В план выборочных проверок (ранее назывались плановыми) на 1-е полугодие 2019 г. будут включаться организации исходя из критериев риска, установленных для системы налогообложения, применяемой плательщиком, которые утверждены приказом МНС № 20*.
_________________
* Приказ МНС Республики Беларусь от 09.02.2018 № 20 «Об утверждении критериев оценки степени риска в целях отбора проверяемых субъектов для проведения выборочной проверки» (далее – приказ МНС № 20).
Чем отличаются новые критерии от ранее действовавших?
Критерии риска, утвержденные приказом МНС № 20, существенно отличаются от критериев, определенных Указом № 510* (в редакции от 09.03.2010) и применявшихся до 2018 г. для назначения плановых проверок.
_________________
* Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее – Указ № 510).
Ранее осуществление определенных видов предпринимательской деятельности само по себе уже являлось критерием для отнесения субъектов к высокой группе риска. Налоговый орган мог назначать плановые проверки в отношении проверяемых плательщиков, отнесенных п. 7 Указа № 510 (в редакции от 09.03.2010) (см. таблицу):
Сегодня критериями оценки степени риска в соответствии с действующими положениями Указа № 510 и Методики № 43* считается совокупность признаков, свидетельствующих о возможности нарушения, а индикатором высокой степени риска – уровень риска, превышение которого свидетельствует о высокой степени риска этого нарушения |*|.
_________________
* Методика формирования системы оценки степени риска, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.01.2018 № 43 (далее – Методика № 43).
С учетом положений названных документов становится очевидным, что ныне действующая система оценки степени риска представляет собой многоступенчатый процесс, который включает следующие действия налогового органа:
– выявление риска;
– определение плательщиков, в деятельности которых имеется риск;
– оценку степени риска для каждого из плательщиков;
– анализ имеющейся у налогового органа информации, при необходимости сбор дополнительной информации о плательщиках с высокой степенью риска.
Кроме того, налоговый орган должен проанализировать возможности выявления и (или) устранения нарушений конкретным плательщиком с использованием других форм контроля (камеральный контроль, мониторинг). Лишь в результате проведения всех перечисленных действий плательщик может быть включен налоговым органом в план выборочных проверок.
Как видим, отличия между существовавшим ранее рискоориентированным подходом и новым существенные. Это 2 абсолютно разных подхода, последний из которых основывается на выявлении и оценке «существенных недостатков» в деятельности анализируемого субъекта предпринимательской деятельности и исходя из применяемой таким субъектом системы налогообложения.
Новые критерии определены в зависимости от применяемой системы налогообложения.
Кто больше рискует попасть в план выборочных проверок: организация, применяющая общий порядок налогообложения, или организация, применяющая упрощенную систему?
По мнению автора, шансы одинаковы. Критерии риска для каждой из систем налогообложения, действующих в нашей стране, одинаковы.
Ведь основными «баллообразующими» критериями являются:
– наличие двух и более случаев в календарном году непредставления, несвоевременного представления налоговой декларации (расчета), других документов, обязанность представления которых установлена законодательством, за разные отчетные периоды по одной и той же форме в случаях и сроки, установленные законодательством;
– наличие двух и более случаев в календарном году неуплаты, несвоевременной и (или) неполной уплаты налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей в установленный законодательством срок;
– отсутствие исчисленных налогов, сборов (пошлин) при наличии сведений о ввозе, приобретении и (или) реализации товаров (работ, услуг) в календарном году, в т.ч. на территории других государств;
– несоответствие заявленных размеров выручки (доходов) от реализации, отраженных в налоговых декларациях (расчетах), сведениям о фактическом ввозе и (или) реализации товаров за календарный год;
– наличие сведений о фактах совершения сделок (операций) с субъектами, включенными в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере (по основаниям, установленным абз. 2–5 подп. 1.1 п. 1 Указа № 488*) |*|.
_________________
* Указ Президента Республики Беларусь от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» (далее – Указ № 488).
_________________
* Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).
За какой период будет оцениваться деятельность проверяемой организации?
Оценка степени риска проверяемых субъектов проводится с помощью критериев, которые установлены для организаций в зависимости от принимаемой системы налогообложения.
При этом критерии оценки степени риска определяются за календарный год, предшествующий году, в котором формируется план выборочных проверок, или текущий период года, в котором формируется план выборочных проверок. Отдельные критерии оценки степени риска, указанные в приложениях 1–7 к приказу МНС № 20, определяются за 2 или 3 календарных года, предшествующих году, в котором формируется план выборочных проверок, или текущий период года, в котором формируется план выборочных проверок (подп. 2.3, 2.4 п. 2 приказа МНС № 20).
Будут ли суммироваться баллы по примененным критериям за годы, предшествующие проверке?
Исходя из положений подп. 2.4 п. 2 приказа МНС № 20 баллы будут суммироваться.
Действующей редакцией п. 7 Указа № 510 определен 2-летний мораторий на проверки организаций, который действует со дня их государственной регистрации.
Будут ли налоговики оценивать деятельность таких организаций за этот период?
Контролирующие органы не будут оценивать данные организации, что называется «на будущее», поскольку такая обязанность отсутствует в законодательстве, регулирующем сферу проверок. Это возможно, если организации-«льготники» не допустят нарушения налогового и (или) иного законодательства, находящегося в компетенции налоговых органов.
В противном случае они могут быть проверены путем назначения внеплановой проверки в соответствии с п. 8 Указа № 510.
Справочно: мораторий не распространяется на случаи, предусмотренные в п. 8 Указа № 510, а также на организации, созданные в порядке реорганизации |**|.
** Информация о том, что могут проверить у экспортера товаров
Некоторые виды деятельности определены приказом МНС № 20 как самостоятельный критерий для включения в план выборочных проверок.
Означает ли это, что при включении в план проверок организаций, осуществляющих определенный вид деятельности, иные критерии учитываться не будут?
Другие критерии также будут учитываться.
Действительно, приказ МНС № 20 предусматривает в виде отдельных критериев риска такие виды деятельности, как:
– осуществление оптовой торговли и (или) хранения (как вид предпринимательской деятельности) алкогольной непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта;
– осуществление розничной торговли алкогольными напитками;
– производство, оптовая торговля и хранение, розничная торговля табачными изделиями;
– осуществление деятельности в сфере обращения нефтяного жидкого топлива;
– осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса.
Однако это не означает, что другие критерии не будут использоваться при оценке риска.
Будет ли при планировании налоговых проверок учитываться информация по проверкам, проведенным иными министерствами и ведомствами Республики Беларусь (Минприроды, ФСЗН и др.)?
В целях реализации норм Указа № 510, вступивших в силу в октябре 2017 г., министерства и ведомства, обладающие статусом контролирующего или надзорного органа, обязаны были разработать и утвердить критерии оценки степени риска в целях отбора проверяемых субъектов для проведения выборочной проверки. Следовательно, каждый уполномоченный государственный орган должен руководствоваться при выборе субъекта для включения в план выборочных проверок разработанными отраслевыми критериями в соответствии с компетенцией госоргана.
В то же время госорганы могут, а некоторые и должны (например, ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов») направлять в налоговый орган информацию о выявленных ими нарушениях, относящихся к компетенции налогового органа |*|.
Таким образом, нарушения, которые не относятся к компетенции налоговых органов (например, нарушения, выявленные в ходе проверки ФСЗН), не могут влиять на критерии риска для целей назначения налоговой проверки.
Справочно: данное ограничение не распространяется на органы КГК, которые вправе проводить проверки по соблюдению фактически всех норм действующего национального законодательства.
Наличие двух и более случаев в календарном году несвоевременной уплаты налогов является одним из критериев риска.
Будет ли применен данный критерий в ситуациях, когда налоги несвоевременно поступили в бюджет:
– в связи с недостаточностью средств на счете плательщика, если он своевременно направил платежные поручения на перечисление налогов, которые помещены в картотеку;
– при взыскании налогов за счет средств дебиторов?
Исходя из норм приказа МНС № 20 и Методики № 43 данные обстоятельства неуплаты не должны рассматриваться с точки зрения наличия в деятельности организации критерия риска. Кроме того, в соответствии с положениями п. 2 примечания к ст. 13.6 КоАП такая неуплата налогов, сборов, пошлин даже не влечет административную ответственность. Однако исключить такой подход на 100 %, полагаем, невозможно.
(Окончание следует.)