком возможном наименовании для отходов мебели по классификатору отходов, как "изделия из фанеры, потерявшие потребительские свойства, содержащие связующие смолы в количестве от 0,2 до 2,5 процента включительно" (код 1720300), то передача отхода, соответствующего данной позиции классификатора, физическому лицу запрещена, так как эта позиция включена в Перечень.
Таким образом, требуется оценка возможности использования отхода физическим лицом для личного потребления, а также анализ Перечня при определении возможности передачи отходов физическим лицам.
Окончание см.: «ГБ», 2016, № 2, с. 11-15