Терминология
Ремонт – совокупность работ по восстановлению исправности или работоспособности объекта или его составных частей с приведением объекта в соответствие с требованиями, определенными техническими нормативными правовыми актами, а также по предотвращению их дальнейшего интенсивного износа (приложение 5 к Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры Республики Беларусь от 27.02.2009 № 37/18/6; далее – Инструкция № 37/18/6).
Капитальный ремонт объекта строительства (далее – капитальный ремонт объекта) – совокупность работ, включая строительно-монтажные и пусконаладочные, и мероприятий по восстановлению утраченных в процессе эксплуатации технических, эксплуатационных и потребительских качеств объекта строительства, осуществляемых путем восстановления (усиления), улучшения и (или) замены отдельных конструкций, деталей, инженерно-технического оборудования объекта строительства, выполняемых в т.ч. с применением новых материалов и технологий (ст. 1 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь»).
Модернизация – совокупность работ по усовершенствованию объекта путем замены его конструктивных элементов и систем более эффективными, приводящая к повышению технического уровня и экономических характеристик объекта (приложение 5 к Инструкции № 37/18/6).
Общие признаки и критерии изменения характеристик объектов в результате проведения ремонта и модернизации также определены приложением 5 к Инструкции № 37/18/6 (см. табл. 1):
Таким образом, при отнесении работ к капитальному ремонту или модернизации объекта определяющими являются следующие моменты:
– улучшились его технико-экономические показатели или нет;
– повысилась ли стоимость объекта.
Если в результате проведенных работ характеристики остались прежними и не изменились в лучшую сторону, то это ремонт. В ином случае такие работы относятся к модернизации.
Однако конкретика в этих определениях отсутствует. Поэтому при квалификации тех или иных работ следует руководствоваться признаками, определенными в техническом кодексе установившейся практики «Ремонт, реконструкция и реставрация жилых и общественных зданий и сооружений. Основные требования по проектированию» ТКП 45-1.04-206-2010 (02250), утвержденном приказом Минстройархитектуры Республики Беларусь от 15.07.2010 № 267 (приложения Б, В) (далее – Технический кодекс).
Разные работы учитываем по-разному
Фактические затраты, связанные с реконструкцией (модернизацией, реставрацией) основных средств, проведением иных аналогичных работ, отражаются по дебету счета 08 «Вложения в долгосрочные активы» и кредиту счетов 10 «Материалы», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и других счетов. Суммы данных затрат, учтенные на счете 08, списываются с этого счета в дебет счета 01 «Основные средства» по окончании работ (п. 20 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.04.2012 № 26).
Фактические затраты на поддержание основных средств в рабочем состоянии (технический осмотр и уход, проведение всех видов ремонта) признаются расходами в том отчетном периоде, в котором они произведены.
Если выполняется капитальный ремонт, то затраты по нему учитываются при налогообложении прибыли в том периоде, в котором они произведены (пп. 1, 2 ст. 130 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК)).
Если же проводятся модернизация и реконструкция |*|, то они увеличат первоначальную стоимость здания и в затратах могут быть учтены путем начисления амортизации.
Порядок классификации работ
Бухгалтер имеет право не знать, к какому виду относятся производимые работы. В техническом кодексе установившейся практики «Здания и сооружения. Техническое состояние и обслуживание строительных конструкций и инженерных систем и оценка их пригодности к эксплуатации. Основные требования» ТКП 45-1.04-208-2010 (02250), утвержденном приказом Минстройархитектуры Республики Беларусь от 15.07.2010 № 267 (далее – ТКП 45-1.04-208-2010), указано, что контроль за техническим состоянием зданий должен осуществляться его собственником, эксплуатирующей организацией или службой технической эксплуатации путем проведения плановых и неплановых (внеочередных) технических осмотров собственными силами, а при необходимости – путем проведения обследования специализированной организацией (п. 4.7 разд. 4). Необходимость привлечения к обследованию специализированной организации возникает при обнаружении значительных и критических дефектов (п. 4.11 разд. 4).
Общий осмотр зданий проводится комиссией, состав которой установлен п. 4.9 ТКП 45-1.04-208-2010. К работе комиссии могут привлекаться специалисты-эксперты и представители ремонтно-строительных организаций. По результатам осмотра составляется акт, который подписывается всеми членами комиссии и утверждается собственником здания или уполномоченным им лицом.
Таким образом, заключение комиссии является основанием для отнесения строительно-монтажных работ к капитальному ремонту либо модернизации.
Кроме того, помочь в классификации производимых работ может и комиссия по амортизационной политике. Она создается для проведения амортизационной политики в организации из числа имеющихся в штате специалистов технических, производственно-технологических, информационно-технологических, финансово-экономических, бухгалтерских и юридических подразделений организации (далее – комиссия) (п. 6 Инструкции № 37/18/6). Указанная комиссия осуществляет функции согласно приложению 1 к данной Инструкции. В частности, в ее обязанности входит оценка технического состояния, эксплуатационных характеристик и условий функционирования объектов. Положение о комиссии и ее состав утверждает руководитель организации (вышестоящей организации), собственник имущества организации. Результаты работы комиссии по проведению амортизационной политики оформляют протоколами, в которых содержатся ссылки на записи в учетной политике организации и соответствующие первичные учетные документы. Значит, записи об отнесении проводимых работ к капитальному ремонту либо модернизации должны содержаться в протоколах, ею утверждаемых.
Ремонтируем офис – правильно определяем вид работ
И комиссия по амортизационной политике, и эксперты призваны помочь в правильной классификации работ. А если бухгалтер оказался один на один перед решением проблемы отнесения работ к капитальному ремонту либо модернизации, ему может помочь наша таблица. Рассмотрим основные виды работ при ремонте офиса, подпадающие под определения «модернизация» и «капитальный ремонт» (см. табл. 2).
10 % от стоимости реконструкции – в затраты
Отнесение работ к реконструкции, модернизации, реставрации не совсем безнадежно в части учета их стоимости при налогообложении. Конечно, стопроцентно и разово учесть их при расчете налога на прибыль |*| не получится, но в пределах 10 % – вполне возможно и законодательно разрешено.
Подпунктом 2.6 п. 2 ст. 130 НК плательщикам разрешено применить инвестиционный вычет.
Инвестиционным вычетом признается сумма, исчисленная от сформированной в бухгалтерском учете стоимости вложений в основные средства, используемые в предпринимательской деятельности, в связи с их реконструкцией, модернизацией, реставрацией по зданиям, сооружениям и устройствам передаточным, используемым в предпринимательской деятельности, и стоимости вложений в их реконструкцию – не более 10 % первоначальной стоимости (стоимости вложений в их реконструкцию).
Сумма инвестиционного вычета включается в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг) в том месяце, с которого (в котором) стоимость вложений в реконструкцию |*| увеличила в бухгалтерском учете первоначальную (переоцененную) стоимость основных средств, используемых в предпринимательской деятельности.
* Информация о затратах по реконструкции основного средства доступна для подписчиков