Ситуация 1. Исчисление налога на недвижимость по передаточным устройствам не зависит от факта их государственной регистрации
На балансе организации числились канализационные, водопроводные сети, которые не прошли государственную регистрацию. По этой причине организация в 2015 г. эти объекты не включила в объект исчисления налога на недвижимость.
Суть нарушения
Сумма недоплаты налога составила 1 500,0 тыс. руб., или 1,5 % от общей суммы исчисленных плательщиком за этот период налогов.
Обоснование нарушения
Объектами обложения налогом на недвижимость признают капитальные строения (здания, сооружения), их части, машино-места, являющиеся собственностью или находящиеся в хозяйственном ведении или оперативном управлении плательщиков-организаций.
Капитальным строением (зданием, сооружением) у организаций признается строительная система, предназначенная для проживания и (или) пребывания людей, хранения имущества, производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), выполнения различного вида производственных процессов, перемещения людей и (или) грузов, относимая в установленном порядке к капитальным строениям (зданиям, сооружениям).
К капитальным строениям (зданиям, сооружениям) также относятся иные объекты, классифицируемые в соответствии с законодательством как здания и сооружения для целей определения нормативных сроков службы основных средств, передаточные устройства – устройства электропередачи и связи, трубопроводы и газопроводы (в т.ч. магистральные), канализационные, водопроводные сети, илопроводы, цементопроводы и другие объекты, классифицируемые в соответствии с законодательством как передаточные устройства для целей определения нормативных сроков службы основных средств (п. 1 ст. 185 Налогового кодекса Республики Беларусь; далее – НК).
Таким образом, передаточные устройства для целей исчисления налога на недвижимость НК отнесены к капитальным строениям (зданиям, сооружениям) вне зависимости от факта их государственной регистрации. Соответственно каждое из них подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.
Исправление ошибки
Организация, руководствуясь пп. 10–12 Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки», утвержденного постановлением Минфина Республики Беларусь от 10.12.2013 № 80, должна внести следующие корректировочные записи в бухгалтерский учет (см. табл. 1).
В налоговом учете выявленную ошибку следует исправить путем внесения в установленном порядке изменений и (или) дополнений в налоговую декларацию (расчет) (часть первая п. 8 ст. 63 НК).
Меры ответственности
К административным правонарушениям в сфере налогообложения относятся нарушения, предусмотренные гл. 13 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП), которые в основном касаются неуплаты налогов.
Так, неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, совершенные должностным лицом юридического лица по неосторожности (за исключением выявленных в результате камеральных проверок), влекут наложение штрафа в размере от 8 до 12 базовых величин (если сумма доначисленных налогов за период выполнения должностным лицом соответствующих функций (но не более чем за проверенный период) составляет более 1 %, но не более 3 % от общей суммы исчисленных плательщиком за этот период сумм налогов).
Если неуплата или неполная уплата налога совершена должностным лицом юридического лица умышленно, размер штрафа составит от 20 до 60 базовых величин.
Справочно: не является административным правонарушением, предусмотренным ч. 1–6 ст. 13.6 КоАП, неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины), если им:
– не исполнено налоговое обязательство по причине отсутствия на его счетах средств, достаточных для исполнения своевременно направленных плательщиком (иными обязанными лицами) поручений на перечисление сумм налогов, сборов (пошлин) в полном объеме;
– внесены изменения и дополнения в налоговую декларацию (расчет) и уплачена причитающаяся сумма налога, сбора (пошлины) до назначения проверки, в результате которой могут быть обнаружены такие неуплата или неполная уплата (по административным правонарушениям, выявленным в результате камеральной проверки, – до составления акта проверки), а при отсутствии необходимости внесения в налоговую декларацию (расчет) изменений и (или) дополнений – уплачена причитающаяся сумма налога, сбора (пошлины) до составления акта камеральной проверки (ч. 2 примечания к ст. 13.6 КоАП).
Ситуация 2. Недвижимое имущество, поименованное в техпаспорте на основное строение, является объектом обложения налогом на недвижимость
В организации имеются вспомогательные строения (гараж, навес, забор). Информация об их назначении, местонахождении и размерах отражена в техническом паспорте на основное строение без проведения государственной регистрации.
Суть нарушения
Организация при исчислении налога на недвижимость за 2015 г. исключила из объекта налогообложения данные вспомогательные строения. Ошибка выявлена в ходе аудиторской проверки в декабре 2015 г.
Обоснование нарушения
Недвижимое имущество (гараж, навес, забор), поименованное в техническом паспорте на основное строение, является объектом обложения налогом на недвижимость.
Данный вывод основан на следующем.
Вещь, предназначенная для обслуживания другой (главной) вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежностью), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное (ст. 135 Гражданского кодекса Республики Беларусь).
Законодательство о государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, а также сложившаяся практика предусматривают, что служебные строения и дворовые сооружения, обладающие признаками капитального строения, расположенные на одном земельном участке с основным капитальным строением (главной вещью) и служащие целевому назначению этого капитального строения, регистрируются путем внесения сведений о таковых в технический паспорт и иную техническую документацию реестра характеристик недвижимого имущества, изготавливаемую на основное строение.
Реестр характеристик недвижимого имущества является частью единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (п. 2 Инструкции о назначении и требованиях к проведению технической инвентаризации и проверки характеристик недвижимого имущества, утвержденной постановлением Комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь от 06.04.2004 № 12 (в редакции постановления Госкомимущества Республики Беларусь от 23.08.2012 № 32)).
Важно! С 1 апреля 2016 г. данный документ утратил силу. С указанной даты следует руководствоваться Инструкцией об основаниях назначения и порядке технической инвентаризации недвижимого имущества, а также проверки характеристик недвижимого имущества при совершении регистрационных действий, утвержденной постановлением Госкомимущества Республики Беларусь от 24.03.2015 № 11 (далее – Инструкция № 11).
Мнение эксперта
Сущностью государственной регистрации является юридический акт признания и подтверждения государством факта создания, изменения, прекращения существования недвижимого имущества, возникновения, перехода, прекращения прав (ограничений, обременений) на него либо сделок с ним. При этом государственная регистрация осуществляется в т.ч. посредством совершения регистрационного действия путем внесения соответствующих записей в регистрационную книгу. Сведения о составных частях и принадлежностях капитального строения в соответствии с техническим паспортом согласно абз. 9 части первой п. 26 Инструкции о порядке формирования и ведения регистрационной книги, утвержденной приказом Госкомимущества Республики Беларусь от 14.12.2011 № 414, указываются в поле «Составные части и принадлежности» листа С регистрационной книги, заведенного в отношении основного капитального строения.
По разъяснениям Госкомимущества Республики Беларусь, ГУП «Национальное кадастровое агентство» и РУП «Минское городское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру» и в п. 2 Инструкции о порядке проведения технической инвентаризации и проверки характеристик капитальных строений (зданий, сооружений), незавершенных законсервированных капитальных строений, изолированных помещений, утвержденной постановлением Комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь от 28.07.2004 № 39*, определены следующие термины:
– служебное строение – капитальное строение (здание, сооружение), которое по отношению к основному строению имеет второстепенное значение на земельном участке и является принадлежностью основного строения. К числу служебных строений относятся сараи, бани, гаражи (индивидуального пользования), навесы и тому подобные строения;
– дворовое сооружение – постройки вспомогательного, хозяйственного назначения. К ним относятся ограждения, ворота, выгребные ямы, колодцы, внутридворовые покрытия и тому подобные сооружения.
Вне зависимости от способа формирования сведений об объектах недвижимости (главная вещь или принадлежность) в указанных случаях имеет место определение служебных строений и дворовых сооружений.
__________________________
* С 1 апреля 2016 г. документ утратил силу. См. Инструкцию № 11.
Исправление ошибки
В месяце обнаружения ошибки организация должна отразить следующие записи (см. табл. 2).
Ситуация 3. По объектам, переведенным в состав долгосрочных активов, предназначенным для реализации в течение года, налог на недвижимость уменьшать не следует
В июне 2015 г. организации перевела в состав активов, подлежащих реализации, основное средство – здание цеха, остаточная стоимость которого на 1 июля 2015 г. составила 300 000 тыс. руб.
Суть нарушения
Организация внесла изменения в расчет налога на недвижимость за 2015 г. и уменьшила сумму налога на недвижимость за III и IV кварталы на сумму, исчисленную от остаточной стоимости здания цеха. Необоснованная сумма уменьшения налога составила 1 500 тыс. руб., или 4,0 % от общей суммы исчисленных организацией сумм налогов за указанный период.
Обоснование нарушения
Факт принятия актива к бухгалтерскому учету в качестве предназначенного для реализации и отражения его на счете 47 «Долгосрочные активы, предназначенные для реализации» не является основанием для корректировки годовой суммы налога на недвижимость.
Случаи, при наступлении которых в текущем налоговом периоде должна быть произведена корректировка исчисленной годовой суммы налога на недвижимость, перечислены в пп. 6 и 7 ст. 189 НК. Перевод долгосрочных активов в состав выбывающих активов (т.е. перевод со счета 01 «Основные средства» на счет 47) в ст. 186 НК в качестве основания для применения льготы не поименован.
Исправление ошибки
Исходные и исправительные записи в бухгалтерском учете представлены в табл. 3.
Внимание! В налоговом учете данную ошибку необходимо исправить путем подачи уточненных деклараций (расчетов) по налогу на недвижимость организаций и налогу на прибыль за 2015 г. в порядке, установленном п. 8 ст. 63 НК.
Мнение эксперта
Капитальные строения (здания, сооружения) не будут учитываться при исчислении налога на недвижимость в 2015 г. только в том случае, если они отражены в бухгалтерском учете на счете 47 на начало налогового периода, т.е. на 1 января 2015 г. Перевод изолированных помещений в состав долгосрочных активов, предназначенных для реализации, в 2015 г. исчисленную годовую сумму налога на недвижимость не изменяет. Налоговая база по налогу на недвижимость (остаточная стоимость) может быть определена только в отношении объектов, имеющих остаточную стоимость. В отношении объектов, числящихся в бухгалтерском учете на счете 47, остаточная стоимость не определяется.
Справочно: долгосрочный актив (или выбывающую группу) принимают к бухгалтерскому учету в качестве предназначенного для реализации при выполнении следующих условий признания:
– балансовая стоимость долгосрочного актива (или выбывающей группы) будет возмещена в результате его реализации;
– долгосрочный актив (или выбывающая группа) имеется в наличии для реализации в текущем состоянии и на условиях, обычных для реализации аналогичных активов (или выбывающих групп);
– реализация долгосрочного актива (или выбывающей группы) имеет высокую вероятность, и ее предполагается завершить в течение 12 месяцев с даты принятия долгосрочного актива (или выбывающей группы) к бухгалтерскому учету в качестве предназначенного для реализации.
Вышеприведенные требования оговорены в п. 3 Инструкции по бухгалтерскому учету долгосрочных активов, предназначенных для реализации, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.04.2012 № 25 (далее – Инструкция № 25).
Подтверждением высокой вероятности реализации долгосрочного актива (или выбывающей группы) являются:
– наличие решения руководителя организации о реализации долгосрочного актива (или выбывающей группы);
– принятие мер по поиску покупателя и реализации ему долгосрочного актива (или выбывающей группы) по стоимости, сопоставимой с его текущей рыночной стоимостью.
Долгосрочный актив (или выбывающая группа) принимается к бухгалтерскому учету в качестве предназначенного для реализации в том отчетном периоде, в котором начинают выполняться условия признания, указанные в п. 3 Инструкции № 25.
Меры ответственности
Неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины), совершенная должностным лицом юридического лица по неосторожности, при условии, что сумма доначисленных налогов, за период выполнения должностным лицом соответствующих функций составляет более 3 %, но не более 5 % от общей суммы исчисленных сумм налогов, сборов (пошлин), влечет наложение штрафа в размере от 12 до 16 базовых величин.