налогообложение
Применение резидентом СЭЗ ставки НДС в размере 10 %
1 (273). Организация – резидент СЭЗ выпускает импортозамещающую продукцию – автомобили GEELY. Данные автомобили она планирует продавать физическим лицам в лизинг.
Вправе ли организация в отношении указанных операций применить ставку НДС в размере 10 %?
Вправе.
Особенности налогообложения в СЭЗ установлены ст. 327 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ" – НК). Они, если иное не предусмотрено пп. 4, 5 и 51 ст. 327 НК:
1) распространяются на реализацию резидентами СЭЗ на территории Республики Беларусь товаров собственного производства, которые произведены ими на территории СЭЗ и являются импортозамещающими в соответствии с перечнем, определенным Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь (подп. 3.2 п. 3 ст. 326 НК).
Справочно: в настоящее время действует перечень, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.01.2015 № 12 "Об утверждении перечня импортозамещающих товаров, производимых резидентами свободных экономических зон и поставляемых на внутренний рынок Республики Беларусь";
2) применяются при наличии:
– заключенного резидентом СЭЗ договора, на основании которого осуществляется реализация товаров на территории Республики Беларусь;
– документов, подтверждающих реализацию товаров на территории Республики Беларусь (товарно-транспортные накладные и (или) иные документы).
Автомобили легковые GEELY входят в перечень импортозамещающих товаров (код ТН ВЭД 8703).
Обороты по реализации резидентами СЭЗ на территории Республики Беларусь товаров собственного производства, которые произведены ими на территории СЭЗ и являются импортозамещающими согласно перечню импортозамещающих товаров, кроме случаев, указанных в п. 5 ст. 326 НК, подлежат обложению НДС по ставке 10 % (п. 51 ст. 327 НК). Норма п. 5 ст. 326 НК на ситуацию, приведенную в вопросе, не распространяется.
Вышеизложенная норма не содержит ограничений по способу реализации (в частности, в лизинг) покупателям (юридическим или физическим лицам).
Следовательно, при реализации физическим лицам автомобилей GEELY в лизинг организация вправе применить ставку НДС в размере 10 %.
Эта ставка налога применяется в отношении товаров, отгруженных с 1 января 2011 г. |*|.
* Порядок налогообложения резидентов СЭЗ после 31 марта 2015 г. доступен для подписчиков электронного "ГБ"
Ввоз из России живых цыплят племенной линии разведения и ставка НДС
2 (274). Белорусская организация ввозит из Российской Федерации живых цыплят племенной линии разведения.
Может ли организация применить ставку НДС в размере 10 % при их ввозе?
Может.
При импорте товаров на территорию одного государства – члена ЕАЭС с территории другого государства – члена ЕАЭС косвенные налоги взимаются налоговыми органами государства – члена ЕАЭС, на территорию которого импортируются товары, если иное не установлено законодательством этого государства – члена ЕАЭС в части товаров, подлежащих маркировке акцизными марками (учетно-контрольными марками, знаками) |*|.
* Информация об ошибках в исчислении НДС при ввозе товаров из государств – членов ЕАЭС доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Ставки косвенных налогов во взаимной торговле при импорте товаров на территорию государства – члена ЕАЭС не должны превышать ставки косвенных налогов, которыми облагаются аналогичные товары при их реализации на территории этого государства – члена ЕАЭС (пп. 4, 5 ст. 72 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014; далее – Договор).
Суммы косвенных налогов, подлежащие уплате по товарам, импортированным на территорию одного государства – члена ЕАЭС с территории другого государства – члена ЕАЭС, исчисляются налогоплательщиком по налоговым ставкам, установленным законодательством государства – члена ЕАЭС, на территорию которого импортированы товары (п. 17 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение 18 к Договору)).
Ставку НДС в размере 10 % применяют при ввозе на территорию Республики Беларусь и (или) реализации продовольственных товаров по перечню, утвержденному Президентом Республики Беларусь (подп. 1.2.2 п. 1 ст. 102 НК).
Перечень продовольственных товаров и товаров для детей, по которым применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов при их ввозе на территорию Республики Беларусь и (или) при реализации на территории Республики Беларусь, утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 21.06.2007 № 287 (далее – Перечень).
В Перечне содержатся код по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее – ТН ВЭД ТС) 0105 и краткое наименование товара "живые животные". Кодом 0105 11 ТН ВЭД ТС классифицируется позиция "цыплята прародительских и материнских линий племенного разведения".
Таким образом, при ввозе из Российской Федерации цыплят племенной линии разведения можно применить ставку НДС в размере 10 %.
Реализация дачных домов нежилого (временного) назначения и НДС
3 (275). Организация реализует дачные дома нежилого (временного) назначения (бункеры).
Можно ли применить освобождение от НДС оборотов по их реализации?
Нельзя.
Объектами обложения НДС признают обороты по реализации товаров на территории Республики Беларусь (подп. 1.1 п. 1 ст. 93 НК) |**|.
** Информация об ошибках, допускаемых при определении объектов обложения НДС, доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Освобождают от НДС обороты по реализации на территории Республики Беларусь объектов жилищного фонда, не завершенных строительством объектов жилищного строительства и работ по строительству и ремонту объектов жилищного фонда, гаражей и автомобильных стоянок по перечню таких работ, утверждаемому Президентом Республики Беларусь (подп. 1.12 п. 1 ст. 94 НК).
Жилым помещением является предназначенное для проживания граждан помещение, отапливаемое, имеющее естественное освещение и соответствующее санитарным нормам, правилам и гигиеническим нормативам и иным техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям (п. 14 ст. 1 Жилищного кодекса Республики Беларусь).
Поскольку дачные дома нежилого (временного) назначения (бункеры) не являются жилыми помещениями, обороты по их реализации не освобождаются от НДС.
Работы по реконструкции объекта жилищного фонда и НДС
4 (276). Организация осуществляет работы по реконструкции объекта жилищного фонда.
Можно ли применить освобождение от НДС при реализации таких работ?
Можно, если работы включены в соответствующий перечень работ.
От НДС освобождают в т.ч. обороты по реализации на территории Республики Беларусь работ по строительству и ремонту объектов жилищного фонда, гаражей и автомобильных стоянок по перечню таких работ, утверждаемому Президентом Республики Беларусь (подп. 1.12 п. 1 ст. 94 НК).
Перечень работ по строительству и ремонту объектов жилищного фонда, гаражей и автомобильных стоянок, обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость, утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 26.03.2007 № 138 "О некоторых вопросах обложения налогом на добавленную стоимость" (далее – Перечень, Указ № 138 соответственно).
К строительству и ремонту относят в т.ч. реконструкцию, включая модернизацию (п. 1 Указа № 138).
Таким образом, организация может применить освобождение от НДС при реализации работ по реконструкции объекта жилищного фонда, если эти работы включены в Перечень |*|.
* Информация об авторском надзоре по объектам жилищного фонда и исчислении НДС доступна всем на портале GB.BY
Услуги по буксировке воздушных судов в аэропорту и нулевая ставка НДС
5 (277). Организация оказывает услуги по буксировке воздушных судов в аэропорту Республики Беларусь.
Может ли организация применить нулевую ставку НДС при реализации таких услуг?
Может, при наличии необходимых документов.
Ставку НДС в размере 0 % применяют при реализации услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах Республики Беларусь и воздушном пространстве Республики Беларусь, по обслуживанию, включая аэронавигационное обслуживание, воздушных судов, выполняющих международные полеты и (или) международные воздушные перевозки, по перечню таких услуг, утверждаемому Советом Министров Республики Беларусь (далее – Перечень) (подп. 1.1.1 п. 1 ст. 102 НК).
Данный Перечень утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.03.2013 № 227, и в него включена буксировка воздушного судна.
Основанием для применения нулевой ставки НДС при реализации этих услуг является наличие у плательщика следующих документов:
– договора (соглашения), на основании которого осуществляется оказание услуг;
– документов, подтверждающих оказание услуг;
– реестра документов, подтверждающих оказание услуг по обслуживанию воздушных судов, выполняющих международные полеты и (или) международные воздушные перевозки, с указанием наименований таких услуг, который плательщик представляет в налоговый орган по месту его постановки на учет одновременно с налоговой декларацией (расчетом) по НДС (п. 13 ст. 102 НК) |*|.
* Информация об ошибках при заполнении налоговой декларации (расчета) по НДС в 2015 г. доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Следовательно, организация может применить нулевую ставку НДС при реализации услуг по буксировке воздушных судов, которые оказываются ею непосредственно в аэропорту Республики Беларусь, при наличии вышеперечисленных документов.
Освобождение от акцизов
6 (278). Белорусская организация – производитель подакцизных товаров реализовала свою продукцию другой белорусской организации, которая впоследствии вывезла эти товары в Литву.
В качестве подтверждения вывоза данных товаров за пределы республики покупатель представил производителю подакцизной продукции копии заверенной личной номерной печатью должностного лица таможенного органа декларации на товары с отметками таможенного органа о выпуске подакцизных товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой с отметкой таможенного органа Республики Беларусь.
Имеет ли в этом случае белорусский производитель – продавец подакцизной продукции право на применение освобождения от акцизов?
Не имеет.
В связи с тем что у белорусского продавца продукции, которую вывозит ее белорусский покупатель с территории Республики Беларусь в Литовскую Республику, отсутствует контракт, заключенный с нерезидентом Республики Беларусь, на основании которого осуществляется реализация (передача) подакцизных товаров, а также он не осуществляет экспорт товаров, освобождение от акцизов у первого продавца этой продукции не применяется.
Обоснуем наш ответ.
Объектами обложения акцизами признают подакцизные товары, производимые плательщиками и реализуемые (передаваемые) ими на территории Республики Беларусь (подп. 1.1 п. 1 ст. 113 НК).
Местом реализации товаров признается территория Республики Беларусь, если товар находится на территории Республики Беларусь и не отгружается и не транспортируется покупателю (получателю, указанному покупателем) и (или) товар в момент начала отгрузки или транспортировки покупателю (получателю, указанному покупателем) находится на территории Республики Беларусь (ст. 32 НК).
Освобождаются от акцизов при реализации (передаче) подакцизные товары, помещенные под таможенную процедуру экспорта, реэкспорта, а также вывезенные (без обязательств об обратном ввозе на территорию Республики Беларусь) в государства – члены Таможенного союза, при условии подтверждения фактического вывоза подакцизных товаров за пределы территории Республики Беларусь (подп. 1.5 п. 1 ст. 114 НК).
Подтверждением фактического вывоза подакцизных товаров за пределы Республики Беларусь (кроме вывоза подакцизных товаров в государства – члены Таможенного союза) является наличие у плательщика:
– контракта плательщика, заключенного с нерезидентом Республики Беларусь, на основании которого осуществляется реализация (передача) подакцизных товаров;
– копии заверенной личной номерной печатью должностного лица таможенного органа декларации на товары с отметками таможенного органа о выпуске подакцизных товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой с отметкой таможенного органа Республики Беларусь "Товар вывезен" и указанием даты выдачи подтверждения или заверенный личной номерной печатью должностного лица таможенного органа специальный реестр вывезенных подакцизных товаров с отметкой таможенного органа Республики Беларусь "Товар вывезен" и указанием даты выдачи подтверждения (представляются в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией (расчетом) по акцизам плательщиками, не осуществляющими декларирование таможенным органам товаров в виде электронного документа).
Плательщики, осуществляющие декларирование таможенным органам товаров в виде электронного документа, представляют в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией (расчетом) по акцизам информацию о подтверждении вывоза подакцизных товаров за пределы Республики Беларусь в виде реестра номеров электронных таможенных деклараций на товары, выпущенные в соответствии с заявленной таможенной процедурой, с указанием даты разрешения на убытие товара за пределы Республики Беларусь (п. 2 ст. 114 НК) |*|.
* Порядок уплаты акцизов при отсутствии у организации подтверждения о вывозе за пределы республики подакцизных товаров доступен для подписчиков электронного "ГБ"
бухучет-2015
Безвозмездная передача основных средств: нужна ли накладная?
7 (279). Организация безвозмездную передачу основных средств, имеющих остаточную стоимость, в 2013–2015 гг. оформляла только актом о приеме-передаче основных средств, поскольку в отличие от ранее действовавшей инструкции по бухгалтерскому учету основных средств в настоящее время оформление накладной при безвозмездной передаче основных средств не предусмотрено.
Верно ли поступает организация?
Неверно. Организации следовало оформлять и накладную.
Ранее было предусмотрено, что выбытие объектов основных средств вследствие продажи, обмена, внесения в качестве вклада в уставный фонд и в других случаях, установленных законодательством, совершается на основании договора и оформляется актом о приеме-передаче объекта основных средств по форме ОС-1. Наряду с актом о приемепередаче объекта основных средств по форме ОС-1 следовало составлять товарнотранспортную накладную формы ТТН-1 либо товарную накладную на отпуск и оприходование товарно-материальных ценностей формы ТН-2 (п. 47 Инструкции об отражении в бухгалтерском учете хозяйственных операций с основными средствами, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 20.12.2001 № 127, которая действовала до 1 января 2013 г.).
В настоящее время действует Инструкция по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденная постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.04.2012 № 26 (далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ" – Инструкция № 26). В ней предусмотрено, что выбытие основных средств в результате реализации, безвозмездной передачи и в иных случаях |*|, установленных законодательством (за исключением случаев, указанных в п. 28 Инструкции № 26, а также отчуждения физическим лицам), надо оформлять актом о приемепередаче основных средств по форме согласно приложению 1 к постановлению Минфина Республики Беларусь от 22.04.2011 № 23.
* Информация о том, как отражать операции с основными средствами правильно, доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Справочно: выбытие основных средств в результате списания (в случае физического износа, утраты (гибели) в связи с чрезвычайными обстоятельствами и т.п.) оформляется актом о списании имущества (п. 28 Инструкции № 26).
Однако каждая хозяйственная операция подлежит оформлению первичным учетным документом (ст. 10 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З "О бухгалтерском учете и отчетности").
Основанием для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителя и оприходования их у грузополучателя, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета являются накладные ТТН-1 и ТН-2 (п. 2 Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 "Товарно-транспортная накладная" и ТН-2 "Товарная накладная", утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 18.12.2008 № 192).
Накладная ТТН-1 предназначена для учета движения товаров при их перемещении с участием транспортных средств (далее – автомобиль), расчетов за их перевозки и учета выполненной транспортной работы в порядке, установленном Законом Республики Беларусь от 14.08.2007 № 278-З "Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках".
Накладная ТН-2 используется для отпуска и приемки товаров, если их перемещение осуществляется без участия автомобиля (почтой или нарочным).
Таким образом, при безвозмездной передаче основных средств оформляется не только акт о приеме-передаче основных средств, но и в обязательном порядке накладные форм ТТН-1 или ТН-2.
Ликвидация оборудования, внесенного в качестве вклада в уставный фонд
8 (280). Один из учредителей общества с ограниченной ответственностью (ООО) в качестве вклада в уставный фонд внес основное средство (оборудование). Оборудование физически изношено и списывается, его ремонт признан экономически нецелесообразным.
Нужно ли при этом уменьшать размер уставного фонда организации? Каким образом данные операции отражаются на счетах бухгалтерского учета?
Изменять величину уставного фонда не нужно.
Уставный фонд |**| ООО составляется из стоимости вкладов его участников (ст. 89 Гражданского кодекса Республики Беларусь; далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ" – ГК). При списании основного средства (оборудования), внесенного в качестве вклада в уставный фонд ООО, уставный фонд общества не изменяется, пополнять его не нужно.
** Информация о способах пополнения уставного фонда организации доступна для подписчиков электронного "ГБ"
Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности (ст. 63 ГК).
Выбытие основных средств в результате списания (в случае физического износа, утраты (гибели) в связи с чрезвычайными обстоятельствами и т.п.) оформляется актом о списании имущества (п. 28 Инструкции № 26).
Форма данного акта законодательством не утверждена, следовательно, организация разрабатывает ее самостоятельно и закрепляет в учетной политике.
Справочно: первичные учетные документы, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, должны содержать следующие сведения:
– наименование документа, дату его составления;
– наименование организации, фамилию и инициалы индивидуального предпринимателя, являющегося участником хозяйственной операции;
– содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее оценку в натуральных и стоимостных показателях или в стоимостных показателях;
– должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и (или) правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и подписи.
Первичные учетные документы могут содержать иные сведения, не являющиеся обязательными.
При выбытии основных средств в учете необходимо отразить:
Д-т 02 "Амортизация основных средств" – К-т 01 "Основные средства"
– сумму накопленных по ним за весь период эксплуатации сумм амортизации и обесценения;
Д-т 91 "Прочие доходы и расходы" – К-т 01
– остаточную стоимость выбывающих основных средств;
Д-т 91 – К-т 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"
– расходы, связанные с выбытием основных средств;
Д-т 10 "Материалы" – К-т 91
– стоимость материалов, полученных при выбытии основных средств;
Д-т 83 "Добавочный капитал" – К-т 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)"
– сумму числящегося по выбывающим основным средствам добавочного фонда, образовавшегося в результате ранее проведенных переоценок данных основных средств.
Напомним, что оценка технического состояния, эксплуатационных характеристик и условий функционирования объектов относится к функциям комиссии организации по проведению амортизационной политики (п. 4 приложения 1 к Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры Республики Беларусь от 27.02.2009 № 37/18/6).
Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности
9 (281). Организация оговорила в учетной политике проведение инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности перед составлением годовой бухгалтерской отчетности по состоянию на 1 декабря.
В ноябре (в середине месяца) и декабре 2015 г. по некоторым задолженностям истекает срок исковой давности.
Каким образом такую задолженность отражать в актах инвентаризации: как с истекшим сроком исковой давности или нет?
Как не с истекшим сроком исковой давности.
Проведение инвентаризации активов и обязательств |*| организации обязательно, в т.ч. перед составлением годовой отчетности (ст. 13 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З "О бухгалтерском учете и отчетности"; далее – Закон).
* Информация об ошибках, допущенных при проведении инвентаризации активов и обязательств, доступна для подписчиков электронного "ГБ"
К инвентаризируемым активам относится, среди прочих активов, дебиторская и кредиторская задолженность (п. 2 Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180 (далее – Инструкция № 180)).
При установлении в учетной политике сроков проведения инвентаризации следует помнить ограничения, предусмотренные законодательством. В частности, перед составлением годовой бухгалтерской отчетности необходимо провести инвентаризацию активов и обязательств в следующие сроки:
– основных средств, нематериальных активов, незавершенного строительства, сырья, материалов, готовой продукции, товаров для реализации (в т.ч. товаров на складах, товаров в розничной торговле, тары под товаром и порожней, покупных изделий, продукты подсобного сельского хозяйства) – не ранее 1 ноября;
– незавершенного производства и полуфабрикатов – не ранее 1 ноября;
– животных на выращивании и откорме (в т.ч. молодняка животных) – не ранее 1 ноября;
– денежных средств – не ранее 1 декабря;
– обязательств и других активов – не ранее 1 декабря.
Эти сроки проведения инвентаризации указаны в п. 7 Инструкции № 180. Инвентаризация обязательств в части расчетов с банками и иными небанковскими кредитно-финансовыми организациями по кредитам, займам, а также с бюджетом покупателями и поставщиками, подотчетными лицами и работниками, депонентами, другими дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета расчетов (п. 62 Инструкции № 180). При этом оформляется акт инвентаризации согласно приложению 19 к Инструкции № 180.
При инвентаризации расчетов с поставщиками, покупателями, подрядчиками, заказчиками, прочими дебиторами и кредиторами определяется сумма дебиторской и кредиторской задолженности, не погашенная на 1 ноября отчетного года, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности, и составляется акт сверки расчетов с должниками (п. 63 Инструкции № 180).
Таким образом, инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности должна проводиться не ранее 1 декабря. Дата проведения инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности закрепляется в учетной политике организации. При этом определяется сумма дебиторской задолженности, не погашенная на 1 ноября отчетного года, на основании документов, подтверждающих наличие соответствующих сумм в бухгалтерском учете, актов сверки расчетов с должниками.
Поскольку в указанной в вопросе ситуации срок исковой давности по отдельным обязательствам истекает в ноябре (середине месяца) и декабре 2015 г., т.е. позже 1 ноября, то такие обязательства не следует указывать в гр. 5 "с истекшим сроком исковой давности" акта инвентаризации расчетов.
Справочно: в учетной политике организации, среди прочего, следует отразить порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации (п. 4 ст. 9 Закона).
Виталий Раковец, аудитор
ООО "АудитИнком"
таможенное законодательство
Ответственность за хищение товара, находящегося под таможенным контролем
10 (282). Белорусская транспортная организация поместила под таможенную процедуру таможенного транзита необработанные шкуры крупного рогатого скота, классифицируемые товарной позицией 4101 ТН ВЭД, с целью их вывоза из Республики Беларусь в Калининград через Литовскую Республику. На территории Республики Беларусь при перевозке до республиканского пункта таможенного оформления товар был похищен неизвестными лицами.
Рассмотрим вопросы, возникшие в приведенной ситуации.
10.1. Какая ответственность в данном случае может наступить для транспортной организации?
За выдачу (передачу) товаров, находящихся под таможенным контролем, без разрешения таможенного органа иным лицам либо их утрату предусмотрена административная ответственность в виде наложения штрафа на юридическое лицо – от 30 до 500 базовых величин (далее – БВ) с конфискацией товаров независимо от того, в чьей собственности они находятся, или без конфискации (ч. 2 ст. 14.2 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях; далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ" – КоАП).
Справочно: под утратой товаров понимается отсутствие товаров в наличии у лиц, в фактическом владении которых товары должны находиться при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с этой территории, а также при использовании товаров в соответствии с таможенной процедурой и (или) выпуском без помещения под таможенную процедуру, вследствие их уничтожения, хищения, неправомерного распоряжения ими, а также в результате естественной убыли товаров при нормальных условиях транспортировки, хранения (подп. 1.17 п. 1 ст. 7 Закона Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-З "О таможенном регулировании в Республике Беларусь").
Товары Таможенного союза находятся под таможенным контролем при их вывозе с таможенной территории Таможенного союза с момента регистрации таможенной декларации или иных документов, используемых в качестве таможенной декларации, либо совершения действия, непосредственно направленного на осуществление вывоза товаров с таможенной территории таможенного союза, и до пересеченияТаможенной границы (п. 4 ст. 96 Таможенного кодекса Таможенного союза; далее по тексту рубрики "Вопрос-ответ" – ТК ТС).
В рассматриваемой ситуации за утрату товаров, находящихся под таможенным контролем, транспортная организация может быть привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.2 КоАП.
Кроме того, перевозчик обязан произвести уплату вывозной таможенной пошлины в отношении похищенных необработанных шкур крупного рогатого скота в день регистрации таможенным органом транзитной декларации.
Обязанность по уплате вывозных таможенных пошлин в отношении товаров Таможенного союза, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита в соответствии с подп. 5 п. 2 ст. 215 ТК ТС, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом транзитной декларации (п. 1 ст. 228 ТК ТС).
Вывозные таможенные пошлины подлежат уплате в размерах, соответствующих суммам вывозных таможенных пошлин, которые подлежали бы уплате при помещении товаров под таможенную процедуру экспорта, исчисленным на день регистрации таможенным органом транзитной декларации.
В случае недоставки товаров в установленное таможенным органом место доставки сроком уплаты вывозных таможенных пошлин считается день регистрации таможенным органом транзитной декларации.
Обязанность по уплате вывозных таможенных пошлин |*| в отношении товаров Таможенного союза, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру таможенного транзита, прекращается у декларанта в следующих случаях:
* Материал об уплате таможенных пошлин доступен для подписчиков электронного "ГБ"
1) при завершении таможенной процедуры таможенного транзита в соответствии с п. 6 ст. 225 ТК ТС, за исключением случая, когда во время действия этой процедуры наступил срок уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов;
2) в случаях, установленных п. 2 ст. 80 ТК ТС.
Справочно: в отношении шкур крупного рогатого скота, классифицируемых в товарной позиции 4101 ТН ВЭД, установлена ставка вывозной таможенной пошлины в размере 500 евроза 1 000 кг (приложение к Указу Президента Республики Беларусь от 01.02.2011 № 40 "Об установлении ставок вывозных таможенных пошлин на кожевенное сырье").
10.2. Ввиду отсутствия средств у транспортной организации уплата вывозной таможенной пошлины произведена позже установленного срока.
Каковы последствия такой просрочки платежа?
При неуплате вывозной таможенной пошлины в установленный срок предусмотрена ответственность в виде взыскания пени (п. 4 ст. 91 ТК ТС). Порядок начисления, уплаты, взыскания и возврата пеней устанавливается законодательством государства – члена Таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов и пеней. Пени за каждый день просрочки определяют в процентах от неуплаченных сумм налога, сбора (пошлины) с учетом процентной ставки, равной 1/360 ставки рефинансирования Нацбанка, действовавшей в соответствующие периоды неисполнения налогового обязательства.
Расчет пеней производят по каждому такому периоду по формуле:
П = (ННО × КД × СР) / (360 × 100),
где П – размер пеней, начисленных в соответствующем периоде неисполнения налогового обязательства;
ННО – размер неисполненного налогового обязательства в соответствующем периоде неисполнения налогового обязательства, определенный с учетом положений части второй п. 3 ст. 52 НК;
КД – количество календарных дней, в течение которых неуплаченная сумма налога, сбора (пошлины) и ставка рефинансирования Нацбанка оставались неизменными, включая день уплаты (взыскания) соответствующей суммы налога, сбора (пошлины) либо день, предшествовавший дню, в котором была изменена ставка рефинансирования Нацбанка;
СР – ставка рефинансирования Нацбанка, действовавшая в соответствующие периоды неисполнения налогового обязательства.
Кроме того, транспортная организация может быть привлечена к административной ответственности по ч. 9 ст. 13.6 КоАП за неуплату в установленный срок плательщиком, иным обязанным лицом таможенного платежа на сумму более 10 БВ, в т.ч. совершенную должностным лицом юридического лица, в виде наложения штрафа в размере от 2 до 20 БВ, на юридическое лицо – в размере 20 % от неуплаченной суммы таможенного платежа, но не менее 2 БВ.
Если сумма задолженности по уплате вывозной таможенной пошлины превысит 360 млн. руб., то в отношении должностных лиц организации таможенный орган проведет проверку на предмет совершения ими уголовного преступления по ст. 231 Уголовного кодекса Республики Беларусь. Она предусматривает уголовную ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей в крупном размере в виде штрафа, или лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или исправительных работ на срок до 2 лет, или ареста, или лишения свободы на срок до 3 лет. То же деяние, совершенное повторно либо группой лиц по предварительному сговору, наказывается штрафом, или ограничением свободы на срок до 5 лет, или лишением свободы на срок 6 лет.
Уклонением от уплаты таможенных платежей в крупном размере признается уклонение, при котором сумма неуплаченных таможенных платежей превышает в 2 000 разразмер базовой величины, установленный на день совершения преступления.
Николай Дубинский, канд. техн. наук