- налогообложение
- бухучет-2015
- валютное законодательство
- Организация деятельности субъектов хозяйствования
налогообложение
Ликвидация организации и отнесение расходов на затраты при налогообложении прибыли
1 (151). Собственники организации приняли решение о ее ликвидации. Во время работы ликвидационной комиссии организации по-прежнему необходимо оплачивать коммунальные расходы и арендные платежи, а также другие расходы, связанные с окончанием деятельности организации.
Относят ли такие расходы на затраты, учитываемые при налогообложении прибыли?
Относят.
Внереализационными расходами в целях налогового законодательства признают расходы, потери, убытки, произведенные плательщиком для осуществления своей деятельности и непосредственно не связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 1 ст. 129 Налогового кодекса Республики Беларусь; далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ" – НК).
В состав внереализационных расходов включают другие расходы, потери, убытки плательщика при осуществлении своей деятельности, непосредственно не связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав (подп. 3.27 п. 3 ст. 129 НК). К ним относят плату за аренду помещений, коммунальные платежи и другие расходы, связанные с окончанием деятельности организации.
Такие расходы отражают не ранее даты их фактического осуществления (возникновения) |*|.
* Материал о начислении амортизации в случае ликвидации основных средств доступен для подписчиков электронного "ГБ"
Плательщик УСН арендует у плательщика УСН недвижимость
2 (152). Организация, применяющая УСН, арендует помещение для офиса у индивидуального предпринимателя, также применяющего УСН.
Кто в данном случае является плательщиком налога на недвижимость?
Плательщиками налога на недвижимость признают организации и физических лиц с учетом особенностей, установленных ст. 184 НК.
Так, в частности, по зданиям и их частям, расположенным на территории Республики Беларусь и взятым организациями в аренду у физических лиц (как признаваемых, так и непризнаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь), плательщиком признается организация-арендатор (абз. 3 части первой п. 1 ст. 184 НК) |*|.
* Порядок уплаты налога на недвижимость при аренде недвижимости у физического лица доступен для подписчиков электронного "ГБ"
Как правило, организации, применяющие УСН, исчисляют и уплачивают налог на недвижимость в общем порядке. Исключением из этого правила, в частности, являются организации – плательщики УСН, у которых объекты недвижимости находятся в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении, а также взяты в аренду у физических лиц, при этом общая площадь данных объектов не превышает 1 500 м2 (подп. 3.13.1 п. 3 ст. 286 НК).
Они не производят по таким объектам (за исключением сданных в аренду) исчисление и уплату налога на недвижимость.
Справочно: при подсчете общей площади учитываются площади капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест, расположенных на территории Республики Беларусь:
– подпадающих под определения, указанные в абз. 2 и 3 подп. 3.13.1 п. 3 ст. 286 НК и находящихся у организации – плательщика УСН в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении;
– взятых в пользование в случаях, указанных в части первой п. 1 и п. 7 ст. 184 НК.
Таким образом, организация – плательщик УСН, арендующая помещение у индивидуального предпринимателя – плательщика УСН, не будет являться плательщиком налога на недвижимость при соблюдении 2 условий одновременно:
1) если общая площадь помещений, определенная с учетом п. 1 ст. 184 НК, не превышает 1 500 м2;
2) если она не сдает помещения в аренду.
Наличие указанных обстоятельств не делает индивидуального предпринимателя плательщиком налога на недвижимость.
Рекламный щит и налог на недвижимость
3 (153). Организация, оказывающая рекламные услуги, размещает наружную рекламу на рекламных щитах, находящихся в ее собственности. Рекламные щиты классифицируются как сооружения (шифр 20335), государственной регистрации не подлежат.
Является ли средство наружной рекламы (щит) объектом обложения налогом на недвижимость в 2014–2015 гг.?
Является.
В 2014 и 2015 гг. сооружение (рекламный щит) с шифром 2 является объектом для исчисления налога на недвижимость, причем независимо от наличия обязанности его государственной регистрации.
Обоснуем наш ответ.
С 1 января 2014 г. понятие "капитальные строения (здания, сооружения)" для целей исчисления налога на недвижимость было расширено.
Так, для исчисления налога на недвижимость:
– капитальным строением (зданием, сооружением) признается строительная система, предназначенная для проживания и (или) пребывания людей, хранения имущества, производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), выполнения различного вида производственных процессов, перемещения людей и (или) грузов, относимая в установленном порядке к капитальным строениям (зданиям, сооружениям);
– к капитальным строениям (зданиям, сооружениям) также относятся иные объекты, классифицируемые в соответствии с законодательством как здания и сооружения для целей определения нормативных сроков службы основных средств, передаточные устройства – устройства электропередачи и связи, трубопроводы и газопроводы (в т.ч. магистральные), канализационные, водопроводные сети, илопроводы, цементопроводы и другие объекты, классифицируемые в соответствии с законодательством как передаточные устройства для целей определения нормативных сроков службы основных средств (п. 1 ст. 185 НК).
Классификация зданий, сооружений, передаточных устройств с указанием установленных нормативных сроков службы основных средств проводится в соответствии с постановлением Минэкономики Республики Беларусь от 30.09.2011 № 161 "Об установлении нормативных сроков службы основных средств и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь" (далее – постановление № 161).
В целях исчисления налога на недвижимость применяется номенклатура основных средств, относимых к зданиям (шифр 1), сооружениям (шифр 2) и передаточным устройствам (шифр 3) в соответствии с названым постановлением.
В группе "Сооружения" (шифр 2) рекламные стенды поименованы в подгруппе "Сооружения прочие" (шифр 203) как "Специальные и рекламные стенды; аншлаги" под шифром 20335.
Именно эти стенды под шифром 20335 признавались в 2014 г. объектом обложения налогом на недвижимость.
С 1 января 2015 г. у организаций не признаются объектом обложения налогом на недвижимость капитальные строения (здания, сооружения), классифицируемые в соответствии с законодательством как здания сборно-разборные и передвижные для целей определения нормативных сроков службы основных средств (подп. 2.2 п. 2 ст. 185 НК). К таким зданиям следует относить здания, поименованные в постановлении № 161 с шифрами 10007–10014.
То есть рекламные стенды, содержащиеся в группе "Сооружения" под шифром 20335, не подпадают под исключения 2015 г. и, как и в 2014 г., являются объектом обложения налогом на недвижимость |*|.
* Новации, произошедшие в исчислении налога на недвижимость, доступны для подписчиков электронного "ГБ":
Определение валовой выручки при УСН
4 (154). Строительная организация, применяющая УСН, выполняет хозяйственным способом работы по строительству склада для хранения строительных материалов.
Надо ли включать стоимость работ, выполненных при строительстве склада, в валовую выручку для определения налогооблагаемой базы для исчисления налога при УСН?
Не надо.
Налоговая база налога при УСН определяется как денежное выражение валовой выручки |*|.
* Порядок определения налоговой базы налога при УСН при выполнении строительных работ на территории Беларуси и России доступен для подписчиков электронного "ГБ"
Валовой выручкой в целях УСН признается сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов (п. 2 ст. 288 НК).
При выполнении проектных и строительных работ с участием субподрядчиков у подрядчика для целей определения налоговой базы и валовой выручки включают сумму, полученную (причитающуюся) за выполнение этих работ собственными силами, а также превышение суммы, полученной (причитающейся) за выполнение таких работ:
– над суммой, уплаченной (причитающейся) субподрядчику за выполнение указанных работ;
– суммой, полученной (причитающейся) за их выполнение собственными силами (абз. 4 части шестой п. 2 ст. 288 НК).
Реализацией товаров (работ, услуг) признается отчуждение товара одним лицом другому лицу (выполнение работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу) на возмездной или безвозмездной основе вне зависимости от способа приобретения прав на товары (результаты выполненных работ, оказанных услуг) или формы соответствующих сделок (п. 1 ст. 31 НК).
Поскольку при строительстве склада собственными силами отсутствует факт реализации строительных работ, т.е. их реализация – отчуждение другому лицу, стоимость выполненных работ не включают в валовую выручку для определения налогооблагаемой базы для исчисления налога при УСН |*|.
* Новые условия в применении УСН доступны для подписчиков электронного "ГБ"
Заполнение декларации по УСН при реализации ценных бумаг
5 (155). Организация, применяющая УСН, реализовала принадлежащие ей ценные бумаги.
Следует ли продажу ценных бумаг отражать в налоговой декларации (расчете) по налогу при УСН?
Нет, не следует.
Налоговая база налога при УСН определяется как денежное выражение валовой выручки. Валовой выручкой в целях УСН признается сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов.
В валовую выручку не включается выручка организаций от реализации (погашения) ценных бумаг (п. 2 ст. 288 НК).
При заполнении раздела I налоговой декларации (расчета) по налогу при УСН в стр. 1 отражают налоговую базу, определяемую в соответствии с п. 2 и частью второй п. 3 ст. 288 НК (п. 54 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утвержденной постановлением МНС Республики Беларусь от 24.12.2014 № 42) |*|.
* Новая форма декларации по налогу при УСН и порядок ее заполнения в 2015 г. доступны для подписчиков электронного "ГБ"
Поскольку выручка организаций от реализации (погашения) ценных бумаг не включается в валовую выручку (т.е. в налоговую базу при исчислении налога при УСН), то соответственно ее не надо указывать в декларации, так как в стр. 1 отражается налоговая база, определяемая в соответствии с п. 2 ст. 288 НК |*|.
* Новые правила заполнения справочной информации в декларациях по УСН и по налогу на прибыль, касающейся подоходного налога, доступны для подписчиков электронного "ГБ"
Определение места реализации услуг в целях исчисления НДС
6 (156). Литовская организация оказала услуги по разработке проекта реставрации с учетом модернизации промышленного объекта для белорусской организации.
Следует ли производить исчисление НДС при приобретении таких услуг, если они были фактически оказаны на территории Литовской Республики?
Да, следует.
При реализации услуг на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в белорусских налоговых органах, обязанность по исчислению и перечислению в бюджет НДС возлагают на состоящих на учете в белорусских налоговых органах организации и индивидуальных предпринимателей, приобретающих данные услуги (п. 1 ст. 92 НК).
В нашем случае услуги, оказанные резиденту нерезидентом, относятся к инжиниринговым услугам.
Местом реализации работ, услуг, имущественных прав признается территория Республики Беларусь, если покупатель (приобретатель) работ, услуг, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности осуществляет деятельность на территории Республики Беларусь и (или) местом его нахождения (местом жительства) является Республика Беларусь (подп. 1.4 п. 1 ст. 33 НК). Эти положения применяются в т.ч. в отношении оказания инжиниринговых услуг.
Следовательно, местом реализации этих услуг признается территория Республики Беларусь |*|.
* Порядок определения места реализации работ (услуг) в Евразийском экономическом союзе доступен для подписчиков электронного "ГБ"
Соответственно белорусской организации следует произвести исчисление НДС при приобретении услуг по разработке проекта реставрации с учетом модернизации промышленного объекта.
Справочно: инжиниринговые услуги – инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации товаров (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, а также предпроектные и проектные услуги (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки, технические испытания и анализ их результатов) (п. 3 ст. 33 НК).
бухучет-2015
Антикризис
Операция скрытого факторинга
7 (157). По внешнеторговому контракту белорусская организация отгрузила резиденту Казахстана товары на сумму 50 000 долл. США с возможностью оплаты за них в течение 45 дней. В связи с потребностью в оборотных средствах белорусская организация заключила договор факторинга с банком-резидентом. Резидент Казахстана не извещен об уступке прав требования банку. Согласно договору факторинга банк зачисляет денежные средства в иностранной валюте за вычетом дисконта в размере 2 %. Покупная стоимость реализованных товаров составляет 550 000 000 руб.
Курс доллара США, установленный Нацбанком, составляет на дату:
– отгрузки товаров покупателю – 14 700 руб.;
– поступления денежных средств от банка – 14 740 руб.;
– обязательной продажи и зачисления на текущий валютный счет – 14 800 руб.;
– поступления денежных средств от покупателя – 14 950 руб.;
– перечисления денежных средств банку – 14 900 руб.
Курс продажи доллара США составляет 14 780 руб. Все операции осуществлялись в течение отчетного месяца. Организация отражает курсовые разницы, возникающие при переоценке дебиторской и кредиторской задолженности, на счете 91.
Как отразить в бухгалтерском учете данные операции?
По договору факторинга одна сторона (фактор) – банк или небанковская кредитно-финансовая организация обязуется другой стороне (кредитору) вступить в денежное обязательство между кредитором и должником на стороне кредитора путем выплаты кредитору суммы денежного обязательства должника с дисконтом.
В отличие от открытого факторинга при скрытом факторинге должник может быть не уведомлен о заключении договора факторинга, по которому права кредитора переходят к фактору (ст. 153, 154 Банковского кодекса Республики Беларусь).
В бухгалтерском учете данные операции отражают следующим образом (см. таблицу):
__________________________
* 52/тр – валютный транзитный счет.
** 52/тек – валютный текущий счет |*|.
* Материал об отражении в учете факторинга доступен для подписчиков электронного "ГБ"
Сергей Козырев, канд. экон. наук, DipIFR, аудитор
валютное законодательство
Указ № 103 расширил права организаций в части отражения курсовых разниц
8 (158). До 2015 г. курсовые разницы при осуществлении вложений в объекты незавершенного строительства, основных средств в обязательном порядке относились на счет 08 "Вложения в долгосрочные активы" (за исключением курсовых разниц по процентам по полученным займам и кредитам).
Является ли обязательным для применения порядок бухгалтерского учета курсовых разниц, определенный Указом Президента Республики Беларусь от 27.02.2015 № 103 "О пересчете стоимости активов и обязательств" (далее – Указ № 103), при осуществлений вложений в объекты незавершенного строительства, основных средств?
Не является.
До 2015 г. при изменении Нацбанком курсов иностранных валют и отражении в бухгалтерском учете курсовых разниц |*| возникающие при переоценке имущества и обязательств в иностранной валюте разницы относились коммерческими организациями по кредиторской задолженности (в т.ч. по полученным кредитам, займам и процентам по ним), дебиторской задолженности по выданным авансам на выполнение работ и приобретение оборудования и материалов, возникшим при осуществлении капитальных вложений в не завершенные строительством объекты, основные средства и нематериальные активы до ввода (передачи) их в эксплуатацию, – на стоимость капитальных вложений; после ввода (передачи) основных средств и нематериальных активов в эксплуатацию, – в конце отчетного квартала и (или) года на стоимость основных средств и нематериальных активов (за исключением процентов по полученным займам и кредитам) (подп. 1.2.3 п. 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 30.06.2000 № 15 "О порядке проведения переоценки имущества и обязательств в иностранной валюте").
* Информация о том, что курсовые разницы в январе 2015 г. можно учитывать на счетах 97 "Расходы будущих периодов", 98 "Доходы будущих периодов", доступна для подписчиков электронного "ГБ"
С 1 января 2015 г. по 31 декабря 2016 г. коммерческие организации (за исключением банков, небанковских кредитно-финансовых организаций) вправе относить суммы разниц, образующихся при пересчете выраженной в иностранной валюте стоимости обязательств, возникающих при осуществлении вложений в объекты незавершенного строительства, основных средств, в официальную денежную единицу Республики Беларусь в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, до принятия этих объектов к бухгалтерскому учету в качестве основных средств на стоимость вложений в долгосрочные активы, а после принятия их к бухгалтерскому учету в качестве основных средств – на стоимость вложений в долгосрочные активы в течение отчетного года с включением в первоначальную или переоцененную стоимость основных средств в конце отчетного года (п. 1 Указа № 103).
Таким образом, порядок учета рассматриваемых курсовых разниц в соответствии с Указом № 103 является правом организации. Применять его не обязательно. Данные курсовые разницы могут отражаться по кредиту (дебету) счета 91 "Прочие доходы и расходы" на основании п. 14 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102, и п. 7 Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности "Влияние изменений курсов иностранных валют", утвержденного постановлением Минфина Республики Беларусь от 29.10.2014 № 69.
Виталий Раковец, аудитор ООО "АудитИнком"
Проведение валютной операции при отсутствии в договоре условий расчета
9 (159). Юридическое лицо – резидент (лицензиат) заключило договор с юридическим лицом – нерезидентом (лицензиаром), по которому лицензиар предоставляет лицензиату на срок действия договора за уплачиваемое вознаграждение исключительную лицензию на использование на территории действия договора товарных знаков для обозначения производимых лицензиатом товаров и услуг. Лицензиат-резидент обратился в банк Республики Беларусь для совершения платежа нерезиденту-лицензиару. В представленном договоре отсутствуют условия расчета.
Рассмотрим вопросы, возникшие в приведенной ситуации.
9.1. Возможно ли проведение данной валютной операции |*|?
Возможно.
* Информация о проведении отдельных валютных операций, не требующих получения разрешения Нацбанка, доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Резидент-лицензиат вправе произвести платеж нерезиденту-лицензиару, и банк не вправе отказать в проведении данной валютной операции. Обоснуем сделанный вывод.
При заключении внешнеторгового договора резиденты Республики Беларусь обязаны предусмотреть следующие условия:
– стоимость товаров (ориентировочную стоимость в случае невозможности установить действительную стоимость товаров в силу специфики товарной номенклатуры);
– условия расчета, под которыми понимается обязательство осуществления одной стороной расчета до исполнения либо по факту исполнения обязательства другой стороной с учетом норм, изложенных в п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 "О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций" (далее – Указ № 178).
Обязанность по указанию условий расчетов относится только к внешнеторговым договорам, предусматривающим возмездную передачу товаров. Данное разъяснение приведено в письме Нацбанка Республики Беларусь от 19.12.2011 № 21-17/254 "О применении законодательства".
Вещи и исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг являются самостоятельными объектами гражданских прав.
При проведении валютной операции в представляемом клиентами (за исключением физических лиц) внешнеэкономическом договоре банк обязан проверить (кроме валютных операций, связанных с поступлением денежных средств):
– соответствие валюты расчета валютному законодательству;
– наличие наименования, местонахождения (юридического адреса) и банковских реквизитов нерезидента-контрагента; для внешнеторговых договоров – также наличие условий расчетов.
Справочно: под банковскими реквизитами нерезидента-контрагента понимается наименование банка и БИК (или SWIFT-код). При осуществлении клиентом платежей не на счет нерезидента-контрагента по договору, а в адрес третьих лиц либо при проведении валютной операции по снятию наличных денежных средств для осуществления расчетов с физическим лицом банк не проверяет наличие во внешнеэкономическом договоре банковских реквизитов нерезидента-контрагента по договору;
– наличие общей стоимости (ориентировочной стоимости) товаров во внешнеторговых договорах, предусматривающих возмездную передачу товаров (за исключением внешнеторговых договоров, на которые не распространяется действие Указа № 178).
9.2. Вправе ли банк отказать в проведении такой операции, потому что в договоре отсутствуют условия расчета?
Такого права у банка нет.
Банк имеет право отказать в проведении валютной операции по основаниям, перечисленным в п. 28 Инструкции о порядке регистрации сделки и выполнении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля, утвержденной постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 16.04.2009 № 46.
Например, банк отказывает клиенту в проведении валютной операции в случаях:
– несоответствия валюты расчета валютному законодательству (кроме валютной операции, связанной с поступлением денежных средств);
– непредставления клиентом в банк документов с необходимой банку информацией для осуществления функций агента валютного контроля, несоответствия представленных документов (платежных инструкций) установленным требованиям;
– получения от клиента поручения на перечисление денежных средств со счета, если исполнение поручения не соответствует режиму функционирования счета клиента;
– несоответствия источника поступления (цели снятия наличной иностранной валюты) ни одному из источников (целей), предусмотренных актами валютного законодательства;
– отсутствия регистрации сделки, если необходимость регистрации сделки предусмотрена законодательством (кроме валютной операции, связанной с поступлением денежных средств).
Перечисление иностранной валюты в качестве заработной платы
10 (160). Представительство иностранного юридического лица – нерезидента обратилось в белорусский банк с просьбой о перечислении денежных средств в иностранной валюте в качестве заработной платы |*| на счета физических лиц – резидентов, открытые в банке Республики Беларусь.
* Информация о выплате заработной платы в валюте доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Правомерны ли данные расчеты?
Правомерны при условии заключения трудовых договоров за пределами Республики Беларусь.
Если трудовые договоры заключены с работниками за пределами Республики Беларусь, то выплату заработной платы данным работникам можно производить в иностранной валюте. В платежных поручениях на выплату заработной платы в иностранной валюте необходимо наличие следующей записи: "Выплата заработной платы по договорам, заключенным за пределами Республики Беларусь". Расчеты в данном случае правомерны. Банк должен осуществить платеж. Выплата заработной платы работникам, с которыми трудовые договоры заключены на территории Республики Беларусь, производится в белорусских рублях (письмо Нацбанка Республики Беларусь от 01.09.2014 № 31-15/336 "О выплате заработной платы в иностранной валюте").
Приведенный вывод основан на следующих нормах законодательства.
Нормы Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) предусматривают выплату заработной платы в белорусских рублях (ст. 74 ТК).
В отношении всех работников и нанимателей, заключивших трудовой договор на территории Республики Беларусь, если иное не установлено актами законодательства или международными договорами, следует применять нормы ТК (ст. 3 ТК).
Справочно: использование иностранной валюты, ценных бумаг и (или) платежных документов в иностранной валюте в отношениях между субъектом валютных операций и физическим лицом на территории Республики Беларусь разрешается в следующих случаях:
– при совершении неторгового характера между субъектами валютных операций – нерезидентами и физическими лицами – резидентами;
– между субъектами валютных операций – резидентами и физическими лицами – нерезидентами (подп. 31.20 п. 31 Правил проведения валютных операций, утвержденных постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 30.04.2004 № 72).
К нерезидентам относятся юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местом нахождения за пределами Республики Беларусь, а также их филиалы и представительства, находящиеся в Республике Беларусь и за ее пределами (ст. 1 Закона Республики Беларусь от 22.07.2003 № 226-З "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее – Закон)).
К операциям неторгового характера относятся: перевод и получение денежных средств для выплаты заработной платы, денежного довольствия, стипендий, пенсий, алиментов, государственных пособий, доплат и компенсаций, а также денежных средств по возмещению вреда (ст. 6 Закона).
Организация деятельности субъектов хозяйствования
Плата за трансляцию спортивных соревнований
11 (161). Спортивная организация на платной основе передала права на трансляцию спортивных соревнований.
Рассмотрим вопросы, возникшие в приведенной ситуации.
11.1. Вправе ли спортивная организация требовать плату за трансляцию спортивных соревнований с ее участием?
Вправе.
Указ Президента Республики Беларусь от 15.04.2013 № 191 "Об оказании поддержки организациям физической культуры и спорта" разрешает спортивным организациям с целью получения доходов для финансирования уставной деятельности передавать, в т.ч. на возмездной основе, права на теле-, радио- и иные способы трансляции спортивных соревнований.
Спортивная организация в данном случае распоряжается своим личным неимущественным правом, в результате чего организация эфирного или кабельного телевидения создает объект так называемых смежных прав – исключительное право на передачу. Смежные права представляют собой разновидность авторских прав (ст. 29 Закона Республики Беларусь от 17.05.2011 № 262-З "Об авторском праве и смежных правах"). С этого момента организации эфирного или кабельного вещания или иному правообладателю принадлежит исключительное право на передачу, означающее их право использовать передачу по своему усмотрению в любой форме и любым способом (запись, воспроизведение, распространение и т.п.). При этом организации эфирного или кабельного вещания или иному правообладателю принадлежит право разрешать или запрещать другим лицам использовать передачу.
11.2. Существуют ли какие-либо льготы по налогообложению в данном случае?
Существуют.
Такие льготы связаны с освобождением от НДС оборотов по реализации имущественных прав на объекты авторского права и смежных прав организациям, перечисленным в подп. 1.7.1–1.7.3 п. 1 ст. 94 НК, а также в указах Президента Республики Беларусь от 25.11.2004 № 573 "Об освобождении от обложения НДС оборотов по реализации имущественных прав на некоторые объекты интеллектуальной собственности" |*| и от 14.04.2011 № 145 "О некоторых вопросах налогообложения в сферах культуры и информации".
* Информация о том, как учитываются имущественные права на объекты интеллектуальной собственности, доступна для всех читателей GB.BY
Договор оказания туристических услуг
12 (162). Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.11.2014 № 1064 утверждены Правила оказания туристических услуг |*| (далее – Правила), а также Типовая форма договора оказания туристических услуг (далее – Типовая форма).
* Разъяснение порядка применения правил оказания туруслуг в Беларуси доступно для всех читателей GB.BY
Рассмотрим возникшие вопросы.
12.1. Обязана ли туристическая компания использовать Типовую форму либо вправе разработать свою собственную?
Обязана.
Договор на оказание туристических услуг относится к числу публичных договоров, для которых законодательством предусмотрен рад ограничений при их заключении. В частности, в случаях, предусмотренных законодательными актами, Правительство Республики Беларусь может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.) (п. 4 ст. 396 Гражданского кодекса Республики Беларусь). Такими законодательными актами, предусматривающими эту возможность, являются законы Республики Беларусь от 09.01.2002 № 90-З "О защите прав потребителей" (далее – Закон № 90-З) (ст. 39) и от 25.11.1999 № 326-З "О туризме" (часть пятая ст. 17). Туристическая компания может лишь дополнять Типовую форму путем заполнения соответствующих пустых строк данной формы либо составления соответствующих приложений к ней (п. 24 Правил).
Можно сказать, что Типовая форма – это нечто среднее между договором и нормативным правовым актом.
12.2. В Типовой форме не предусмотрен размер ответственности за нарушение обязательств сторонами.
Вправе ли туристическая компания предусмотреть такой размер ответственности в договоре?
Вправе, если это не противоречит законодательству.
Закон № 90-З устанавливает размер такой ответственности, который не может быть уменьшен, но может быть увеличен (п. 6 ст. 30). Кроме того, п. 1 ст. 19 Закона № 90-З признает ничтожными любые условия договора, ограничивающие права потребителя по сравнению с правами, установленными законодательством в области защиты прав потребителей.
Сергей Овсейко, канд. юрид. наук, канд. экон. наук
Формирование документов для передачи в архив
13 (163). Структурное подразделение подготавливает документы для передачи в архив головной организации.
Каким образом возможно разделить документы |*| на части и тома?
* Информация о порядке архивирования и хранения документов доступна для всех читателей GB.BY
Заводимые в соответствии с утвержденной номенклатурой дела организации могут быть разделены на тома или части. При большом количестве листов дело делят на тома (объем дела не должен превышать 300 листов при толщине не более 40 мм), т.е. деление на тома осуществляют механически, как правило, в хронологическом порядке расположения документов. Номер тома дела указывают на его обложке. Порядок деления дела на части не регламентирован нормативными правовыми актами Республики Беларусь. При соотнесении понятий "часть" и "том" необходимо учитывать следующее.
Деление дела на части предполагает его логическое деление. Такое деление на практике применяют не так часто, как деление на тома. Оно необходимо в том случае, когда дело имеет значительный объем и удобнее пользоваться долей дела, выделенной в рамках решения определенного вопроса. Кроме того, возможно деление частей дела на тома при большом количестве листов части. При необходимости часть дела может быть выделена и из дела, не превышающего допустимого объема.
Екатерина Дернович, экономист