Частный бизнес имеет больший потенциал для роста по сравнению с госорганизациями, но этот потенциал не может быть реализован, если существенно не изменятся правовые и экономические условия. Об этом говорится в преамбуле проекта Директивы Президента Республики Беларусь "О дополнительных мерах по развитию предпринимательской инициативы и стимулированию деловой активности в Республике Беларусь".
По сути это новая редакция Директивы от 31.12.2010 № 4 "О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь".
В проекте Директивы налоговому законодательству планируется придать характер, стимулирующий добросовестное исполнение налоговых обязательств и деловую инициативу, в том числе ввести мораторий (сроком на 3 года) на внесение в налоговое законодательство изменений, направленных на увеличение количества и (или) ставок налоговых и неналоговых платежей, а также усложняющих порядок расчетов. Мораторий предложено не распространять на налоговые льготы, полученные субъектами хозяйствования до принятия настоящей Директивы (за исключением льгот, предусмотренных Декретом Президента Республики Беларусь от 07.05.2012 № 6 и Законом Республики Беларусь "О свободных экономических зонах".
В числе предлагаемых мер в налоговой сфере:
- внедрение института налоговых консультантов;
- запрет на предоставление индивидуальных налоговых льгот;
- установление исчерпывающего перечня случаев предоставления льгот для отдельных категорий плательщиков.
В части совершенствования контрольной (надзорной) деятельности проектом Директивы предусмотрено:
- обеспечить защиту прав руководителей субъектов предпринимательской деятельности на деловой риск и уточнить критерии признания делового риска обоснованным;
- установить, что принятие решений по приостановлению деятельности субъектов хозяйствования возможно только по решению суда, за исключением случаев, когда такая деятельность приостанавливается в целях защиты жизни, здоровья и безопасности граждан.
Отдельное внимание уделено развитию частной собственности и обеспечению ее защиты.
В частности, планируется:
- определить критерии отнесения коммерческих организаций к субъектам малого и среднего предпринимательства с учетом международной практики, дополнив их критерием "объем годовой выручки";
- установить в законодательстве норму, предусматривающую что ущерб, причиненный собственникам в результате неправомерного ограничения (прекращения) права собственности, подлежит по решению суда возмещению соответствующими государственными органами в полном объеме в порядке, установленном законодательством;
- на постоянной основе проводить государственными органами с привлечением объединений субъектов предпринимательской деятельности правовой мониторинг принятых решений, в том числе ненормативных правовых актов, по вопросам, экономической деятельности, гарантий неприкосновенности частной собственности и на основе этого мониторинга вносить предложения по изменению законодательства с целью повышения его эффективности.
Для формирования условий и стимулов для развития предпринимательства планируется внедрить в практику передачу на конкурсной основе в доверительное управление имущественных комплексов низкорентабельных и убыточных предприятий негосударственным частным субъектам предпринимательства.