Оплата труда в бюджетной сфере: онлайн-конференция

20 декабря 2013

В Беларуси в настоящее время институт заработной платы работников бюджетных организаций сформирован на основе ее централизованного регулирования (Единая тарифная сетка работников Республики Беларусь, тарифная ставка первого разряда, утверждаемая правительством, и корректирующие коэффициенты, предусмотренные по соответствующим тарифным разрядам ЕТС). Основными документами в области оплаты труда бюджетников являются постановление Министерства труда № 6 от 21 января 2000 года, которым определены условия и размеры оплаты труда, а также постановление Министерства труда № 4 от 12 января 2000 года, которым определено повышение тарифной ставки (оклада) за стаж работы по специальности (в отрасли).

Как исчисляется тарифная ставка (оклад) и как она формируется? Каков порядок повышения и формирования тарифной ставки (оклада)? Как устанавливаются доплаты за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника? На эти и другие вопросы даны ответы во время онлайн-конференции на сайтах Минтруда и соцзащиты и БЕЛТА. В ней приняли участие Первый заместитель Министра труда и социальной защиты Петр Петрович Грушник, начальник главного управления труда и заработной платы Минтруда и соцзащиты Козлитинова Ирина Анатольевна, начальник управления оплаты труда в бюджетной сфере главного управления труда и заработной платы Минтруда и соцзащиты Пюрко Юрий Иосифович.

ВОПРОСЫ КОНФЕРЕНЦИИ:

Иванова Инга Анатольевна, Могилев:
Прошу разъяснить, при оплате труда работников, осуществляющих техническое обслуживание и обеспечивающих деятельность государственных органов нужно ли применять повышение оклада до 50% по Декрету Президента РБ от 26.07.1999г. № 29? Или для исчисления заработка данной категории работников необходимо руководствоваться только Положением о порядке и условиях оплаты труда работников, осуществляющих техническое обслуживание и обеспечивающих деятельность государственных органов, утвержденным Постановлением Совета Министров РБ от 22.04.2013 № 307 (повышение тарифных ставок (окладов) технических работников в среднем на 70 процентов за выполнение функций, связанных с обеспечением деятельности государственных органов? Можно ли платить одновременно и 50% за контракт и 70% за обеспечение деятельности госорганов?

Грушник Петр Петрович: Да, можно.

Повышение тарифной ставки (оклада), установленные работнику по Декрету ПРБ от 26.07.1999 г. №29 и постановлению СМ РБ от 22.04.2013 г. № 307, выплачиваются одновременно.

 

Шиманчик Н.А., Ивацевичи:
В трудовой книжке работника СМП указано, что он работал с 1984 года по 2004 год в должности фельдшера скорой медицинской помощи (без слова выездной бригады), с 2004 года по 2011 год- фельдшер (выездной бригады) отделения скорой медицинской помощи, (должность взята в скобочки), с 2011 года – фельдшер выездной бригады отделения скорой медицинской помощи. (Запись в трудовой книжке работника соответствовала штатному расписанию, приказам о приеме на работу). Вопрос: Является ли правомочным, комиссией нашей организации установить идентичность должностей фельдшер отделения скорой медицинской помощи, фельдшер (выездной бригады) и должности фельдшер выездной бригады отделения скорой медицинской помощи для возникновения у работников права на пенсию за выслугу лет? Если да, то достаточно ли будет провести анализ следующих документов (за 80-ые- 2000гг. лицевые счета, за 80-ые- 2000гг. тариф.листы, за 80-ые- 2000гг. номенклатура должностей, карты фотографии раб.времени за 2008,2013гг, должностная инструкция за 2012г.). Что делать в случае, если в некоторых вышеперечисленных документах нет подтверждения работы в выездной бригаде, но работа фактически проводилась. (руководствовались письмом Минздрава РБ № 08-1-26/699 от 20 августа 2012г.)

Грушник Петр Петрович: Одним из необходимых условий зачета в специальный стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет фельдшеру станции скорой и неотложной медицинской помощи и отделений скорой и неотложной медицинской помощи при городских, центральных, районных и других больницах, является документальное подтверждение работы в выездной бригаде. При отсутствии документов, подтверждающих работу фельдшера в выездной бригаде в отдельные периоды, данные периоды работы не могут быть учтены в специальный стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет.

Фельдшеры станции скорой и неотложной медицинской помощи подлежат профессиональному пенсионному страхованию в период работы в выездной бригаде при соблюдении установленных критериев оценки условий труда. Более подробную консультацию по поставленным вопросам Вы можете получить в территориальных органах по труду, занятости и социальной защите (на основании изучения документов о трудовой деятельности конкретных работников) и Фонда социальной защиты населения.

 

Николай, Слуцк:
Как будут переноситься рабочие дни в 2014 году?

Грушник Петр Петрович: Законодательством о труде Правительству Республики Беларусь предоставлено право по согласованию с Главой государства переносить отдельные рабочие дни на выходные дни, приходящиеся на субботу.

Ежегодно, до начала очередного календарного года постановлением Совета Министров Республики Беларусь осуществляются такие переносы исходя из рационального использования рабочего времени и целесообразности, предоставления возможности работникам спланировать заранее свой отдых в эти дни.
Начиная с 2013 года, в постановлении указываются все переносы, которые будут в календарном году.

На 2014 год принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 ноября 2013 года № 1012 «О переносе рабочих дней в 2014 году», в соответствии с которым в 2014 году будут осуществлены следующие переносы:

с четверга 2 января на субботу 4 января;

с понедельника 6 января на субботу 11 января;

со среды 30 апреля на субботу 3 мая;

с пятницы 4 июля на субботу 12 июля;

с пятницы 26 декабря на субботу 20 декабря.

 

Свирко Светлана, Полоцк:
Петр Петрович, добрый день! Когда ожидается очередное повышение тарифной ставки первого разряда для оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций?

Грушник Петр Петрович: В 2014 году повышение тарифной ставки первого разряда для оплаты труда работников бюджетной сферы будет производиться исходя из финансовых возможностей республиканского бюджета с учетом ситуации, складывающейся в экономике республики. В настоящее время данный вопрос прорабатывается с соответствующими государственными органами.

 

Анастасия, Минская область:
Как рассчитать тарифную ставку (оклад) работника бюджетной организации и повышения тарифной ставки (оклада)?

Козлитинова Ирина Анатольевна: Порядок исчисления тарифной ставки (оклада) работников бюджетных организаций установлен подпунктом 1.2 пункта 1 приложения 1 к постановлению Министерства труда Республики Беларусь от 21 января 2000 г. № 6 (далее – постановление № 6).

Тарифные ставки (оклады) работников определяются путем умножения тарифной ставки первого разряда, устанавливаемой Советом Министров Республики Беларусь, и тарифных коэффициентов Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь с учетом корректирующих коэффициентов.

Пунктом 4 приложения 1 к постановлению № 6 установлен порядок исчисления повышения тарифной ставки (оклада).

Все исчисленные размеры повышений тарифной ставки (оклада) суммируются с тарифной ставкой (окладом), рассчитанной в соответствии с подпунктом 1.2 пункта 1 приложения 1 к постановлению № 6, и формируют ставку (оклад).

 

Магнитский Василий, Минск:
Будет ли повышение тарифной ставки первого разряда с 1 января 2014 года? И в каком размере?

Грушник Петр Петрович: В 2014 году повышение тарифной ставки первого разряда для оплаты труда работников бюджетной сферы будет производиться исходя из финансовых возможностей республиканского бюджета с учетом ситуации, складывающейся в экономике республики. В настоящее время данный вопрос прорабатывается с соответствующими государственными органами.

 

Макаревич Елена, Жлобин:
Когда будут отменены корректирующие коэффициенты?

Грушник Петр Петрович: Размеры корректирующих коэффициентов к тарифным ставкам (окладам) работников бюджетных организаций, тарифицируемых с 1 по 21 разряд, установлены постановлением Министерства труда и социальной защиты от 14 января 2013 г. № 8. При этом все размеры корректирующих коэффициентов являются повышающими – 3,5-1,030.

В рамках выполнения Плана совместных действий Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка по структурному реформированию и повышению конкурентоспособности экономики Республики Беларусь, утвержденного постановлением Правительства и Национального банка от 10 октября 2013 г. № 895/15, предусматривается осуществить реформирование системы оплаты труда работников бюджетных организаций. В ходе его предполагается и отмена корректирующих коэффициентов.

 

Михайлова Светлана, Кобрин:
Здравствуйте! Расскажите, пожалуйста, о сути эксперимента по апробации отраслевой системы оплаты труда в учреждениях образования. Каковы результаты этого эксперимента?

Грушник Петр Петрович: Апробация отраслевой системы оплаты труда с 1 сентября 2013 г. проводится Министерством образования в качестве эксперимента по совершенствованию системы оплаты труда педагогических работников.

Отраслевая система предусматривает зависимость уровня оплаты труда педагогических работников от качества и результатов их работы. При этом учитываются отраслевые особенности, интенсивность труда педагогических работников путем установления отраслевых выплат за осуществление воспитательной и организационной работы, преподавание учебных предметов на повышенном уровне, работа с одаренными учащимися, участие в экспериментальной и инновационной деятельности учреждения образования и прочее. Значительно упрощается начисление заработной платы работникам.
Апробация отраслевой системы оплаты труда осуществляется в 5 учреждениях общего среднего образования г. Минска.

Поскольку указанный эксперимент не завершен и будет проводиться до 31 августа 2014 г., говорить о результатах его проведения ещё рано. При этом Министерством образования ежемесячно проводится мониторинг учреждений общего среднего образования, участвующих в проведении эксперимента.


Свирская Татьяна, Брестская область:
Планируется ли распространить новые подходы в системе оплаты труда по итогам эксперимента в учреждениях образования на другие бюджетные сферы - культуру, здравоохранение и т.д.?

Грушник Петр Петрович: Полученные результаты апробации отраслевой системы оплаты труда педагогических работников предполагается использовать при реформировании системы оплаты труда работников бюджетных организаций и, в первую очередь, для сферы образования.

 

Юрий, Минск:
Работнику трудовым контрактом предусмотрено повышение тарифной ставки в соответствии с подпунктом 2.5 пункта 2 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29. Учитывается ли данное повышение при исчислении премий и надбавок?

Козлитинова Ирина Анатольевна: В соответствии с пунктом 4 приложения 1 к постановлению № 6 повышение тарифной ставки (оклада) в соответствии с подпунктом 2.5 пункта 2 Декрета рассчитывается от тарифной ставки (оклада) и участвует в формировании ставки (оклада).

Следовательно, установленное повышение тарифной ставки (оклада) участвует при исчислении всех выплат, которые рассчитываются от ставки (оклада).

 

Трусович Элла, Минск:
У меня такой вопрос. Много говорится о планируемом переходе от централизованного регулирования вопросов оплаты труда в бюджетной сфере к сочетанию централизованного и децентрализованного. Собственно, в чем разница? И когда этот переход возможен?

Грушник Петр Петрович: В настоящее время заработная плата работников бюджетных организаций регулируется централизовано:

размеры средств, направляемых на выплаты стимулирующего характера и материальную помощь, установлены решениями Главы государства;

тарификация осуществляется по Единой тарифной сетке работников Республики Беларусь;

размер тарифной ставки первого разряда устанавливается Правительством Республики Беларусь;

условия оплаты труда работников бюджетных организаций, в том числе и отраслевые особенности, устанавливаются нормативными правовыми актами Минтруда и соцзащиты.

В ходе реформирования существующей системы оплаты труда работников бюджетных организаций планируется централизованное регулирование сохранить в отношении тарифной части заработной платы и условий оплаты труда, общих для всех отраслей бюджетной сферы.

Что касается выплат стимулирующего и компенсирующего характера и других условий, связанных с отраслевыми особенностями (надтарифная часть заработной платы), то предполагается их регулирование передать на отраслевой и региональный уровень.

 

Малкина Светлана, Барановичи:
Петр Петрович, какие новые подходы прорабатываются по упрощению существующей системы оплаты труда?

Грушник Петр Петрович: Да, на самом деле действующая система оплаты труда работников бюджетной сферы сложна и назрела необходимость её упрощения.

В ходе реформирования заработной платы работников бюджетной сферы предполагается:

перейти от централизованного регулирования к сочетанию централизованного и отраслевого (регионального) регулирования условий оплаты труда работников бюджетных организаций с расширением прав руководителей государственных органов и организаций в части, касающейся определения порядка, условий и размеров выплат, зависящих от отраслевой специфики и особенностей труда;

усовершенствовать Единую тарифную сетку работников Республики Беларусь;

отменить корректирующие коэффициенты к тарифным ставкам (окладам) работников бюджетных организаций;

оптимизировать структуру заработной платы работников бюджетных организаций.

 

Елена Николаевна, Молодечно:
Работник принят на работу библиотекарем, при этом до этого он проработал в должности архивиста. Засчитывается ли ему период работы архивистом в стаж работы по специальности (в отрасли)?

Козлитинова Ирина Анатольевна: Общий порядок исчисления стажа работы по специальности (в отрасли) для работников бюджетных организаций установлен Положением, утвержденным постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 12 января 2000 г. № 4 (далее – Положение).

Пунктом 3 Положения определено, что повышение тарифных ставок (окладов) за стаж работы по специальности производится специалистам, занимающим должности, предусмотренные перечнем, прилагаемым к Положению.

Пунктом 4 Положения определено, что повышение тарифных ставок (окладов) за стаж работы в отрасли производится работникам бюджетных организаций, должности которых не предусмотрены перечнем.

Следовательно, по должности библиотекаря необходимо исчислятьработы по специальности, так как указанная должность предусмотрена пунктом 6 перечня.

Пунктом 7 Положения установлено, что в стаж работы по специальности для повышения тарифных ставок (окладов) включается время работы (службы) специалистов в бюджетных организациях, на должностях, предусмотренных в перечне, независимо от отраслевой принадлежности бюджетной организации.
Таким образом, библиотекарю может быть засчитан период работы в должности архивиста.

 

Перова Ольга, Пинск:
В связи с отсутствием уборщика служебных помещений (временная нетрудоспособность) наниматель возложил обязанности уборщика служебных помещений на другого работника. В каком размере устанавливается ему оплата труда за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника?

Козлитинова Ирина Анатольевна: Для работников бюджетных организаций размер доплаты за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника установлен подпунктом 2.5 пункта 2 приложения 1 к постановлению № 6.

При этом доплата устанавливается в размере до тарифной ставки (оклада) отсутствующего работника в зависимости от объема выполняемых работ.

Следовательно, в данном случае доплата за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника может быть установлена в размере не более 100 процентов тарифной ставки уборщика служебных помещений.

 

Кириллина Ирина, Гродно:
Производится ли начисление премии на доплаты за ученые степени и звания?

Козлитинова Ирина Анатольевна: Доплаты за ученые степени и звания установлены Указом Президента Республики Беларусь от 25 сентября 2007 г. № 450.

Выплаты, на которые производится начисление премии работникам бюджетных организаций, перечислены в перечне дополнительных выплат стимулирующего и компенсирующего характера, утвержденном постановлением Министерства труда и социальной защиты от 5 февраля 2002 г. № 13, если иное не установлено законодательством.

Поскольку доплаты за ученые степени и звания не поименованы в указанном перечне, то начисление премии на них не производится.

 

Ильин Артем, Минск:
В процессе деятельности бюджетной организации требуется вносить какие-либо изменения или дополнения в штатное расписание организации. Например, в выпуск Единого квалификационного справочника должностей служащих (профессий) были внесены изменения в наименование какой – либо должности (профессии), вступившие в силу с 1 июня 2013 года. С какой даты необходимо вносить изменения в штатное расписание организации?

Козлитинова Ирина Анатольевна: В соответствии со статьей 194 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) штатное расписание является локальным нормативным правовым актом, составление и утверждение которого производится нанимателем организации.

Статьей 19 ТК предусмотрено, что с работниками заключается трудовой договор для выполнения работы по одной или нескольким должностям в соответствии со штатным расписанием, при этом наименование должности работника относится к обязательным условиям трудового договора и должно соответствовать квалификационным справочникам, утверждаемым в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь.

Таким образом, внесение изменений в штатное расписание организации (а также в трудовой договор с работником), связанное с изменением наименования должности должно производиться после введения в действие соответствующего нормативного правового акта, регламентирующего данный вопрос, в рассматриваемом случае с 1 июня 2013 г.

 

Комаров Олег, Гомель:
Подпунктом 1.5 пункта 1 приложения 1 к постановлению № 6 предусмотрено, что при превышении показателей, утвержденных для организаций первой группы по оплате труда, не менее чем в два раза тарифные оклады руководителей (тарифные оклады которых зависят от групп по оплате труда) повышаются на 15 процентов. Распространяется ли указанная норма на заместителя руководителя организации (заместитель директора)?

Козлитинова Ирина Анатольевна: Распространяется. Так как должность «заместитель руководителя» относится к категории «руководителей» и является производной должностью, должностные обязанности, требования к знаниям и квалификации по которой определяются на основе квалификационных характеристик, содержащихся в Едином квалификационном справочнике должностей служащих по должности соответствующего руководителя организации.
Кроме того подпунктом 1.5 пункта 1 приложения 1 к постановлению № 6 предусмотрено повышение тарифных окладов руководителям без уточнения конкретных наименований их должностей.

 

Самухина Елена, Брест:
Постановлением Министерства труда и социальной защиты от 31 августа 2012 г. № 9, таблица 4 приложения 24 к постановлению № 6, устанавливающая ставки почасовой оплаты труда за проведение учебных занятий и других видов работ, осуществляемых на основании гражданско-правовых договоров, исключена. Каким образом необходимо осуществлять оплату труда за проведение учебных занятий на основе гражданско-правовых договоров?

Козлитинова Ирина Анатольевна: Норма, устанавливающая ставки почасовой оплаты труда за проведение учебных занятий и других видов работ, осуществляемых на основании гражданско-правовых договоров, исключена из постановления № 6, в связи с тем, что обязательства, возникающие на основе договоров, предусмотренных гражданским законодательством, не подпадают под действие законодательства о труде.

Вопросы порядка и условий заключения гражданско-правовых договоров регулируются нормами Гражданского кодекса Республики Беларусь, а также Указом Президента Республики Беларусь от 6 июля 2005 г. № 314.

 

Смеляков Георгий, Минская область:
Каково в текущем году соотношение средней заработной платы работников бюджетной сферы и средней заработной платы работников в целом по республике? Каков прогноз по итогам года?

Грушник Петр Петрович: В 2013 году соотношение среднемесячной заработной платы работников бюджетных организаций к её уровню по республике колебалось в диапазоне 73-75 процентов. За январь-октябрь 2013 года оно составило 73,4 процента. По оценке, в декабре 2013 года оно может составить около 75 процентов.

 

Дорошенко Валерий, Гродно:
Предполагается, что показатель соотношения средней заработной платы работников бюджетной сферы и средней заработной платы работников в целом по республике не достигнет прогнозного показателя. Каковы, на Ваш взгляд, причины этого?

Грушник Петр Петрович: Соотношение среднемесячной заработной платы работников бюджетных организаций к её уровню по республике не является показателем прогноза социально-экономического развития.

 

Данилюк Т.П., Брест:
Глава государства поставил задачу довести соотношение средней заработной платы работников бюджетной сферы и средней заработной платы работников в целом по республике к 2015 году до 0,9. Каковы пути выполнения этой задачи?

Грушник Петр Петрович: Реализация поставленной Главой государства задачи по доведению соотношения среднемесячной заработной платы работников бюджетных организаций к её уровню по республике до 0,9 будет осуществляться, в первую очередь, за счет оптимизации сети бюджетных организаций и численности их работников, а также решаться в ходе реформирования системы оплаты труда работников бюджетных организаций.

 

Снегирева Светлана, Гомель:
Добрый день! Скажите, пожалуйста, в каком размере будет установлена минимальная заработная плата с 1 января 2014 года?

Грушник Петр Петрович: Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 декабря 2013 г. № 1076 с 1 января 2014 г. месячная минимальная заработная плата установлена в размере 1660,0 тыс. рублей, часовая – 9890 рублей.

 

Жиряков Степан, Минск:
Петр Петрович, почему темп роста тарифной ставки первого разряда отстает от темпов роста инфляции?

Грушник Петр Петрович: По данным Национального статистического комитета индекс потребительских цен за ноябрь 2013 г. нарастающим итогом к декабрю 2012 г. составил 113,8 процента.

Тарифная ставка первого разряда для оплаты труда работников бюджетной сферы с 1 сентября 2013 г. установлена в размере 260,0 тыс. рублей и по сравнению с декабрем 2012 г. (225,0 тыс. рублей) ее темп роста составил 115,6 процента.

 

Козлевич Олеся, Минск:
Чем объясняется такая существенная разница в средней зарплате работников разных отраслей бюджетной сферы? Например, у работников здравоохранения и соцобеспечения?

Грушник Петр Петрович: Уровень заработной платы работников бюджетных организаций зависит не только от размера тарифной ставки (оклада), но и от других факторов. Например, удельного высококвалифицированных работников в общей численности, дохода от внебюджетной деятельности организации, структурой заработной платы работников и других факторов.

Согласно статистическим данным среднемесячная заработная плата работников в сфере здравоохранения составила в октябре 2013 г. -3943,8 тыс. рублей, в сфере предоставления социальных услуг - 3089,1 тыс. рублей.

Более высокий уровень средней заработной платы работников в сфере здравоохранения по сравнению с уровнем средней заработной платы работников в сфере предоставления социальных услуг обусловлен тем, что в сфере здравоохранения доля высококвалифицированных работников в общей численности работников здравоохранения значительно выше, чем в сфере предоставления социальных услуг, а также больше возможностей для оказания платных услуг.
В сфере предоставления социальных услуг большинство социальных работников не имеют высшего образования, уровень их тарификации невысок (2-5 разряды). Порядка 5,2 процента общей численности работников этой сферы это работающие на условиях совместительства, то есть отрабатывающие в неделю не 40 часов, а 20, соответственно, и заработная плата им начисляется за 20 часов.

 

Минкова Т.Д., Молодечно:
Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, рассматривается ли вероятность отмены контрактной формы найма в бюджетной сфере?

Грушник Петр Петрович: В настоящее время этот вопрос не рассматривается. Однако следует отметить, что в мировой практике контрактная форма найма работников является наиболее распространенной.

 

Дроздович Татьяна, Могилев:
Петр Петрович! Обязательным ли в бюджетной организации является коллективный договор? Какие позиции в нем должны быть обязательно?

Грушник Петр Петрович: Согласно статье 361 Трудового Кодекса Республики Беларусь коллективные договоры могут заключаться в организациях любых организационно-правовых форм, их обособленных подразделениях (по вопросам, относящимся к компетенции этих подразделений).

Что должно включаться в коллективный договор указано в статье 364 Трудового Кодекса.

 

Заико З.В., Брест:
У меня вопрос относительно налога для тунеядцев. В прессе сообщалось, что у Министерства труда и соцзащиты есть предложения по категориям граждан, которые должны были бы возмещать услуги, оказываемые им государством. Каковы эти предложения?

Грушник Петр Петрович: Данный вопрос не относится к заявленной теме онлайн-конференции.

 

Котикова С.В., Гродненская область:
Добрый день! Обращаюсь с таким вопросом. В нашей организации (работаю преподавателем школы искусств) заключают контракты с пенсионерами на 9 месяцев - с сентября по май. Потом - увольнение. А контракт предлагают заключить в августе. Получается, мы все в подвешенном состоянии находимся - не знаем, предложат нам работу или нет. Соответствует ли трудовому законодательству такие действия руководства?

Козлитинова Ирина Анатольевна: В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. №29 контракт с работником заключается сроком не менее одного года.

 

Шарова З.В., Бобруйск:
Какова динамика численности бюджетников за последние годы в целом и по отраслям?

Козлитинова Ирина Анатольевна: По данным Белстата среднесписочная численность работников бюджетных организаций за октябрь 2013 г. Составила 854,5 тыс. человек или 27,5 процента от среднесписочной численности работников по республике. На протяжении последних трех лет это соотношение сохраняется.

 

Потупчиков Максим, Солигорск:
Сколько в Беларуси насчитывается работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций?

Козлитинова Ирина Анатольевна: В октябре 2013 года среднесписочная численность работников бюджетных организаций по данным Белстата составила 854,5 тыс. чел.

 

Загорская Мария, Полоцк:
Добрый день! У меня вопрос к Петру Петровичу. Скажите, пожалуйста, ЕТС - неизбежный атрибут оплаты труда бюджетников? Не планируется ли со временем придать ЕТС рекомендательный характер для бюджетной сферы?

Грушник Петр Петрович: Необходимость применения ЕТС при оплате труда работников бюджетной сферы обусловлена статьями 56 и 60 трудового кодекса Республики Беларусь.

В настоящее время прорабатывается вопрос о реформировании системы оплаты труда работников бюджетных организаций.

 

Колынец Василий Григорьевич, Осиповичи:
Здравствуйте! Позвольте в Вашем лице поблагодарить Минтруда за открытость и постоянную связь с простыми гражданами. У меня такие вопросы. 1. Есть ли норматив разницы ?бюджетного? руководителя и служащих в организации (учреждении). В отдельных он зашкаливает... 2. В нашей бюджетной сфере принято в установленные сроки подавать статотчетность о средней заработной плате в организации. Скажите, может было бы хоть раз логичнее из этого показателя сделать два - средняя зарплата руководящего состава и средняя зарплата служащих? Может быть, так хоть немного урезонили бы особенно голодных? на фонды стимулирования руководящих работников? Да и более четкая картинка была бы с доходами простых граждан. 3. Если бюджетник учреждения образования не согласен с методологией начисления заработной платы, где и как он может получить необходимые консультации и проверить соблюдение законности при ее начислении? 4. Какова позиция министерства по поводу стартовавшего в образовании эксперимента по финансированию учреждений и оплате труда? Разве реально выплачивать всем работником такие надбавки за категории (до 100%) и пр.? 5. Головной проблемой внедренной в 1999 году контрактной системы является в большинстве случаев низкие показатели увеличения тарифной ставки по Декрету ? 29. Сама контрактная ?идея? не такая уже плохая, но не сильно ли мы порой требуем с работника (дисциплина, качество труда и пр.), ?контрактируя? его на один год и стимулируя на 1% , а то и вовсе ничего? А как быть с контрактами в бюджетной организации, где нет достаточных средств для выполнения в полной мере норм Декрета ? 29?

Пюрко Юрий Иосифович: 1. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.10.2004 N 1290 коэффициент соотношения средней заработной платы руководителя и средней заработной платы работников бюджетной организации установлен не более 3,5.
Расчет указанного коэффициента соотношения производится в соответствии с Инструкцией о порядке исчисления коэффициента соотношения средней заработной платы руководителя и средней заработной платы работников бюджетной организации утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 15.11.2004 N 125.
2. Вопросы определения методологии и сроки представления статистической отчетности относятся к компетенции Белстата.
3. По вопросам начисления заработной платы работник вправе обратиться в бухгалтерию организации по месту его работы, а также в комитеты (управления) по труду, занятости и социальной защиты соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов. 4. В целях апробации отраслевой системы оплаты труда с 1 сентября 2013 г. в республике проводится эксперимент по совершенствованию системы оплаты труда педагогических работников.
Министерство труда и социальной защиты поддерживает проведение эксперимента.
5. Поскольку норма подпункта 2.5 пункта 2 Декрета Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 № 29 (повышение тарифных окладов до 50 процентов) носит императивный характер, то обязательна к применению при определении размеров оплаты труда всех работников, с которыми заключены контракты.
Что касается планирования расходов на указанное повышение, то данный вопрос находится в компетенции соответствующих специалистов организаций и Министерства финансов Республики Беларусь.

 

Миренко Василий Сергеевич, Мозырь:
Петр Петрович, добрый день! Хотелось бы знать Ваше мнение о перспективах введения в Беларуси налога для тунеядцев?

Грушник Петр Петрович: Данный вопрос не относится к заявленной теме онлайн-конференции.

 

Харланчук Т.М., Брестская область:
Скажите, пожалуйста, насколько зарплата женщин в бюджетной сфере ниже, чем зарплата мужчин? Чем это объясняется?

Грушник Петр Петрович: Согласно данным статистики по состоянию на декабрь 2012 г. отношение номинальной начисленной среднемесячной заработной платы женщин к заработной плате мужчин в бюджетной сфере составляло около 83%. Различный уровень заработной платы объясняется например, условиями и режимом труда, характерными для отдельных должностей (профессий), специфическими обязанностями (в системе здравоохранения - няни, санитарки и т.д.), уровнем укомплектованности руководящих должностей мужчинами и женщинами, прочими факторами.

 

Веремейко Дмитрий, Гродненская область:
Добрый день! В отраслях бюджетной сферы трудится много пенсионеров. Располагаете ли Вы данными о том, каков дельный вес работающих пенсионеров в целом в бюджетной сфере и в разрезе сфер деятельности (образование, здравоохранение, культуры, соцобеспечении и т.д.)?

Грушник Петр Петрович: Данный вопрос не относится к заявленной теме онлайн-конференции.

 

Харлапова Тамара, Минск:
Петр Петрович! Слышала, что планируются существенные изменения в отношении работающих пенсионеров. Мол, будут платить только зарплату, а пенсию - лишь неработающим пенсионерам. Насколько это соответствует действительности?

Грушник Петр Петрович:  Данный вопрос не относится к заявленной теме онлайн-конференции.

 

Ходжибекова Э.Д., Минск:
Министр финансов Андрей Харковец, представляя в парламенте законопроект "О республиканском бюджете на 2014 год", сообщил, что, по оценке, заработная плата бюджетников к концу 2014 года составит $530 в эквиваленте против $430 на конец текущего года. При этом источником увеличения зарплаты была названа оптимизация структуры и численности бюджетных организаций. Каких бюджетных отраслей коснется оптимизация?

Пюрко Юрий Иосифович: Решения об оптимизации структуры и численности бюджетных организаций будут приниматься на уровне каждой конкретной отрасли отраслевым государственным органом управления.

 

Якимова Светлана, Минск:
Каково в Беларуси соотношение численности бюджетников к численности населения? И каков этот показатель в других странах?

Пюрко Юрий Иосифович: По данным Белстата среднесписочная численность работников бюджетных организаций за октябрь 2013 г. Составила 854,5 тыс. человек или 27,5 процента от среднесписочной численности работников по республике.

На протяжении последних трех лет это соотношение сохраняется. Статистические данные по этому показателю в других странах в МТ и СЗ отсутствуют.

Источник: БелТА

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

icon-popup