Аудиторская проверка выявила, что организация в одном из отчетных кварталов перечислила на расчетный счет оператора* излишнюю сумму платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки, а в другом, наоборот, – внесла плату не в полном объеме.
__________________________
* Государственное учреждение «Оператор вторичных материальных ресурсов» (далее – оператор).
Можно ли произвести зачет этих сумм?
Нет. Излишне уплаченную сумму можно либо вернуть, либо зачесть в счет предстоящих платежей.
В изложенной ситуации у организации по второй оплате образовалась задолженность, которую рекомендуем погасить как можно быстрее. Объясним почему.
Оператор может произвести возврат и (или) зачет излишне уплаченных сумм в счет предстоящих платежей на основании обращений производителей и поставщиков (подп. 1.2 п. 1 Указа № 313**).
__________________________
** Указ Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 № 313 «О некоторых вопросах обращения с отходами потребления» (далее – Указ № 313).
Данная норма означает, что организация вправе вернуть излишне уплаченную сумму, но не вправе произвести указанный в вопросе зачет.
То есть зачет возможен только в счет предстоящих платежей, а не в счет возникшей задолженности по плате за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки (далее – плата).
Таким образом, у организации образовалась задолженность по плате. В отношении такой задолженности предусмотрено начисление пени в размере 1/10 % от суммы платы, не внесенной в установленный срок, за каждый день просрочки (подп. 1.16 п. 1 Указа № 313).
Соответственно сумма пени зависит от того, как быстро организация погасит свою задолженность.
Справочно: в случае невыполнения организацией обязанности |*|, предусмотренной Указом № 313, взыскание задолженности производится по иску оператора или Минжилкомхоза в судебном порядке. Если производители и поставщики в установленном порядке заключили с оператором договор, представили информацию о выполнении обязанности, но не внесли плату в сроки, установленные подп. 1.5 п. 1 Указа № 313, образовавшаяся задолженность по плате и процентам (пене) взыскивается на основании исполнительной надписи нотариусов (подп. 1.16 п. 1 Указа № 313).
* Новые правила в части выполнения обязанности, определенной Указом № 313, вступившие силу 1 октября 2015 г., доступны для подписчиков электронного «ГБ»
Для выполнения обязанности, установленной Указом № 313, организация – импортер пленки из полиэтилена применяет собственную систему сбора отходов полиэтилена. При этом возникают ситуации, когда в отчетном квартале отходы полиэтилена собраны, но не переданы на переработку (обезвреживание и (или) использование). Возникли следующие вопросы:
1. Можно ли данный объем фактически собранных отходов включить в объем выполнения обязанности?
Нельзя.
Объем собранных, но не использованных самостоятельно или не поставленных на использование отходов пластмасс организация не может включить в объем выполнения обязанности.
Обоснуем наш ответ.
Собственная система сбора отходов товаров и отходов упаковки из отходов потребления включает находящиеся на праве собственности, хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, аренды, безвозмездного пользования сеть стационарных и (или) передвижных приемных заготовительных пунктов и (или) специальные контейнеры для сбора и удаления отходов потребления, производственные линии (цехи, заводы) для их разделения по видам и самостоятельное или с привлечением иных лиц обезвреживание и (или) использование собранных отходов товаров и отходов упаковки (подп. 1.2 п. 1 Указа № 313).
В рамках применения собственной системы сбора отходов импортерами полиэтиленовой пленки (и иных товаров из пластмасс, полимерной упаковки) необходимо в отчетном периоде (календарном квартале) собрать и обеспечить самостоятельное или с привлечением иных лиц использование не менее 35 % отходов пластмасс (кроме отходов, являющихся отходами производства) от общего количества ввезенной полиэтиленовой пленки (иных товаров из пластмасс, полимерной упаковки) (подп. 1.4 п. 1 Указа № 313).
Важно! Использование отходов пластмасс должно быть обеспечено на территории Республики Беларусь.
2. Возникает ли в этом случае у организации обязанность внесения оператору платы? Как из общей массы постановленной в отчетном квартале пленки определить, в отношении какой именно необходимо произвести уплату оператору?
Возникает.
С учетом того что организация-импортер не в полном объеме выполнила в отчетном квартале обязанность по организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки, у нее возникает обязанность по внесению оператору платы |**|.
** Порядок применения освобождения от сбора отходов потребления доступен для подписчиков электронного «ГБ»
Порядок расчета платы в случаях, когда импортеры в отчетном периоде применяют собственную систему сбора отходов, но не обеспечивают сбор, обезвреживание и (или) использование отходов товаров и отходов упаковки в необходимом количестве, определен в п. 12 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2012 № 708 (далее – постановление № 708).
Данной нормой не установлено, в отношении какой части ввозимых товаров «зачитывается» применение собственной системы сбора, а в отношении какой необходимо внести плату.
Но это и не имеет значения. Плата вносится исходя из массы и (или) площади ввезенной пленки.
Нередко импортируемая в республику пленка упакована в другой вид пленки с использованием клейкой ленты.
Необходимо ли в квартальном отчете заполнять по этой упаковке отдельную строку либо можно весь объем пленок включить в одну строку вместе с основным товаром?
Товар и упаковка отражаются в разных строках.
Импортеры определенных видов товаров должны не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять оператору информацию о выполнении производителями и поставщиками в отчетном периоде обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки (далее – информация о выполнении обязанности) |*|.
* Правила заполнения информации о выполнении обязанности доступны для подписчиков электронного «ГБ»
Справочно: форма информации о выполнении обязанности определена постановлением № 708, а порядок ее заполнения – Инструкцией о порядке заполнения формы информации о выполнении производителями и поставщиками в отчетном периоде обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки, утвержденной постановлением Минжилкомхоза Республики Беларусь от 18.03.2015 № 6 (далее – Инструкция).
Порядок заполнения такой информации зависит от того, каким образом импортер выполняет предусмотренную Указом № 313 обязанность. Так как в вопросе это не уточнено, рассмотрим ее заполнение и в том, и в другом случае.
Так, разд. I информации о выполнении обязанности заполняют импортеры, которые заключили договор с оператором.
Данные в разд. I отражаются в разрезе групп ввезенных товаров, а также ввезенных товаров в упаковке, в отношении которых возникла обязанность.
Раздел II информации о выполнении обязанности заполняют импортеры, применяющие собственную систему сбора отходов товаров и отходов упаковки из отходов потребления, в т.ч. если в отчетном периоде не обеспечивается минимальный процент сбора.
Данные в разд. II отражаются отдельно в разрезе ввезенных товаров, а также ввезенных товаров в полимерной, стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковках, упаковке из комбинированных материалов, в отношении которых возникла обязанность.
Таким образом, в обоих разделах необходимо разделять товар и упаковку, выделяя для них соответствующие самостоятельные строки (пп. 13 и 26 Инструкции).
Организация ввозит уксус из Украины, который потом реализует на территории Республики Беларусь. Уксус ввозится в пластиковых бутылках, каждые 10 бутылок упакованы в картонные коробки, а те, в свою очередь, в большие картонные короба – транспортную тару.
При поставке на склад из транспортной тары коробки с бутылками извлекаются, и эта тара сдается как макулатура заготовительной организации. В торговом объекте после извлечения бутылок с уксусом из коробок последние также сдаются как макулатура заготовительной организации. В результате потребителю попадает только уксус в бутылке.
В отношении какой из упаковок возникает обязанность по Указу № 313?
В отношении всех перечисленных видов упаковки.
Организации, осуществляющие ввоз (импорт) товаров в полимерной, стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковках, упаковке из комбинированных материалов, обязаны обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов полимерной, стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковок, упаковки из комбинированных материалов, в которые упакованы ввезенные товары (подп. 1.2 п. 1 Указа № 313).
Исключения (льготы) в части возникновения обязанности предусмотрены подп. 1.3 п. 1 Указа № 313.
В рассматриваемом случае организация ввозит для реализации на территории республики товар (уксус), упакованный в два вида упаковки:
– полимерную упаковку – бутылки из полиэтилентерефталата;
– картонную упаковку – картонные коробки (в т.ч. транспортную тару).
Указанные товар и упаковка не подпадают под предусмотренные льготы.
Организация для производства пластиковой тары приобрела у предприятия в качестве сырья вторичные полимерные материалы.
Вправе ли она воспользоваться льготой, предусмотренной подп. 1.3 п. 1 Указа № 313?
Вправе при соблюдении ряда условий.
Организации, осуществляющие производство (являющиеся собственниками при производстве из давальческого сырья) товаров согласно приложению к Указу № 313, обязаны обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств данных товаров (подп. 1.2 п. 1 Указа № 313).
Пластиковая тара (которая должна соответствовать позиции ТН ВЭД ЕАЭС 3923) названа в приложении к Указу № 313, поэтому у ее производителей возникает предусмотренная Указом № 313 обязанность.
В то же время на производителей полимерной упаковки и изделий из пластмасс, названных в приложении к Указу № 313, не распространяется обязанность в части данных произведенных товаров, в т.ч. если для их производства использовано не менее 30 % вторичных полимерных материалов (абз. 7 части первой подп. 1.3 п. 1 Указа № 313).
Важно! Такие вторичные полимерные материалы должны быть произведены на территории Республики Беларусь с использованием не менее 70 % отходов пластмасс.
Покупателям вторичных полимерных материалов следует знать, что производитель таких материалов должен иметь лицензию на деятельность, связанную с воздействием на окружающую среду (перечень лицензиатов представлен на официальном сайте Минприроды).
Поэтому условие, установленное Указом № 313 в отношении вторичных полимерных материалов, – производство на территории Республики Беларусь – может быть проверено наличием указанной лицензии.
Однако наличие лицензии не может гарантировать того, что лицензиат не продаст вторичный полимерный материал, привезенный, например, из Российской Федерации, а не произведенный на территории Республики Беларусь.
Поэтому покупатель такого сырья, претендующий на освобождение от обязанности, установленной Указом № 313, должен получить гарантии производителя вторичных полимерных материалов (и может быть установить ответственность) в отношении покупаемых вторичных полимерных материалов.
Также следует учесть, что данное исключение не распространяется на предприятие в целом, а применимо к конкретному товару из пластмасс, полимерной упаковке (партии, единице), при производстве которых использовались вторичные полимерные материалы (в состав которых в качестве компонента вошли вторичные полимерные материалы).
Организация организовала собственную систему сбора отходов товаров и отходов упаковки.
Какие требования необходимо ей выполнить для получения компенсации?
Требования к порядку получения компенсации расходов по сбору на территории Республики Беларусь отходов товаров и отходов упаковки установлены как самим Указом № 313, так и постановлением Минжилкомхоза от 14.08.2012 № 16 «О некоторых вопросах реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 июля 2012 г. № 313» (далее – постановление № 16) |*|.
* Информация о размерах компенсаций, направляемых в 2015 г. организациям на возмещение расходов по сбору отходов потребления, доступна для подписчиков электронного «ГБ»
Приведем следующие основные требования:
1) собираемые отходы товаров и отходы упаковки должны:
– по происхождению относиться к отходам потребления.
Компенсация за собранные объемы отходов товаров и отходов упаковки, полученных из отходов производства и (или) переданных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям от юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, у которых данные отходы образовались в результате производственной деятельности, не может быть выплачена;
– быть использованы и (или) обезврежены только на территории Республики Беларусь.
Исключением в данном случае являются лишь собираемые от населения отходы отработанных элементов питания (батареек), для которых на территории республики отсутствуют объекты по использованию и (или) обезвреживанию и в отношении которых должно быть обеспечено их хранение;
2) организация, заинтересованная в получении компенсации, должна:
– представить в адрес оператора пакет документов, предусмотренный постановлением № 16;
– быть зарегистрирована в специальном реестре организаций, осуществляющих сбор, сортировку (разделение по видам), подготовку к обезвреживанию и (или) использованию отходов товаров и отходов упаковки.
Справочно: форма такого реестра утверждена постановлением № 16.