Элла Александровна, какие изменения и дополнения предусматривает законопроект в Общей части НК?
1. Для исключения вопросов, связанных с определением взаимозависимости, в ст. 20 НК предлагается установить, что прямое или косвенное участие государства в организациях не является основанием для признания таких организаций взаимозависимыми лицами.
2. Для обеспечения унификации подходов к определению выручки в бухгалтерском |*| и налоговом учете в ст. 31 НК намечено установить порядок пересчета валютных обязательств в белорусские рубли, аналогичный порядку, применяемому в бухгалтерском учете.
* Информация об отражении выручки в бухгалтерском учете
Какие новации ожидаются в развитии электронных сервисов?
1. Наиболее приоритетное направление развития электронных сервисов – внедрение и развитие функционала Личного кабинета плательщика налогов, сборов (пошлин), реализованного как для организаций и индивидуальных предпринимателей, так и для физических лиц.
За 2014–2016 гг. количество электронных услуг, предоставляемых через Личный кабинет, существенно увеличилось, возросло количество его пользователей.
Так, за 1-е полугодие 2016 г. более 24 тысяч плательщиков воспользовались электронными услугами, предоставленными через Личный кабинет плательщика (за аналогичный период 2015 г. их было менее 3 тысяч, за весь 2015 г. – около 13 тысяч плательщиков).
Законопроект предусматривает законодательное закрепление статуса Личного кабинета плательщика в целях дальнейшего совершенствования порядка представления электронных документов и сведений в электронном виде при взаимодействии плательщика с налоговыми органами, определения статуса информации, представляемой через Личный кабинет, порядка доступа плательщиков.
2. В связи с внедрением с 1 июля 2016 г. системы электронных счетов-фактур по НДС предлагается отменить обязанность представления в налоговый орган крупными плательщиками книги покупок в электронном виде.
Что предполагается изменить в исчислении НДС?
1. Предложено внести корректировки в подп. 1.4 п. 1 ст. 33 НК, включив электронные услуги в перечень услуг, местом оказания которых является территория Республики Беларусь, в случае, когда они оказываются иностранными организациями белорусским покупателям.
Электронными услугами в ЕС являются:
– поставки программного обеспечения и его обновлений, музыкальных контентов, электронных публикаций, графических изображений, фильмов и игр, включая азартные игры;
– трансляция через интернет новостных и развлекательных программ;
– веб-хостинг;
– предоставление доступа к базам данных;
– дистанционное обучение.
Отмечу, что согласно правилам взимания НДС с электронных услуг, действующим в ЕС с 2015 г., местом реализации |*| данных услуг является территория страны по месту нахождения потребителя. То есть НДС по электронным услугам поступает в бюджет того государства, в котором находится их потребитель.
* Информация об определении места реализации при исчислении НДС
2. В целях развития отечественного финансового рынка предлагается не признавать объектом обложения НДС обороты от осуществления деятельности по совершению инициируемых физическими и юридическими лицами операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами (деятельности на внебиржевом рынке «Форекс»).
3. Предусмотрено облагать НДС и, как следствие, осуществлять вычет НДС по договорам энергоснабжения, заключенным абонентами с субабонентами, и по иным договорам, содержащим условия отпуска энергии.
Какие новации ожидаются в исчислении налога на прибыль?
1. Предлагается отменить:
– льготу по налогу на прибыль от услуг, оказываемых гостиницами, а также услуг по размещению туристов;
– пониженную ставку (5 %) для членов научно-технологической ассоциации «Инфопарк».
2. Предлагается не включать в состав внереализационных доходов средства, поступающие организации и (или) ее кредиторам от лиц, несущих субсидиарную ответственность по обязательствам этой организации.
Основано это на том, что если учредитель (иное обязанное лицо) располагает средствами по погашению долгов банкрота, то такой процесс может проходить длительное время. При этом каждое погашение признается налогооблагаемым доходом, а так как у банкрота средства для уплаты налога отсутствуют, вновь возникает долг.
3. Отдельные организации ежемесячно перечисляют во внебюджетный централизованный инвестиционный фонд министерств часть прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты в бюджет всех предусмотренных законодательством налогов (Указ Президента Республики Беларусь от 07.08.2012 № 357, постановление Совета Министров Республики Беларусь от 05.01.2013 № 9).
Предусмотрено не включать суммы денежных средств, полученных из инвестиционного фонда, в состав внереализационных доходов, облагаемых налогом на прибыль.
4. Одно из направлений по «размыванию» налоговой базы по налогу на прибыль – заключение гражданско-правовых договоров со своими работниками, которые одновременно являются предпринимателями, либо со своими учредителями (участниками) юридического лица, притом что в штате есть работники, которые должны выполнять такие работы. Причем выполняемые (оказываемые) ими по таким договорам работы (услуги) имеют неоправданно высокую стоимость, являются их должностными обязанностями и фактически выполняются (оказываются) на своих рабочих местах и в рабочее время.
Для ограничения подобной практики предлагается отражать в налоговом учете только экономически обоснованные затраты.
Экономически обоснованным затратами не могут быть признаны расходы при наличии хотя бы одного из следующих критериев:
– фактически не поступил товар (нематериальные активы), не выполнены работы, не оказаны услуги, не переданы имущественные права;
– работы выполнены, услуги оказаны индивидуальным предпринимателем, являющимся одновременно лицом, состоящим в трудовых отношениях с плательщиком, и такие услуги, работы относятся к трудовым обязанностям такого лица;
– работы выполнены, услуги оказаны плательщику (за исключением акционерного общества) организацией (за исключением акционерного общества), являющейся учредителем (участником) плательщика либо в отношении которой плательщик является учредителем (участником), если такие работы, услуги относятся к обязанностям работника, состоящего с плательщиком в трудовых отношениях.
5. Предлагается внести корректировки в ст. 1411 НК, которой определен порядок применения механизма переноса убытков |*| на прибыль последующих лет.
* Информация о переносе убытков
Указанные корректировки предусматривают при исчислении суммы убытка для целей переноса:
– учитывать суммы НДС по внереализационным доходам, участвующим в расчете;
– не учитывать убытки, полученные за рубежом, не только в части убытков, полученных от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, но и в части внереализационных доходов и расходов, которые участвуют в определении убытка к переносу.
Кроме того, источником покрытия убытков намечено установить всю налоговую базу, включая льготируемую прибыль, поскольку убыток мог быть сформирован, в т.ч. за счет получения убытка по льготируемому виду деятельности в прошедших налоговых периодах.
Для организаций, находящихся в процедуре ликвидации, предлагается установить возможность переноса убытков не по результатам налогового периода (календарного года), а по результатам периода с начала года до момента ликвидации.
При ликвидации организации до окончания календарного года плательщик не вправе перенести убыток, полученный за прошлые налоговые периоды, поскольку налоговый период еще не закончился. Отмечу, что прямой запрет на перенос убытков ликвидируемой организацией в настоящее время НК не установлен.
Элла Александровна, в 2016 г. одним из проблемных вопросов для плательщиков является невозможность отнесения на затраты расходов на оплату дополнительных отпусков за ненормированный рабочий день.
Может что-то поменяется в следующем году?
При налогообложении не учитывают затраты на оплату дополнительных отпусков за ненормированный рабочий день, продолжительный стаж работы в одной организации, поощрительных отпусков (подп. 1.72 п. 1 ст. 131 НК).
Вместе с тем Декретом Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» установлена обязанность нанимателя по предоставлению дополнительного поощрительного отпуска.
В целях отнесения на затраты оплаты дополнительных поощрительных отпусков, предоставление которых – обязанность нанимателя, предлагается внести дополнение в подп. 1.72 п. 1 ст. 131 НК. Одновременно будет уточнено, что предусмотренное этим подпунктом ограничение распространяется и на выплату компенсаций по перечисленным в подпункте отпускам.
По аналогичным основаниям предлагается внести дополнение в подп. 1.73 п. 1 ст. 131 НК. Оно позволит учитывать при налогообложении единовременное пособие на оздоровление, обязанность по выплате которого предусмотрена законодательными актами и постановлениями Совета Министров.
Что нового предусматривается в исчислении подоходного налога с физических лиц?
1. Для обеспечения безопасности труда и предупреждения профессиональных заболеваний, а также в целях охраны здоровья работников наниматель обязан помимо предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) проводить и внеочередные медицинские осмотры при ухудшении здоровья в отношении отдельной категории работников (как правило, работающих на работах с вредными и (или) опасными условиями труда).
Такие внеочередные осмотры относятся к обязательным и проводятся за счет средств нанимателя. С учетом этого предложено исключить их стоимость из объекта обложения подоходным налогом |*|, изложив подп. 2.11 п. 2 ст. 153 НК в новой редакции.
* Информация об исчислении подоходного налога в 2016 г.
2. В целях обеспечения единого подхода налогообложения в отношении единовременных пособий на оздоровление, выплачиваемых государственным служащим, предполагается внести дополнение в подп. 1.1 п. 1 ст. 163 НК. В соответствии с ним единовременное пособие на оздоровление, выплачиваемое из средств бюджета внебюджетного государственного фонда социальной защиты населения, будет освобождаться от налогообложения.
3. Предполагается увеличить годовой размер льготируемого дохода в виде оплаты организациями за своих работников страховых услуг (подп. 1.191 п. 1 ст. 163 НК) и социального налогового вычета на страхование (подп. 1.2 п. 1 ст. 165 НК) с 1 813 руб. до 2 874 руб., что соответствует 12-кратному размеру месячной минимальной заработной платы (в настоящее время – 239,48 руб.).
Какие поправки намечено внести в НК в части исчисления и уплаты налога на недвижимость и земельного налога?
1. В настоящее время при установлении по результатам инвентаризации неучтенных капитальных строений (зданий, сооружений) налог на недвижимость исчисляют (доначисляют) начиная с отчетного периода, в котором такие объекты должны были быть отражены в бухгалтерском учете (с учетом имеющихся доказательств наличия объекта на соответствующую дату), но не ранее 1992 г. (год введения в действие Закона Республики Беларусь «О налоге на недвижимость»).
Учитывая сложность установления достоверной даты приобретения, получения или создания объектов, оказавшихся в излишках по результатам инвентаризации, и, как следствие, определения периода, за который следует представлять налоговую декларацию по налогу на недвижимость с внесенными дополнениями, предложено установить максимальный срок, равный 3 годам, за который следует исчислить налог по объектам, выявленным в процессе инвентаризации.
2. Предусмотрен переход в определении налоговой базы земельного налога от кадастровой стоимости в долларах США к кадастровой стоимости в белорусских рублях.
Что предполагают изменить в исчислении налога при УСН?
Проектом предусмотрено следующее:
– проиндексировать критерии применения УСН на 12,6 %;
– установить равные условия для организаций и ИП, не уплачивающих налог на недвижимость в связи с применением УСН, и организаций и ИП на общем порядке налогообложения, которые пользуются льготами по налогу на недвижимость.
Предложено установить обязательность уплаты налога на недвижимость по неиспользуемым (неэффективно используемым) капитальным строениям (зданиям, сооружениям), их частям организациями и ИП, применяющими УСН;
– включить в ст. 288 НК положения, регламентирующие порядок определения суммовых разниц для плательщиков налога при УСН, аналогичный порядку, установленному в отношении НДС.
Спасибо за интервью!
Интервью провел Михаил Щербаков,
редактор журнала «Главный Бухгалтер»
От редакции: с другими предполагаемыми изменениями налогового законодательства можно ознакомиться в рубрике «События. Подробности» на с. 23 данного номера журнала.