Необходимость принятия постановления Минфина Республики Беларусь от 21.12.2015 № 58 (далее – постановление № 58) вытекает из Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон № 57-З), п. 6 ст. 10 которого гласит: первичный учетный документ, подтверждающий выполнение работ (оказание услуг), может быть составлен подрядчиком (исполнителем) и заказчиком единолично в случаях, определенных Минфином Республики Беларусь, при условии, что договором, заключенным в письменной форме между подрядчиком (исполнителем) и заказчиком, предусмотрен такой порядок оформления выполненных работ (оказанных услуг).
Комментируемое постановление № 58, весьма лаконичное по объему, установило, что «случаем, при котором первичный учетный документ, подтверждающий выполнение работ (оказание услуг), может быть составлен подрядчиком (исполнителем) и заказчиком единолично, является заключение публичного договора между подрядчиком (исполнителем) и заказчиком».
Таким образом, для применения данных норм необходимо выполнение в совокупности следующих условий:
1) речь идет только о работах и услугах, но не о товарах, денежных средствах или иных объектах. Поэтому одностороннее составление первичных документов возможно по договорам:
– строительного подряда |*|;
* Информация о формах акта сдачи-приемки строительных и иных специальных монтажных работ в строительстве доступна для подписчиков электронного «ГБ»
– перевозки, возмездного оказания услуг и т.п.
Одностороннее подписание договоров купли-продажи, займа или лицензионного договора неправомерно.
В одностороннем порядке может быть подписан акт сдачи-приемки выполненных работ (или оказанных услуг), но не акт о приемке-передаче основных средств (или нематериальных активов);
2) такой порядок должен быть предусмотрен изначально в договоре, заключенном между сторонами в письменной форме. Если одна из сторон настаивает на включении такого условия в текст договора, то его можно считать существенным (часть вторая п. 1 ст. 402 Гражданского кодекса Республики Беларусь; далее – ГК), поэтому, пока стороны не достигнут согласия по его поводу, договор считается незаключенным. После вступления в силу постановления № 58 стороны, заинтересованные в применении новшества, могут заключить дополнительное соглашение к ранее подписанным договорам;
3) обычно стороной, заинтересованной в подписании первичного учетного документа, является подрядчик (исполнитель), так как очень часто обязанность заказчика оплатить результаты работ (услуг) зависит от наличия такого первичного документа. Но нельзя исключать ситуацию, когда заинтересованность будет проявлять заказчик (например, за задержку приемки законодательством или договором установлена пеня). Вопрос о том, кто из сторон (или сразу обе) вправе составить первичный учетный документ в одностороннем порядке, должен решаться в договоре;
4) договор между подрядчиком и заказчиком должен являться публичным. Это последнее условие существенно сужает сферу применения постановления № 58.
Понятие публичного договора
Публичным признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание, обязательное страхование и т.п.) (п. 1 ст. 396 ГК). Кроме того, договоры, заключаемые банками с клиентами, являются публичными, если иное не предусмотрено правилами, действующими в этих банках (часть вторая ст. 22 Банковского кодекса Республики Беларусь).
К публичным договорам относятся…
В иных нормативных правовых актах также содержится квалификация тех либо иных гражданско-правовых договоров как публичных:
– розничной купли-продажи (п. 2 ст. 462 ГК);
– бытового проката (п. 3 ст. 597 ГК) и бытового подряда (п. 2 ст. 683 ГК);
– перевозки транспортом общего пользования (п. 3 ст. 743 ГК, Правила автомобильных перевозок пассажиров, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 972);
– складского хранения (п. 2 ст. 798 ГК), хранения вещей в ломбарде (п. 1 ст. 809 ГК) и камерах хранения (п. 1 ст. 813 ГК);
– о предоставлении услуг гостиниц (п. 6 Правил гостиничного обслуживания в Республике Беларусь, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.04.2006 № 471) и электросвязи (п. 4 Правил оказания услуг электросвязи, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.08.2006 № 1055) и т.п.
Приведенный перечень не может быть исчерпывающим, поскольку формулировка п. 1 ст. 396 ГК открытая. Иными словами, договор становится публичным не потому, что упомянут в качестве такового в действующем законодательстве, а в силу следующих моментов:
– характера деятельности организации;
– правового статуса коммерческой организации.
Признаки публичности договора
Наиболее важные общие признаки публичных договоров следующие:
1) определенный автоматизм при заключении – подрядчик (исполнитель) не только не вправе отказать контрагенту в его заключении, но и не вправе проводить переговоры и определять его условия. Так, согласно ст. 396 ГК:
– цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законодательством допускается предоставление льгот для отдельных их категорий;
– коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законодательством;
– отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары (работы, услуги) не допускается.
Нарушение любого из этих пунктов подрядчиком (заказчиком) дает право потребителю на судебную защиту в форме понуждения к заключению договора либо признания ничтожности соответствующего условия заключенного договора;
2) стороны публичных договоров: в роли подрядчика (исполнителя) всегда выступает коммерческая организация, а заказчика – чаще всего потребитель – физическое лицо. Впрочем, в некоторых случаях (услуги связи, энергоснабжение, страхование от несчастных случаев на производстве в РУП «Белгосстрах» и др.) публичный договор может заключаться и между двумя юридическими лицами;
3) сама процедура документального оформления договорных отношений может носить упрощенный характер, так как идентификация второй стороны (потребителя) при заключении таких договоров не производится:
– в устной форме могут заключаться все сделки, исполняемые при самом их совершении (п. 2 ст. 160 ГК);
– в случаях, предусмотренных законодательными актами, Правительство Республики Беларусь может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
В настоящее время белорусскому законодательству известно более 30 форм типовых договоров. Но не все они укладываются в норму п. 4 ст. 396 ГК, поскольку не вытекают из законодательных актов и не издаются Правительством. Например, соответствует формулировке п. 4 ст. 396 ГК Типовой договор на оказание туристических услуг |*|, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.11.2014 № 1064. Такие типовые договоры содержат определенные опции, которые стороны могут заполнить (в т.ч. от руки), но достаточно проблематично вписать в унифицированные формы условие об одностороннем подписании первичных учетных документов.
* Особенности определения дня оказания туристических услуг для целей исчисления НДС доступны всем на портале GB.BY
Некоторые выводы
Если собрать воедино все условия, при одновременном наличии которых можно применять постановление № 58, то получится, что сфера его применения по большей части ограничена потребительскими договорами на выполнение работ (оказание услуг), которые коммерческие организации изначально заключают в письменной форме. Это значительно сужает возможность применения норм п. 6 ст. 10 Закона № 57-З.
Поясним сказанное.
1. Заказчик по договору строительного подряда, как правило, должен приступить к приемке работ в течение 3 дней после получения от подрядчика сообщения о их готовности к сдаче (ст. 708 ГК). Сдача результата работы подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом с указанием мотивов отказа и акт подписывает другая сторона. Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными. Другими словами, одностороннее подписание акта приводит к тому, что не подрядчик должен доказывать отсутствие мотивов отказа подписания акта, а заказчик – их наличие. Данная норма ГК не согласуется с нормой постановления № 58, поскольку договор строительного подряда не является публичным.
2. В настоящее время распространено размещение на сайте исполнителя (подрядчика) определенных правил (условий) оказания услуг. Согласно им акцептоваться они должны путем подписи клиента на первичном учетном или ином документе, подтверждающем факт оказания услуг. То есть применить постановление № 58 в данном случае проблематично.
Идеально, по мнению автора, постановление № 58 подходит для сферы бытовых услуг |**|. Документом, которым оформляется заключение договора, является заказ или подобный документ (ст. 625 ГК, п. 11 Правил бытового обслуживания потребителей, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.12.2004 № 1590; далее – Правила № 1590). Он оформляется в письменной форме (за исключением заказа на оказание бытовых услуг по методу самообслуживания, услуг парикмахерских, бань и душевых) в виде единого документа в 2 экземплярах (или в 1 экземпляре с выдачей заказчику корешка), который должен содержать определенный в Правилах № 1590 перечень условий. Перечень может быть дополнен подрядчиком (исполнителем) и условием о праве одностороннего подписания при сдаче-приемке результата работы (услуги). В этом же или ином, удостоверяющем приемку, документе должны отражаться недостатки оказанной бытовой услуги, удостоверенные подписями сторон (п. 32 Правил № 1590).
** Информация о создании реестра бытовых услуг доступна всем на портале GB.BY