Ситуация 1. Аренда недвижимости у индивидуального предпринимателя
Организация в декабре 2017 г. взяла в аренду у индивидуального предпринимателя офисное помещение, машино-место и склад.
По условиям договора исчислять и уплачивать налог на недвижимость по указанным объектам обязан индивидуальный предприниматель (применили аналогию по земельному налогу, где плательщик – собственник земельного участка). Поэтому стоимость данных объектов в договоре аренды не указывалась.
1. Соответствует ли это условие договора нормам налогового законодательства?
Не соответствует.
Особенности налогообложения объектов недвижимости определены ст. 184 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) |*|.
Из нее следует, что по зданиям и сооружениям (их частям), машино-местам, расположенным на территории Республики Беларусь и взятым организациями в аренду у физических лиц (к ним относятся и индивидуальные предприниматели), плательщиком признается организация-арендатор (п. 1 ст. 184 НК).
Как видим, законодательство содержит прямую норму в отношении объектов недвижимости, взятых в аренду у индивидуального предпринимателя.
Поэтому уплачивать налог на недвижимость обязана организация-арендатор независимо от того, что условиями договора аренды предусмотрено иное.
Справочно: годовая ставка налога на недвижимость установлена:
– для организаций – в 1 %;
– для физических лиц – 0,1 % (ст. 188 НК).
2. С какой даты организация будет являться плательщиком налога на недвижимость?
При передаче физическим лицом в течение календарного года в аренду капитального строения (здания, сооружения) или его части, машино-места организации налог на недвижимость физическому лицу исчисляется за истекший период календарного года, включая месяц, в котором была осуществлена передача в хозяйственное ведение или оперативное управление, аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование такого капитального строения (здания, сооружения), его части, машино-места (п. 3 ст. 189 НК).
В нашем случае офисное помещение, машино-место и склад были переданы в аренду в декабре 2017 г. Поэтому физическое лицо признается плательщиком налога на недвижимость по этим объектам недвижимости по декабрь 2017 г. включительно.
Организация начинает уплачивать налог на недвижимость по арендуемым объектам с 1 января 2018 г.
Важно! Организация должна в течение 30 дней с даты заключения договора аренды представить в налоговый орган по месту постановки на учет его копию.
Это необходимо, чтобы налоговые инспекции могли правильно исчислить налог на недвижимость физическим лицам.
3. Как в такой ситуации определяется налоговая база?
Налоговая база налога на недвижимость в отношении зданий, сооружений (их частей), машино-мест, расположенных на территории Республики Беларусь и взятых организациями в аренду у физических лиц, определяется исходя из стоимости этих объектов, указанной в договорах аренды, но не менее стоимости этих зданий, сооружений (их частей), машино-мест, определенной исходя из их оценки:
– по оценочной стоимости зданий, сооружений (их частей), машино-мест, определенной территориальными организациями по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним по обращениям собственников, на 1 января текущего года;
– указанной в заключении об оценке (по рыночной стоимости) капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест на 1 января текущего года, выданном оценщиком (индивидуальным предпринимателем либо работником индивидуального предпринимателя или юридического лица), имеющим свидетельство об аттестации оценщика;
– по расчетной стоимости, произведенной в порядке, установленном Положением № 187* (подп. 2.1–2.3 п. 2 ст. 187 НК).
__________________________
* Положение о порядке оценки принадлежащих физическим лицам зданий и сооружений, утвержденное Указом Президентом Республики Беларусь от 28.03.2008 № 187 (далее – Положение № 187).
Иными словами, для исчисления налога на недвижимость |*| организации необходимо произвести оценку арендованных у индивидуального предпринимателя помещений и машино-места одним из указанных способов.
* Вопрос об особенностях расчета налога на недвижимость
Справочно: из п. 3 Положения № 187, в частности, следует, что оценка зданий и сооружений для исчисления налога на недвижимость производится организациями, взявшими в аренду у физических лиц здания и сооружения (в части таких зданий и сооружений), при отсутствии в текущем году оценки зданий и сооружений по их оценочной стоимости, определенной в соответствии с частями первой и второй подп. 3.1 п. 3, по стоимости, определяемой:
– путем индексации стоимости зданий и сооружений, примененной в качестве налоговой базы при исчислении налога на недвижимость в предыдущем году, с использованием коэффициентов переоценки зданий и сооружений (подп. 3.2.1 п. 3.2 Положения № 187).
Данные коэффициенты не позднее 10 февраля текущего года доводятся Минстройархитектуры до сведения МНС и Госкомимущества;
– исходя из базовой расчетной стоимости 1 м2 типового здания или сооружения с учетом коэффициентов переоценки зданий и сооружений, применяемых в порядке, указанном ниже, и общей площади оцениваемого здания либо сооружения – при отсутствии сведений о стоимости зданий и сооружений, примененной в качестве налоговой базы при исчислении налога на недвижимость в предыдущем году (подп. 3.2.2 п. 3.2 Положения № 187).
Стоимость 1 м2 здания или сооружения на 1 января 2013 г. определяется в размере базовой расчетной стоимости 1 м2 типового здания или сооружения.
В дальнейшем с 1 января 2014 г. стоимость 1 м2 здания или сооружения на 1 января года, за который производится исчисление налога на недвижимость, определяется путем умножения базовой расчетной стоимости 1 м2 типового здания или сооружения последовательно на все коэффициенты переоценки зданий и сооружений, установленные Минстройархитектуры, начиная с 1 января 2014 г.
Отметим, что с порядком применения способа оценки недвижимости, изложенного в подп. 3.2.2 п. 3.2 Положения № 187, можно ознакомиться в «ГБ», 2017, № 24, с. 28 («Как рассчитать налог на недвижимость при аренде объекта недвижимости у физического лица», автор Ковязина Татьяна).
Ситуация 2. Представление деклараций по налогу на недвижимость в случае реорганизации налоговой инспекции
В сентябре 2017 г. произошла реорганизация налоговых инспекций. Некоторые налоговые инспекции были присоединены к другим инспекциям и стали называться управлениями по работе с плательщиками.
Например, налоговая инспекция по Ляховичскому району была реорганизована путем присоединения к налоговой инспекции по Барановичскому району. Вместо налоговой инспекции по Ляховичскому району стало управление налоговой инспекции по Барановичскому району по работе с плательщиками Ляховичского района.
1. Куда организациям, расположенным на территориях, где упразднены налоговые инспекции, представлять декларации по налогу на недвижимость за 2018 г.?
Действительно, с сентября 2017 г. некоторые налоговые инспекции стали называться управлениями по работе с плательщиками.
Порядок представления деклараций в этом случае такой:
– если на территории района находится налоговая инспекция, то организации, расположенные на территории этого района, представляют налоговые декларации по налогу на недвижимость за 2018 г. в налоговую инспекцию по месту постановки на учет;
– если на территории района больше нет налоговой инспекции, а имеется только управление по работе с плательщиками этого района другой налоговой инспекции, то организации представляют налоговые декларации по налогу на недвижимость за 2018 г. в управление по работе с плательщиками.
Следовательно, организации, расположенные в Ляховичском районе, должны представлять декларации по налогу на недвижимость за 2018 г. в управление по работе с плательщиками Ляховичского района налоговой инспекции по Барановичскому району |*|.
* Вопрос о том, когда плательщик УСН становится плательщиком налога на недвижимость
Справочно: изменения, произошедшие в налоговой системе, учтены постановлением МНС Республики Беларусь от 31.01.2018 № 2 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 24 декабря 2014 г. № 42» (далее – постановление № 2).
Теперь во всех формах деклараций на первом листе указано, что декларация представляется в налоговую инспекцию или управление по работе с плательщиками налоговой инспекции.
2. По какой форме – старой или новой, предусмотренной постановлением № 2, – должна представляться декларация по налогу на недвижимость за 2018 г.?
По новой форме.
Постановление № 2 вступило в силу с 18 февраля 2018 г. Им определено, что налоговые декларации (расчеты) по налогам, сборам, подлежащие представлению за налоговый период (налоговые периоды) 2017 г., представляются по формам и в соответствии с порядком их заполнения, установленными до вступления его в силу (п. 2 постановления № 2).
Следовательно, налоговые декларации за 2018 г., в т.ч. по налогу на недвижимость, представляются по формам и в соответствии с порядком их заполнения, установленными постановлением № 2.
Ситуация 3. Период применения льготы по налогу на недвижимость в отношении спортивного сооружения
Организация построила спортивный стадион и ввела его в эксплуатацию с 1 ноября 2017 г.
После этого она обратилась в Минспорт с заявлением о включении стадиона в реестр физкультурно-спортивных сооружений (далее – Реестр).
Решение о включении стадиона в Реестр принято коллегией Минспорта 29 декабря 2017 г. Дата включения стадиона в Реестр – 3 января 2018 г.
Организация приняла решение не уплачивать налог на недвижимость по стадиону с 1 января 2018 г.
Является ли это решение правильным?
Не является.
В данном случае организация приняла неверное решение, поскольку право на льготу по налогу на недвижимость у нее появляется со II квартала 2018 г.
Обоснуем наш вывод.
Объектами обложения налогом на недвижимость признаются сооружения, являющиеся собственностью или находящиеся в хозяйственном ведении или оперативном управлении плательщиков-организаций (ст. 185 НК).
Налоговая база налога на недвижимость определяется организациями исходя из наличия на 1 января календарного года объектов недвижимости, учитываемых в бухгалтерском учете в составе объектов основных средств и доходных вложений в материальные активы, по остаточной стоимости (подп. 1.1 п. 1 ст. 187 НК).
Из вышеизложенного следует, что стадион, введенный в эксплуатацию в 2017 г., с 1 января 2018 г. признается объектом налогообложения.
При налогообложении спортивных сооружений организации вправе воспользоваться льготой, определенной подп. 1.1 п. 1 ст. 186 НК, при условии, что это сооружение включено в Реестр.
Справочно: для включения спортивных сооружений в Реестр в управления спорта и туризма областных, Минского городского исполкомов подаются:
– заявление (подается на каждое сооружение);
– документы, предусмотренные п. 12.3-4 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156 (п. 6 Инструкции № 55*).
____________
* Инструкция о порядке формирования и ведения реестра физкультурно-спортивных сооружений, а также предоставления содержащейся в нем информации и об установлении состава сведений, вносимых в реестр физкультурно-спортивных сооружений, утвержденная постановлением Минспорта Республики Беларусь от 22.07.2014.
По результатам рассмотрения документов на коллегии Минспорта принимается одно из следующих административных решений:
– о включении сооружения в Реестр;
– об отказе во включении сооружения в Реестр.
Внесение сведений в Реестр осуществляется в течение 15 календарных дней после принятия соответствующего решения коллегией Минспорта.
В нашем случае организация выполнила это условие.
Теперь надо определить, с какого момента у нее возникает право на указанную льготу.
Обратимся к норме п. 4 ст. 186 НК: при возникновении у организаций в течение года права на освобождение от налога на недвижимость льгота предоставляется с квартала, следующего за кварталом, в котором возникло право на нее.
В нашем случае организация решила, что право на льготу у нее возникло 29 декабря 2017 г. (день принятия коллегией Минспорта решения о включении стадиона в Реестр).
Это неправильно, поскольку за основу берется не дата принятия решения, а дата внесения спортивного сооружения в Реестр. На это прямо указывает подп. 1.1 п. 1 ст. 186 НК: льгота применяется, если спортивное сооружение включено в Реестр.
Стадион включен в Реестр 3 января 2018 г. Это означает, что право на льготу у организации возникло с 3 января 2018 г.
Следовательно, льгота по налогу на недвижимость предоставляется со II квартала 2018 г. |*|
Организации придется представить в налоговый орган по месту постановки:
– декларацию по налогу на недвижимость за 2018 г. – не позднее 20 марта 2018 г.;
– уточненную декларацию по налогу на недвижимость за 2018 г. – не позднее 20 июня 2018 г. (пп. 6, 10 ст. 189 НК).
Справочно: при возникновении у организаций права на освобождение от налога на недвижимость годовая сумма налога на недвижимость уменьшается на суммы налога на недвижимость, исчисленные исходя из остаточной стоимости или стоимости, отраженной в бухгалтерском учете (в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения), капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест и стоимости объектов сверхнормативного незавершенного строительства на 1 января отчетного года (при возникновении в течение отчетного года объектов налогообложения на иную дату – на 1-е число первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором имело место возникновение объектов налогообложения) и ставки налога на недвижимость, рассчитываемой на основании годовой ставки пропорционально числу полных кварталов, оставшихся до окончания текущего календарного года (п. 6 ст. 189 НК).
Организации, на которые распространяются указанные положения, соответствующие изменения и дополнения вносят в декларацию по налогу на недвижимость не позднее 20-го числа третьего месяца квартала, следующего за кварталом, в котором имели место возникновение либо утрата права на освобождение от налога на недвижимость (п. 10 ст. 189 НК).